Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:26, дипломная работа
Таким образом, целью работы является разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Изучить основы проведения маркетингового анализа.
3. Провести анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг исследуемого театра.
4. Разработать типологическую модель организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица».
Введение 3
глава 1 Сущность и значение маркетинга в сфере культуры 6
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры 6
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры 10
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры 18
глава 2 Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица» 28
2.1 Характеристика объекта исследования 28
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг 34
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры 47
Глава 3 Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры 55
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга 55
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра 68
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Любая преуспевающая организация не может теперь обойтись без тщательного, на научной основе организованного программирования всех элементов своей деятельности.
Нельзя точно определить какой должна быть организационная структура. На специфику организационного построения маркетинговой службы влияют следующие факторы: вид деятельности; объем производства; численность; специализация с учетом отраслевой направленности; географическая удаленность от конечных потребителей; система дистрибьюции и масштабы диверсификации.
Организационная
структура маркетинговой
Маркетинговая структура любой организации как целостная совокупность взаимосвязанных элементов должна быть подвижной, гибкой, с высокой степенью адаптации к переменам, доступным и результативным механизмом управления.
Создание организационных структур управления должно сопровождаться соблюдением принципов:
Среди множества типов структур управления маркетинга в практике предпринимательства доминируют функциональные, товарные и региональные, нацеленные на различные рынки сбыта.
Функциональная структура управления маркетингом, или целевая ориентация маркетинговой деятельности по функциям, - это самая распространенная форма организационного построения.
Структуру данного типа управления маркетингом, как правило, возглавляет вице- президент по маркетингу, либо директор по маркетингу, либо начальник департамента (отдела маркетинга).
При данном типе организации
маркетинг выступает как
Достоинства:
Недостатки:
В этом случае можно рекомендовать выделить в самостоятельные направления следующие виды деятельности:
- изучение конъюнктуры рынка, планирование ассортимента и нового сервиса;
- реклама, выставки и «паблик рилейшнз»;
- организация товародвижения и создания дилерской сети.
Товарная структура управления обеспечивает продуктовую стратегию требующую анализа и прогнозирования жизненного цикла каждого продукта в отдельности, оценки его конкурентоспособности. В данном случае выделяются самостоятельные подразделения, нацеленные на определенный вид продукта или группу продуктов.
Достоинства:
Недостатки:
Региональная структура управления.
На предприятиях выпускающих продукцию или услуги, потребляемую многими регионами, в каждом из которых целесообразно учитывать специфику потребления этой продукции, маркетинговые структуры могут быть организованы по регионам. При организации маркетинга по региональному принципу торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемой территории и работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды. Такая маркетинговая структура чаще всего встречается в крупных децентрализованных фирмах (особенно международных) с обширными рынками, которые иногда разграничиваются на отдельные.
Достоинства и недостатки.
Маркетинговые
структуры могут считаться
Для
определения структуры
Во-первых, необходимо выявить вопросы, стоящие перед службой маркетинга и пути их решения. В таблице 17 сформулированы цели службы маркетинга в зависимости от стоящей проблемы.
Таблица 17
Цели службы маркетинга
Проблема | Цели службы маркетинга |
Недооценка растущей конкуренции | Исследовать конкурентов |
Отсутствие имиджа театра | Разработать имидж |
Слабая реакция на изменение потребностей | Систематическое исследование потребителей |
Слабая работа по рекламе | Разработать рекламную компанию |
По географическому положению: Народный театр «Синяя птица» расположен в г. Тула.
Масштабы организации: исследуемая организация относится к мелким.
Сбытовая деятельность в нашем случае представлена услугами, которые предлагает театр – это спектакли. Потребители – люди, любящие театр и искусство.
Таким образом, организация предоставляет услуги непосредственно конечному потребителю.
Исходя из проведенных исследований, построим структуру службы маркетинга Народного театра «Синяя птица» (рис.16).
Служба маркетинга нашего театра должна состоять минимум из 3 элементов: начальник службы маркетинга, бюро прогнозирования и планирования маркетинга, бюро рекламы и Public Relations.
Как видно из схемы организации службы маркетинга, на фирме используется структура функциональной ориентации. Такой тип структуры является наиболее рациональным в данном случае, так как организация не является крупной и реализует услуги одного наименования.
Рис. 16. Организационная структура службы маркетинга
Начальник службы маркетинга подчиняется непосредственно руководителю театра и директору ТОККиИ. Он координирует и несет ответственность за работу всей службы в целом. Численность службы маркетинга составляет 3 человека. В идеале состав службы маркетинга должен быть больше, но ограниченное финансирование не позволяет нам произвести большие денежные траты единовременно.
1. Бюро изучение рынка, сбыта и спроса.
Задачи бюро изучения рынка сбыта и спроса:
Функции:
2. Бюро рекламы и Public Relations.
Задачи бюро рекламы и Public Relations:
Функции:
Данная структура более целесообразна на исследуемом предприятии. Функциональная организация маркетинга базируется на разделение труда по установившимся и вновь возникающим функциям, на специализации работников. Функциональная организация маркетинга обладает высокой маневренностью благодаря простоте управления.