Маркетинг на предприятии АПК на примере ООО «Кигбаево Агро» Сарапульского района Удмуртской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить маркетинговую деятельность на предприятии АПК.
В основные задачи входит дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии предприятия, проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и деятельность на рынке молочной продукции, предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
МАРКЕТИНГ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ….....6
Понятие «маркетинг» и его соотношение с менеджментом………..6
Задачи менеджмента и маркетинга…………………………………..8
Особенности маркетинга средств производства……………………10
Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе…...13
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И УСЛОВИЙ ЕГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ……………………………………………………….17
Местоположение предприятия………………………………………17
Структура предприятия………………………………………………18
Экономические показатели хозяйствования………………………..19
Анализ экономических показателей хозяйствования……………...21
Состав, структура использования земельных ресурсов….21
Анализ обеспеченности основными средствами…………22
Анализ обеспеченности оборотными средствами………..25
Анализ кадрового состава………………………………….29
Экономическая оценка состава затрат на производство и себестоимость продукции………………………………….30
Экономическая характеристика производственной деятельности…………………………………………………32
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..36
Анализ рынка продукции и услуг предприятия…………………....36
Стратегия маркетинга на предприятии……………………………..38
SWOT-анализ выявления недостатков маркетинговой деятельности и «дерево целей» маркетинга предприятия………………………..41
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ ООО «КИГБАЕВО АГРО»………………………46
Разработка и обоснование комплекса мероприятий совершенствования процесса принятия маркетинговых решений……………………………………………………………….46
Оценка экономической эффективности и комплекса мероприятий…………………………………………………………..47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………51
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55

Работа содержит 1 файл

ВСЯ КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 223.50 Кб (Скачать)

Основные виды выпускаемой продукции являются: картофель, столовые корнеплодные и клубнеплодные культуры - выращивание; масличные культуры – выращивание; мясо и пищевые субпродукты сельскохозяйственных животных – производство; крупный рогатый скот – разведение; мясо и мясные продукты готовые и консервированные – производство; автотранспорт грузовой неспециализированный; молоко жидкое обработанное – производство;

Специализация сельскохозяйственного  производства означает уровень развития производительных сил и разновидность  деятельности организации. Специализация  ведет к повышению однородности производства.

Таблица 1 – Структура товарной продукции

Продукция

2009 г.

2010 г.

2011 г.

В среднем за три года

Денеж. выручка, тыс.руб.

%

Денеж. выручка, тыс.руб.

%

Денеж. выручка, тыс.руб.

%

Денеж. выручка, тыс.руб.

%

Зерновые

23409

32,07

18580

21,64

19242

22,31

20410,3

24,98

Прочая прод. раст

1651

2,26

283

0,33

49

0,06

661,0

0,81

Продукция раст. собств произв-ва, реализ. в перераб. виде

952

1,30

653

0,76

800

0,93

801,7

0,98

Итого по растен-ву

26012

35,64

19516

22,73

20091

23,29

21873,0

26,77

КРС

16299

22,33

18456

21,49

14022

16,26

16259,0

19,90

Лошади

   

17

0,02

16

0,02

11,0

0,01

Молоко цельное

27796

38,08

45218

52,66

49921

57,88

40978,3

50,15

Прочая прод. жив

223

0,31

131

0,15

98

0,11

150,7

0,18

Итого по жив-ву

44318

60,72

63822

74,32

64057

74,27

57399,0

70,25

Прочая

2656

3,64

2536

2,95

2106

2,44

2432,7

2,98

ИТОГО

72986

100

85874

100

86254

100

81704,7

100

Коэффициент специализации

0,32

0,39

0,43

0,38

Направление специализации

животноводство, молочное

животноводство, молочное

животноводство, молочное

животноводство, молочное


Специализация сельскохозяйственной зоны или отдельного предприятия  заключается в выделении главной  отрасли и создании условий для  ее преимущественного развития. Она  характеризует производственные направления  и определяет отраслевую структуру  зоны или хозяйства. А коэффициент  специализации характеризует степень  сосредоточения предприятия на конкретном производстве.

