Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить маркетинговую деятельность на предприятии АПК.
В основные задачи входит дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии предприятия, проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и деятельность на рынке молочной продукции, предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
МАРКЕТИНГ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ….....6
Понятие «маркетинг» и его соотношение с менеджментом………..6
Задачи менеджмента и маркетинга…………………………………..8
Особенности маркетинга средств производства……………………10
Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе…...13
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И УСЛОВИЙ ЕГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ……………………………………………………….17
Местоположение предприятия………………………………………17
Структура предприятия………………………………………………18
Экономические показатели хозяйствования………………………..19
Анализ экономических показателей хозяйствования……………...21
Состав, структура использования земельных ресурсов….21
Анализ обеспеченности основными средствами…………22
Анализ обеспеченности оборотными средствами………..25
Анализ кадрового состава………………………………….29
Экономическая оценка состава затрат на производство и себестоимость продукции………………………………….30
Экономическая характеристика производственной деятельности…………………………………………………32
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..36
Анализ рынка продукции и услуг предприятия…………………....36
Стратегия маркетинга на предприятии……………………………..38
SWOT-анализ выявления недостатков маркетинговой деятельности и «дерево целей» маркетинга предприятия………………………..41
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ ООО «КИГБАЕВО АГРО»………………………46
Разработка и обоснование комплекса мероприятий совершенствования процесса принятия маркетинговых решений……………………………………………………………….46
Оценка экономической эффективности и комплекса мероприятий…………………………………………………………..47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………51
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55
Основные виды выпускаемой продукции являются: картофель, столовые корнеплодные и клубнеплодные культуры - выращивание; масличные культуры – выращивание; мясо и пищевые субпродукты сельскохозяйственных животных – производство; крупный рогатый скот – разведение; мясо и мясные продукты готовые и консервированные – производство; автотранспорт грузовой неспециализированный; молоко жидкое обработанное – производство;
Специализация сельскохозяйственного производства означает уровень развития производительных сил и разновидность деятельности организации. Специализация ведет к повышению однородности производства.
Таблица 1 – Структура товарной продукции
Продукция |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
В среднем за три года | ||||
Денеж. выручка, тыс.руб. |
% |
Денеж. выручка, тыс.руб. |
% |
Денеж. выручка, тыс.руб. |
% |
Денеж. выручка, тыс.руб. |
% | |
Зерновые |
23409 |
32,07 |
18580 |
21,64 |
19242 |
22,31 |
20410,3 |
24,98 |
Прочая прод. раст |
1651 |
2,26 |
283 |
0,33 |
49 |
0,06 |
661,0 |
0,81 |
Продукция раст. собств произв-ва, реализ. в перераб. виде |
952 |
1,30 |
653 |
0,76 |
800 |
0,93 |
801,7 |
0,98 |
Итого по растен-ву |
26012 |
35,64 |
19516 |
22,73 |
20091 |
23,29 |
21873,0 |
26,77 |
КРС |
16299 |
22,33 |
18456 |
21,49 |
14022 |
16,26 |
16259,0 |
19,90 |
Лошади |
17 |
0,02 |
16 |
0,02 |
11,0 |
0,01 | ||
Молоко цельное |
27796 |
38,08 |
45218 |
52,66 |
49921 |
57,88 |
40978,3 |
50,15 |
Прочая прод. жив |
223 |
0,31 |
131 |
0,15 |
98 |
0,11 |
150,7 |
0,18 |
Итого по жив-ву |
44318 |
60,72 |
63822 |
74,32 |
64057 |
74,27 |
57399,0 |
70,25 |
Прочая |
2656 |
3,64 |
2536 |
2,95 |
2106 |
2,44 |
2432,7 |
2,98 |
ИТОГО |
72986 |
100 |
85874 |
100 |
86254 |
100 |
81704,7 |
100 |
Коэффициент специализации |
0,32 |
0,39 |
0,43 |
0,38 | ||||
Направление специализации |
животноводство, молочное |
животноводство, молочное |
животноводство, молочное |
животноводство, молочное |
Специализация сельскохозяйственной
зоны или отдельного предприятия
заключается в выделении
В сельском хозяйстве специализация
предприятия осуществляется с учётом
не только экономических, социальных и
демографических факторов, но и специфики
сельскохозяйственного
По данным таблицы видно,
что предприятие имеет
Проанализировав динамику изменения структуры товарной продукции можно сделать вывод о том, что предприятие находится на пути по углублению в специализацию по производству молока. Ее ускорению в хозяйстве на наш взгляд будет способствовать научно-технический прогресс, создание крупных индустриальных центров, наличие рынков сбыта, складывающиеся цены на сельскохозяйственную продукцию, улучшение условий кормления и содержания животных. Повышение специализации создает благоприятные условия для повышения экономической эффективности производства.
