Маркетинг на предприятии АПК на примере ООО «Кигбаево Агро» Сарапульского района Удмуртской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить маркетинговую деятельность на предприятии АПК.
В основные задачи входит дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии предприятия, проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и деятельность на рынке молочной продукции, предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
МАРКЕТИНГ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ….....6
Понятие «маркетинг» и его соотношение с менеджментом………..6
Задачи менеджмента и маркетинга…………………………………..8
Особенности маркетинга средств производства……………………10
Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе…...13
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И УСЛОВИЙ ЕГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ……………………………………………………….17
Местоположение предприятия………………………………………17
Структура предприятия………………………………………………18
Экономические показатели хозяйствования………………………..19
Анализ экономических показателей хозяйствования……………...21
Состав, структура использования земельных ресурсов….21
Анализ обеспеченности основными средствами…………22
Анализ обеспеченности оборотными средствами………..25
Анализ кадрового состава………………………………….29
Экономическая оценка состава затрат на производство и себестоимость продукции………………………………….30
Экономическая характеристика производственной деятельности…………………………………………………32
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..36
Анализ рынка продукции и услуг предприятия…………………....36
Стратегия маркетинга на предприятии……………………………..38
SWOT-анализ выявления недостатков маркетинговой деятельности и «дерево целей» маркетинга предприятия………………………..41
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ ООО «КИГБАЕВО АГРО»………………………46
Разработка и обоснование комплекса мероприятий совершенствования процесса принятия маркетинговых решений……………………………………………………………….46
Оценка экономической эффективности и комплекса мероприятий…………………………………………………………..47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………51
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55

Работа содержит 1 файл

ВСЯ КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 223.50 Кб (Скачать)

Реализация  основной функции дополняется комплексом разнообразных функций и видов  деятельности, аналогичных функциям традиционного маркетинга.

Задачи агромаркетинга:

- Завоевание определенной доли  рынка потребителей, удовлетворение  и расширение ее в соответствии  с целями фирмы-производителя;

- Ориентация на долговременные  результаты рыночной деятельности;

- Применение тактики активного  приспособления производства к  требованиям потребителей;

- Целенаправленное воздействие  на потребителей для увеличения  объемов продаж и получения  желаемой прибыли.

 

3.3 SWOT-анализ выявления недостатков маркетинговой деятельности на предприятии и «дерево целей»

Ключевым моментом при  разработке маркетинговой стратегии  фирмы является анализ внутренней и внешний среды. Анализ внутренней среды позволяет выявить возможности предприятия для реализации стратегии; анализ внешний среды необходим потому, что изменения в этой среде могут привести как к расширению маркетинговых возможностей, так и к ограничению сферы успешного маркетинга.

Довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды является SWOT-анализ. Кроме того, SWOT-анализ позволяет разработать перечень стратегических действий, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия и его развитие. При его проведении первоначально выявляются слабые и сильные стороны – это факторы внутренней среды, которые будут способствовать или препятствовать эффективной работе фирмы; а также возможности и угрозы - факторы внешней среды, которые благоприятствуют или препятствуют развитию и эффективному функционированию организации.

Таблица 11 – Сильные и слабые стороны предприятия ООО «Кигбаево Агро»

Группы

Сильные стороны

Слабые стороны

Организация, менеджмент

Уникальная система обучения новых сотрудников, позволяющая  им быстро овладеть навыками выращивания  сельхозпродукции и ее переработки

Низкий уровень оплаты труда, в результате — большая  текучесть кадров. Зависимость уровня заработной платы от сезона года. Отсутствие оперативной связи между сотрудниками

Организация производства

Большой перечень надежных поставщиков материально-технических  ресурсов. Обеспеченность на 75 % средствами производства. Хорошее качество продукции

Недостаточное обеспечение  информационными технологиями. Высокий  износ техники и оборудования

Финансовая среда

Высокая рентабельность производства. Выгодное сотрудничество с «Росагролизинг», позволяющее покупать технику в рассрочку на несколько лет под низкий процент

70 % поступлений денежных  средств имеет сезонный характер. Остальные 30 % не могут в полной  мере обеспечить предприятие  деньгами в другие периоды.  Отсутствие внешних инвестиций  в предприятие из-за высокого  риска аграрного бизнеса

Маркетинговая политика

Известность торговой марки  ООО «Кигбаево Агро» на рынке. Возможность круглогодичного присутствия на рынке. Большой ассортимент товара, позволяющий устанавливать цены и скидки

Недостаточное количество крупных  постоянных клиентов


 

 

В таблице 12 отражены возможности и угрозы предприятия.