В сельском хозяйстве специализация  предприятия осуществляется с учётом не только экономических, социальных и  демографических факторов, но и специфики  сельскохозяйственного производства (природных условий, биологических  свойств растений и животных, особенностей использования земли, материальных и трудовых ресурсов, транспортных средств и т.д.). Поэтому многие хозяйства представляют собой комбинированные  предприятия, в которых сочетается несколько отраслей, имеющих разное экономическое значение.

По данным таблицы видно, что предприятие имеет несколько  направлений деятельности как в  растениеводстве, так и в животноводстве. Доминирующим же является животноводство, а именно, молочное скотоводство. В  динамике видно, что предприятие  с каждым годом  увеличивает удельный вес этой отрасли (2009г – 38,08%; 2010 г.- 52,66%; 2011- 57,88,4%) Также необходимо отметить еще одно направление имеющее относительно высокие показатели удельного веса в общем объеме продукции – это выращивание зерновых. Удельный вес которого в среднем за три года равен 24,98%. Но также стоит отметить (из табл. Расчет средней цены реализации.), что предприятию не выгоден этот вид продукции на протяжении двух лет (2009-2010), так как его производственная себестоимость больше средней цены реализации. Из всего вышесказанного следует, что предприятие специализируется на производстве молока цельного. Также за 3 года уровень специализации хоть и медленно, но увеличивается с 0,32 в 2009 г. до 0,43 в 2011 г., а это означает, что предприятие с каждым годом все больше сосредотачивается на производстве молока и возможно в скором времени будет углубленно заниматься производством этого вида продукции, что может быть связано с определенными рисками.

Проанализировав динамику изменения  структуры товарной продукции можно  сделать вывод о том, что предприятие  находится на пути по углублению в  специализацию по производству молока. Ее ускорению в хозяйстве на наш  взгляд будет способствовать научно-технический  прогресс, создание крупных индустриальных центров, наличие рынков сбыта, складывающиеся цены на сельскохозяйственную продукцию, улучшение условий кормления и содержания животных. Повышение специализации создает благоприятные условия для повышения экономической эффективности производства.

 

    1. Анализ экономических показателей
      1. . Состав, структура земельных ресурсов

Земельные ресурсы являются базисом для производства биологической  продукции. Они ограничены в пространстве и незаменимы, поэтому необходимо экономно и рационально использовать, охранять их. 

 

Таблица 2 – Структура земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

площадь, га

Структура, %

площадь, га

Структура, %

площадь, га

Структура, %

с/х угодий

земел. ресурсов

с/х угодий

земел. ресурсов

с/х угодий

земел. ресурсов

Пашня

15623

100

100

13150

100

100

13150

100

100

Итого сельхозугодий

15623

100

100

13150

100

100

13150

100

100

Всего закреплено земли

15623

100

100

13150

100

100

13150

100

100


Земля в производстве выступает  в качестве главного средства производства. Она является основной производственной деятельности и важнейшим условием человеческого общества. Поэтому  рациональное использование земельных  ресурсов – это главный фактор, определяющий успешность деятельности любой организации.

За анализируемый период структура земельных ресурсов предприятия  изменилась один раз в 2010 году, уменьшившись на 2473 га (15,8%). В настоящее время за хозяйством всего закреплено земли 13150 га. также видно, что все земельные ресурсы предназначены и используются под пашню. Отсюда можно сделать вывод, что предприятие полностью использует свой земельный потенциал.

 

      1. Анализ обеспеченности основными средствами

Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционногo цикла, если он длится дольше года).

Состав и структуру основных средств предприятия рассмотрим в таблице 3.

Таблица 3 - Состав и структура основных средств предприятия

Показатель

Год

2009 г.

2010 г.

2011 г.

тыс.руб.

в % к итогу

тыс.руб.

в % к итогу

тыс.руб.

