Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:26, дипломная работа
Таким образом, целью работы является разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Изучить основы проведения маркетингового анализа.
3. Провести анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг исследуемого театра.
4. Разработать типологическую модель организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица».
Введение 3
глава 1 Сущность и значение маркетинга в сфере культуры 6
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры 6
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры 10
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры 18
глава 2 Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица» 28
2.1 Характеристика объекта исследования 28
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг 34
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры 47
Глава 3 Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры 55
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга 55
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра 68
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Место (place) – или канал распределения.
В нашем случае каналами распределения спектаклей являются следующие величины:
- известность актеров, занятых в спектаклях,
-
профессионализм режиссера-
- место расположения театра.
Таким образом, получается следующая картина.
Место расположения театра очень выгодное, так как Народный театр расположен в центре города, на главной улице – проспект Ленина.
Художественно-
А
вот известность актеров
Цена (price).
Цена на предоставляемый вид услуг является средней по городу. Тем не менее, цена на билеты в театр не является основным критерием выбора.
Кратчайший путь к формированию конкурентного преимущества проходит через те виды деятельности, в которых предприятие зарекомендовало себя лучше всего, а соперники не обладают достаточным опытом и не смогут развиться иначе как за счет высоких затрат или в течение длительного времени. Даже если предприятие не обладает никакими преимуществами, оно должно разрабатывать свою конкурентную стратегию на основе имеющихся ресурсов и приобретенных навыков. Но прежде необходимо изучить конкурентов, их сильные и слабые стороны, сравнить их деятельность с деятельностью Народного театра «Синяя птица».
По
результатам проведенных
Театр юного зрителя является конкурентом отрасли, однако в реальности у нас с ним разные группы потребителей, поэтому мы не будем рассматривать этот театр как конкурентный.
Камерный театр «Два Арлекина» также не является прямым конкурентом нашему театру, так как это театр двух актеров. На наш взгляд основными конкурентами Народного театра являются театр-студия «Риск» и ТАТД им. М. Горького.
После выявления конкурентов, необходим их анализ, который поможет провести детальный анализ преимуществ и недостатков Народного театра по сравнению с непосредственными конкурентами. Это поможет понять, в чем заключается преимущество Народного театра, которое можно будет подчеркнуть в рекламе, при продвижении театра и продаже билетов. Кроме того, зная слабые стороны, можно найти способы преодолеть их.
Оценка основных конкурентов Народного театра приведена в таблице 10. Характеристики, которые можно оценить количественно, будут приведены в абсолютных единицах. Неколичественные характеристики будут приведены в относительных единицах от 0 до 1.
Таблица 10
Оценка конкурентов
№ | Конкурентные характеристики | Народный театр «Синяя птица» | ТАДТ им. М. Горького | Театр-студия «Риск» |
1 | Количество зрительских мест | 100 | 729 | 1000 |
2 | Репертуар (разнообразие) | 0,75 | 1 | 0,75 |
3 | Профессионализм актеров | 0,7 | 1 | 0,6 |
4 | Цена на билеты | 0,7 | 1 | 0,6 |
5 | Известность (узнаваемость) | 0,6 | 1 | 0,7 |
6 | Уровень сервиса (продажа программ, буфет, фойе) | 0,7 | 1 | 0,7 |
7 | Комфортность зала | 0,85 | 1 | 0,85 |
Таким
образом, ТАДТ им. М.Горького находится,
так скажем вне конкуренции, так
как является государственным театром
с многовековой историей, и имеет
все необходимое для
Индекс конкурентоспособности товара определяется по формуле:
где n – количество оцениваемых параметров;
aj – вес параметра (значимость);
Таблица 11
Данные
для расчета индекса
Параметр | Народный театр «Синяя птица»Iанал.т | Театр-студия «Риск»Iобр | Вес параметра, aj | Индекс
параметра,
ij= iанал.т / iобр |
Количество зрительских мест | 0,25 | 1 | 0,1 | 4 |
Репертуар (разнообразие) | 0,65 | 0,75 | 0,15 | 0,87 |
Профессионализм актеров | 0,7 | 0,6 | 0,2 | 0,8 |
Цена на билеты | 0,6 | 0,75 | 0,2 | 1,17 |
Известность (узнаваемость) | 0,6 | 0,75 | 0,2 | 0,8 |
Уровень сервиса (продажа программ, буфет, фойе) | 0,6 | 0,7 | 0,12 | 0,87 |
Комфортность зала | 0,85 | 0,85 | 0,13 | 1 |
ij – индекс параметра, определяется по формуле: ij= iанал.т/ iобр,
iобр – величина параметра образца,
iанал.т – величина параметра анализируемой услуги.
J = 0,4 + 0,15*0,87 + 0,2*0,8 + 0,2*1,17 + 0,8*0,2 + 0,87*0,12 + 0,13 = 0,4 + 0,13 + 0,16 + 0,2 + 0,16 + 0,1 + 0,13 = 1,28.
Следовательно, наш театр не конкурентоспособен по отношению к театр-студии «Риск».
Основными
конкурентными «проигрышами»
Продвижение (promotion).
На сегодняшний момент у театра существуют два канала распространения информации.
Первый из них - студенты колледжа, которые рассказывают своим знакомым о постановках и деятельности театра.
Второй – это постоянные зрители, которые распространяют информацию о театре также через своих знакомых.
Кроме того, потенциальными зрителями театра становятся школьники и их родители, в чьих школах Народный театр «Синяя птица» проводил выступления на праздниках.
Это говорит, о том, что у Народного театра нет специально направленных каналов распределения, которыми могут служить реклама в средствах массовой информации.
Проведем сегментацию потребителей театральных услуг.
На
поведение покупателей
Процесс принятия решения о покупке товара или услуги у потребителей протекает через ряд этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.
Чтобы определить потребность в театре у жителей нашего города, необходимо также провести опрос путем анкетирования. Опрос проводился в торговом центре «Метро» по адресу пр. Ленина, 41, а также в местах распространения билетов в театры города Тулы.
По возрастной категории зрители, приходящие в театр, расположились следующим образом (рис. 10).
Рис. 10. Возрастные категории зрителей
По поведенческим признакам сегментации рынка классифицируют потребителей по их поведению на рынке.
По мотивам совершения покупки или услуги (поиска выгод) можно выделить следующие группы потребителей с ориентацией на:
Полная полученная характеристика зрителя, приходящего в Народный театр, дана в таблице 11.
Каждый спектакль и репертуар имеет своего зрителя. Статистика говорит о том, что посетители Народного театра предпочитают современные постановки. Большой популярностью также пользуется детский репертуар - инсценирование мультфильмов, сказок. Классика, как известно, всегда в моде.
Рассматривая зрителей в зависимости от расположения в зале, стоит отметить, что на первых рядах располагаются люди среднего возраста и старше. Первые ряды зала обычно полностью заполнены. Это говорит о том, что цена на билеты в Народный театр невысока, так как именно эти места самые высокооплачиваемые. Средина зала заполняется семьями с детьми (на детских спектаклях), а также молодежью. Последние места чаще всего посещает молодежь города, включая самих студентов училища.
Таблица 11
Характеристика зрителей, посещающих театры г. Тулы
Характеристика зрителей | Результат опроса |
Возраст | 20-45 лет |
Пол | женский |
Семейное положение | 50/50 (есть или нет семьи) |
Доход | до 15000 руб. на человека |
Сфера деятельности | Образование, сфера услуг |
Жилье | Большинство имеют свое жилье |
Образование | Имеют или получают в данный момент |
Откуда знают о театре | Большинство от знакомых |