Таблица 12 - Возможности и угрозы ООО «Кигбаево Агро»

Группы

Возможности

Угрозы

Спрос и предложение

Постоянство спроса на сельхозпродукцию

Неопределенность структуры  предложения

Конкуренция

Расширение ассортимента производимой продукции

Давление конкурентов

Сбыт

Приобретение торговых помещений  и аренда складов. Выход на новые  рынки

Потеря постоянных клиентов. Наличие у покупателей ограничений  в потреблении какого-либо продукта предприятия. Большая зависимость  цен на продукцию от внешних факторов

Экономическая ситуация

Увеличение рентабельности продукции. Привлечение инвестиций для развития производства

Снижение покупательской способности. Инфляционные процессы. Увеличение налогового давления на предприятие. Большой  процент кредитных ресурсов. Отсутствие помощи со стороны государства в  необходимых объемах

Политические и правовые факторы

 

Изменение законодательства, усиление регулятивных мер

Социальная обстановка

Увеличение заинтересованности людей в работе на предприятии  путем урегулирования заработной платы  и социального пакета. Уменьшение текучести кадров

Переход опытных сотрудников  к конкурентам с более благоприятными условиями работы

Экологические и природные  факторы

 

Плохие погодные условия, снижающие урожай и качество продукции


 

Дерево целей - это графическое изображение связи между целями и средствами их достижения, построенное по принципу дедуктивной логики и с применением эвристических процедур. Дерево целей позволяет представить полную картину взаимосвязей будущих событий вплоть до получения перечня конкретных задач и получить информацию об их относительной важности. Оно обеспечивает работу по доведению целей до непосредственных исполнителей путем построения соответствия между организационной структурой управления и структурой целей.

 

 

Схема 1 – «Дерево целей» маркетинговой деятельности

 

В заключении можно отметить, что маркетинговая деятельность предприятия представляет собой непрерывный процесс, который постоянно совершенствуется под влиянием внешней и внутренней среды, гибкой системы управления контролем над стратегией маркетинга в мониторинговом режиме. В связи с этим наряду с методом SWOT-анализа и «дерева целей» необходимо использовать и другие инструменты и методы менеджмента, совершенствуя их и адаптируя к современным российским условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1.  Разработка и обоснование комплекса мероприятий совершенствования процесса принятия маркетинговых решений

 

  Маркетинговый подход является общепризнанным направлением в создании и реализации фирмами продукции и услуг  самого различного назначения. В странах  с развитой экономикой маркетинговой  сфере уделяется большое внимание. Это связано с тем, что неэффективная  работа МС фирмы может привести не только к упущенной выгоде, но и  к прямым убыткам. Даже несмотря на вероятностный характер таких нежелательных  событий, в развитие маркетинга вкладываются значительные средства. При рыночных отношениях фирмы действуют в  условиях конкуренции, изменчивой внешней  среды и неполной информации о  ней. Поэтому они вынуждены осуществлять полноценный информационный мониторинг внешней среды и, в первую очередь, рынков своей продукции и услуг. Другой стороной маркетинга является эффективное использование такой  информации, которая связана с  многовариантным анализом и обоснованием принимаемых управленческих решений  на всех уровнях - оперативном, текущем  и стратегическом. Как показывает практика, в условиях трансформации  отечественной экономики в рыночную, маркетинг нередко является наиболее "узким местом". При неэффективной маркетинговой системе становятся невостребованными гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирмы.

В сфере маркетинга выделяют семь областей анализа:

1.           Доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его общей емкости является важной целью предприятия. Необходимо установить тенденции изменения доли рынка предприятия по сравнению с конкурентами.

2.           Разнообразие и качество номенклатуры товаров. Предприятия должны активно расширять номенклатуру. Она должна быть оптимальной по прибыльности.

Анализ должен дать оценку отклонений от оптимальности.

3.           Рыночная демографическая статистика. Анализ должен позволить оценить проблемы, связанные с изменениями на рынках и интересами потребителей.

4.           Исследования и разработки. Еще одной проблемой являются исследования и разработки новых товаров и рынков. В конкурентной среде необходимы исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг, предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Одним из наиболее слабых мест российских предприятия является функция обслуживания. Эффективное обслуживание позволяет продать больше товаров, создает и сохраняет лояльность клиентов. Предприятия могут устанавливать высокие цены благодаря превосходному обслуживанию клиентов.

5.           Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Координация и эффективность сбыта, рекламы и продвижения товара являются важнейшей управленческой функцией.

6.           Прибыли. Постоянный контроль за валовым доходом и прибылью от различных товаров и услуг является важным рычагом управления при анализе функции маркетинга.