в % к итогу

Здания, сооружения и передаточные устройства

3688

4,2

6154,5

4,9

9855,5

7,1

Машины и оборудование

63281

71,4

90620

72,4

94454

68,4

Транспортные средства

2863,5

3,2

3351

2,7

3993,5

2,9

Производственный и хозяйственный  инвентарь

218

0,2

218

0,2

218

0,2

Рабочий скот

54,5

0,1

59

0,0

49

0,0

Продуктивный скот

18556

20,9

24804

19,8

29570,5

21,4

ИТОГО

88661

100

125206,5

100

138140,5

100


Основные фонды являются важнейшим элементом материально-технической  базы в связи с тем, что они  многократно участвуют в процессе производства. Данный вид производственных ресурсов, как правило, составляет значительную часть в структуре основного  капитала. Большой удельный вес приходится на основные фонды производственного  назначения, которые в своей совокупности определяют производственную мощь организации. В структуре основных фондов ООО  «Кигбаево Агро» большую часть составляют активные показатели – машины и оборудование, транспортные средств, рабочий и продуктивный скот. Машины и оборудования занимают в среднем за три года 70,7% от всех показателей основных средств; транспортные средства – 2,9%, а рабочий и продуктивный скот 0,0% и 20,7% соответственно. Из пассивных показателей здания, сооружения и передаточные устройства увеличились за три года на 6167,5 тыс. руб. и в 2011 году стали составлять 7,1% от общего числа основных фондов.  Любое предприятие должно стремиться к повышению эффективности использования своих основных производственных фондов. Это является залогом увеличения выработки продукции, что в конечном итоге ведет к увеличению доходов, а, следовательно, к повышению уровня рентабельности. Поэтому проблема максимальной эффективности основных фондов должна стать одной из ключевых для организации. В процессе производства или реализации эксплуатируемые основные средства изнашиваются физически и устаревают морально. Для повышения степени эффективности использования основных производственных фондов и уменьшения степени их износа ООО «Кигбаево Агро» могут использоваться следующие пути: увеличение сменности работы оборудования; увеличение степени использования производственной мощности оборудования; сокращение внутрисменных простоев; повышение уровня организации ухода за фондами; своевременное проведение капитального ремонта, а также планово-предупредительных мероприятий; повышение трудовой дисциплины; обеспечение производства необходимым числом рабочих; обеспеченность материалами и инвентарем и т.д.

Улучшения использования  основных средств на предприятии  можно достигнуть путем:

освобождения предприятия  от излишнего оборудования, машин и других основных средств или сдачи их в аренду;

своевременного и качественного  проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов;

приобретения высококачественных основных средств;

повышения уровня квалификации обслуживающего персонала;

своевременного обновления, особенно активной части, основных средств с целью недопущения чрезмерного морального и физического износа;

повышения коэффициента сменности  работы предприятия, если в этом имеется  экономическая целесообразность;

улучшения качества подготовки сырья и материалов к процессу производства;

повышения уровня механизации  и автоматизации производства;

обеспечения там, где это  экономически целесообразно, централизации ремонтных служб;

повышения уровня концентрации, специализации и комбинирования производства;

внедрения новой техники  и прогрессивной технологии —  малоотходной, безотходной, энерго- и топливосберегающей;

совершенствования организации  производства и труда с целью  сокращения потерь рабочего времени  и простоя в работе машин и  оборудования.

Пути улучшения использования  основных средств зависят от конкретных условий, сложившихся на предприятии  за тот или иной период времени.

 

      1. Анализ обеспеченности оборотными средствами

Оборотные средства представляют собой наиболее активную часть капитала организации, предназначение которой  заключается в обеспечении минимального периода продолжительности хозяйственных  процессов, что необходимо в целях  достижения максимальных объемов производства и реализации продукции.

Проанализируем в динамике показатели наличия и структуры оборотных средств в таблице 4.

Таблица 4 – Состав и структура оборотных средств предприятия

Показатель

Год

2009 г.

2010 г.

2011 г.

тыс.руб.

в % к итогу

тыс.руб.

в % к итогу

тыс.руб.

в % к итогу

Запасы

121926

73,4

116921

76,2

151319

90,6

Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям

3552

2,1

2625

1,7

1757

1,1

дебиторская задолженность 

15225

9,2

20568

13,4

8226

4,9

Финансовые вложения

21332

12,8

0

0,0

0

0,0

Денежные средства

4026

2,4

13261

8,6

5647

3,4

Прочие оборотные активы

45

0,0

47

0,0

34

0,0

Итого оборотных средств

166106

100,0

153422

100,0

166983

100,0

Информация о работе Маркетинг на предприятии АПК на примере ООО «Кигбаево Агро» Сарапульского района Удмуртской Республики