Земельные ресурсы являются базисом для производства биологической продукции. Они ограничены в пространстве и незаменимы, поэтому необходимо экономно и рационально использовать, охранять их.
Таблица 2 – Структура земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||||
площадь, га |
Структура, % |
площадь, га |
Структура, % |
площадь, га |
Структура, % | ||||
с/х угодий |
земел. ресурсов |
с/х угодий |
земел. ресурсов |
с/х угодий |
земел. ресурсов | ||||
Пашня |
15623 |
100 |
100 |
13150 |
100 |
100 |
13150 |
100 |
100 |
Итого сельхозугодий |
15623 |
100 |
100 |
13150 |
100 |
100 |
13150 |
100 |
100 |
Всего закреплено земли |
15623 |
100 |
100 |
13150 |
100 |
100 |
13150 |
100 |
100 |
Земля в производстве выступает в качестве главного средства производства. Она является основной производственной деятельности и важнейшим условием человеческого общества. Поэтому рациональное использование земельных ресурсов – это главный фактор, определяющий успешность деятельности любой организации.
За анализируемый период структура земельных ресурсов предприятия изменилась один раз в 2010 году, уменьшившись на 2473 га (15,8%). В настоящее время за хозяйством всего закреплено земли 13150 га. также видно, что все земельные ресурсы предназначены и используются под пашню. Отсюда можно сделать вывод, что предприятие полностью использует свой земельный потенциал.
Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционногo цикла, если он длится дольше года).
Состав и структуру основных средств предприятия рассмотрим в таблице 3.
Таблица 3 - Состав и структура основных средств предприятия
Показатель |
Год | |||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||
тыс.руб. |
в % к итогу |
тыс.руб. |
в % к итогу |
тыс.руб. |
в % к итогу | |
Здания, сооружения и передаточные устройства |
3688 |
4,2 |
6154,5 |
4,9 |
9855,5 |
7,1 |
Машины и оборудование |
63281 |
71,4 |
90620 |
72,4 |
94454 |
68,4 |
Транспортные средства |
2863,5 |
3,2 |
3351 |
2,7 |
3993,5 |
2,9 |
Производственный и |
218 |
0,2 |
218 |
0,2 |
218 |
0,2 |
Рабочий скот |
54,5 |
0,1 |
59 |
0,0 |
49 |
0,0 |
Продуктивный скот |
18556 |
20,9 |
24804 |
19,8 |
29570,5 |
21,4 |
ИТОГО |
88661 |
100 |
125206,5 |
100 |
138140,5 |
100 |
Основные фонды являются
важнейшим элементом
Улучшения использования основных средств на предприятии можно достигнуть путем:
освобождения предприятия от излишнего оборудования, машин и других основных средств или сдачи их в аренду;
своевременного и
приобретения
повышения уровня квалификации обслуживающего персонала;
своевременного обновления, особенно активной части, основных средств с целью недопущения чрезмерного морального и физического износа;
повышения коэффициента сменности
работы предприятия, если в этом имеется
экономическая
улучшения качества подготовки сырья и материалов к процессу производства;
повышения уровня механизации и автоматизации производства;
обеспечения там, где это экономически целесообразно, централизации ремонтных служб;
повышения уровня концентрации, специализации и комбинирования производства;
внедрения новой техники и прогрессивной технологии — малоотходной, безотходной, энерго- и топливосберегающей;
совершенствования организации производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и простоя в работе машин и оборудования.
Пути улучшения использования основных средств зависят от конкретных условий, сложившихся на предприятии за тот или иной период времени.
Оборотные средства представляют
собой наиболее активную часть капитала
организации, предназначение которой
заключается в обеспечении
Проанализируем в динамике показатели наличия и структуры оборотных средств в таблице 4.
Таблица 4 – Состав и структура оборотных средств предприятия
Показатель |
Год | |||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||
тыс.руб. |
в % к итогу |
тыс.руб. |
в % к итогу |
тыс.руб. |
в % к итогу | |
Запасы |
121926 |
73,4 |
116921 |
76,2 |
151319 |
90,6 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
3552 |
2,1 |
2625 |
1,7 |
1757 |
1,1 |
дебиторская задолженность |
15225 |
9,2 |
20568 |
13,4 |
8226 |
4,9 |
Финансовые вложения |
21332 |
12,8 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Денежные средства |
4026 |
2,4 |
13261 |
8,6 |
5647 |
3,4 |
Прочие оборотные активы |
45 |
0,0 |
47 |
0,0 |
34 |
0,0 |
Итого оборотных средств |
166106 |
100,0 |
153422 |
100,0 |
166983 |
100,0 |