 

    1.  Оценка экономической эффективности и комплекса мероприятий

Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать  курс на потребителя, постоянно следить  за тем, что ему нужно, а также  следить за деятельностью конкурентов, определять их сильные и слабые стороны, определять направления совершенствования  маркетинговой деятельности, разрабатывать  и добиваться выполнения планов и  программ маркетинговой деятельности, доводить маркетинговую информацию до других подразделений предприятия.

Основную часть продукции ООО «Кигбаево Агро» 50,15% (на 2011 год) составляет молоко цельное. Однако, продолжающийся рост конкурентной борьбы, привел к необходимости уделить работе маркетинговой службы особое внимание.

Таблица 13 - Динамика продаж молока

Объем продаж, тыс. руб.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Молоко

27796

45218

49921


Потребители подтвердили потребность в продукции ООО «Кигбаево Агро». Анализ рынка показал наличие большого по объему, но не устойчивого спроса на продукцию.

Правильное размещение рекламы  и управление рекламной кампанией  зависят от умения оценить ее эффективность. Большинство методов измерения  рекламы носит прикладной характер и применимо лишь к определенным видам рекламы. Фирмы заинтересованы в выяснении того, насколько малы или велики  их затраты на рекламу. Это можно просчитать по следующей формуле:

Доля расходов * Доля голосов * Доля мнений * Доля рынка

Это значит, что доля рекламных  расходов обуславливает долю голосов, которые фирма подает через рекламу.

Таблица 14 - Расчет эффективности рекламы ООО «Кигбаево Агро»

Отчетный год

Расходы на рекламу, тыс.руб

Доля информационного  воздействия, %

Доля рынка, %

Эффективность рекламы, % (столбец 4/столбец 3)

2010

10

23,4

35,0

50

2011

10

57,1

40,0

70

2012

8

28,6

28,6

100

2013

6

14,3

31,4

220


 

Эффективность рекламы =Доля рынка / Доля голосов

Эффективность рекламы = 31,4/14,3=220

Оценка эффективности  рекламы, равная 100, означает эффективный  уровень рекламных расходов; Оценка ниже 100-относительно неэффективный  уровень; оценка выше 100 – очень эффективный  уровень.

В 2012 году ООО «Кигбаево Агро» будет принадлежать 28,6% всех рекламных расходов, и ее доля рынка составляет 28,6%. Следовательно, ее затраты более эффективны.

В 2013 году ООО «Кигбаево Агро» будет расходовать на рекламу лишь 14,3% от общей суммы, тем не менее ее доля рынка достигла 31,4%. В данном случае, хотя вложение средств и достаточно эффективно, расходы на рекламу целесообразно увеличить.

Важное значение для оценки выполнения программы имеет динамика реализации продукции.

Таблица 15 - Динамика реализации продукции молока, ц

Год

Объем реализации

Темпы    роста  в %

базисные

Цепные

2009

34016

100

100

2010

39790

116,9

116,9

2011

36440

91,6

107,1


Расчеты темпов роста:

Базисные (39790:34016) * 100 = 116,9%  

               (36440:39790) * 100 = 91,6%

Цепные    (39790:34016) * 100 = 116,9%                  

(36440:34016) * 100 = 107,1%

Наблюдается нестабильность объемов реализации молока: в 2010 году повышение на 16,9%, а в 2011 году спад на 8,4%. Но в целом за анализируемый период реализация молока увеличилась на 7,1 %. Чтобы увеличить объем продаж, необходимо заняться продвижением товара на рынок, разработать ряд стратегий, тактик и методов по формированию устойчивого спроса и стимулирования сбыта, разработать такую ценовую политику, которая была бы привлекательной как для покупателя, так и для продавца, изыскать резервы по повышению уровня конкурентоспособности продукции.

Объемы продаж, выручка  от реализации, сумма полученной прибыли  зависят так же от рынков сбыта. Следовательно, надо изучить динамику о положении  каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3 года. Рассмотрим в 16 таблице анализ динамики рынка сбыта по продукции мяса КРС и молока.

Таблица 16 - Анализ динамики рынков сбыта

Показатель

2009

2010

2011

Молоко

Объем реализации

Прибыль, руб.

Затраты, руб.

Рентабельность, %

34016

27796

40207

69,1

39790

45218

42047

1,08

36440

49921

42580

1,17

 

Мясо КРС

Объем реализации, руб.

Прибыль, руб.

Затраты, руб.

Рентабельность, %

3354

16299

24763

65,8

3504

18456

29458

62,7

2174

14022

25611

54,7

             

Информация о работе Маркетинг на предприятии АПК на примере ООО «Кигбаево Агро» Сарапульского района Удмуртской Республики