Маркетинг на предприятии АПК на примере ООО «Кигбаево Агро» Сарапульского района Удмуртской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить маркетинговую деятельность на предприятии АПК.
В основные задачи входит дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии предприятия, проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и деятельность на рынке молочной продукции, предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
МАРКЕТИНГ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ….....6
Понятие «маркетинг» и его соотношение с менеджментом………..6
Задачи менеджмента и маркетинга…………………………………..8
Особенности маркетинга средств производства……………………10
Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе…...13
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И УСЛОВИЙ ЕГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ……………………………………………………….17
Местоположение предприятия………………………………………17
Структура предприятия………………………………………………18
Экономические показатели хозяйствования………………………..19
Анализ экономических показателей хозяйствования……………...21
Состав, структура использования земельных ресурсов….21
Анализ обеспеченности основными средствами…………22
Анализ обеспеченности оборотными средствами………..25
Анализ кадрового состава………………………………….29
Экономическая оценка состава затрат на производство и себестоимость продукции………………………………….30
Экономическая характеристика производственной деятельности…………………………………………………32
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..36
Анализ рынка продукции и услуг предприятия…………………....36
Стратегия маркетинга на предприятии……………………………..38
SWOT-анализ выявления недостатков маркетинговой деятельности и «дерево целей» маркетинга предприятия………………………..41
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ ООО «КИГБАЕВО АГРО»………………………46
Разработка и обоснование комплекса мероприятий совершенствования процесса принятия маркетинговых решений……………………………………………………………….46
Оценка экономической эффективности и комплекса мероприятий…………………………………………………………..47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………51
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55

Работа содержит 1 файл

ВСЯ КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 223.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

Кафедра менеджмента и  права

 

 

                                                                               ПРОВЕРИЛ

                                                                       к.э.н., доцент    Е.А.Некрасова

                                                                        «___» _________2012г.______

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы  менеджмента»

на тему: «Маркетинг на предприятии  АПК на примере ООО «Кигбаево Агро» Сарапульского района Удмуртской Республики»

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

экономического факультета

группа541                                                                                        Субаева А.Р.

                                                                              

Зарегистрировано на кафедре

__________________  ______

 

 

 

Ижевск, 2012

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

  1. МАРКЕТИНГ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ….....6
    1. Понятие «маркетинг» и его соотношение с менеджментом………..6
    2. Задачи менеджмента и маркетинга…………………………………..8
    3. Особенности маркетинга средств производства……………………10
    4. Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе…...13
  2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И УСЛОВИЙ ЕГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ……………………………………………………….17
    1. Местоположение  предприятия………………………………………17
    2. Структура предприятия………………………………………………18
    3. Экономические показатели хозяйствования………………………..19
    4. Анализ экономических показателей хозяйствования……………...21
      1. Состав, структура использования земельных ресурсов….21
      2. Анализ обеспеченности основными средствами…………22
      3. Анализ обеспеченности оборотными средствами………..25
      4. Анализ кадрового состава………………………………….29
      5. Экономическая оценка состава затрат на производство и себестоимость продукции………………………………….30
      6. Экономическая характеристика производственной деятельности…………………………………………………32
  3. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..36
    1. Анализ рынка продукции и услуг предприятия…………………....36
    2. Стратегия маркетинга на предприятии……………………………..38
    3. SWOT-анализ выявления недостатков маркетинговой деятельности и «дерево целей»  маркетинга предприятия………………………..41
  4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ ООО «КИГБАЕВО АГРО»………………………46
    1. Разработка и обоснование комплекса мероприятий совершенствования процесса принятия маркетинговых решений……………………………………………………………….46
    2. Оценка экономической эффективности и комплекса мероприятий…………………………………………………………..47

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………51

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...53

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

После перехода России к  рыночной экономике сельское хозяйство  страны пришло в упадок. Большинство  сельскохозяйственных предприятий  оказалось не в состоянии приспособиться к выживанию в сложившихся жёстких экономических условиях. Адаптируясь к сформировавшимся условиям, многие сельскохозяйственные предприятия ограничились сменой организационно-правовой формы и названия предприятия, не изменяя при этом сложившейся производственной структуры и структуры аппарата управления, даже если они явно неэффективны в современной ситуации.

Рыночные отношения в  АПК требуют формирования адекватного  рынку механизма управления, включающего  совокупность всех методов управления. Важным направлением более эффективного использования экономических и организационных методов управления в рыночных условиях является маркетинг.

Актуальность исследуемой  темы курсовой работы является необходимость развития аграрного рынка, осуществления производственно-сбытовой деятельности агропромышленных предприятий с ориентацией на потребителя, что осуществляется с помощью правильной маркетинговой деятельности.

Цель курсовой работы –  изучить маркетинговую деятельность на предприятии АПК.

В основные задачи входит дать теоретическое обоснование маркетинговой  стратегии предприятия, проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и деятельность на рынке молочной  продукции, предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.  
  Объектом исследования послужит сельскохозяйственное предприятие ООО «Кигбаево Агро» Сарапульского района Удмуртской Республики. Предметом исследования являются аспекты организации маркетинговой деятельности на этом предприятии. 

В качестве методов исследования предприятия выступают следующие:  
·              анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга;  
·              прогноз деятельности предприятия после внедрения предложенных мероприятий.

Информационной базой  исследования послужат годовые отчеты ООО «Кигбаево Агро» за 2009, 2010 и за 2011 годы, работы Филиппа Котлера, Лестера Вундермана и отечественных специалистов: Кретов И.И., Соловьев Б.А., Романов А.Е., Кузнецов В.В..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МАРКЕТИНГ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

    1. Понятие «маркетинг» и его соотношение с менеджментом

Маркетинг - это система организации  и управления производственной и  сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию  и услуги и получение прибыли.

В термин «маркетинг» специалисты  вкладывают двоякий смысл: это и  одна из функций управления, и цельная  концепция управления в условиях рыночных отношений. [4. c.502]

В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная  с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим  снабжением и т.д.

Маркетинг и менеджмент являются основой любой деятельности любого предприятия или фирмы. Функции менеджмента и маркетинга отражают разные объекты их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а так же различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как способа управления (методологические, организационные, инструментальные, информационно-правовые и др.). Мы знаем, что в менеджменте один из подходов в управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями, запросами. [5.c.215]

Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких  вопросов, как:

  • Анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений.
  • Анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров.
  • Изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта.
  • Планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так агентских сетей.
  • Обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов.
  • Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.
  • Удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара.
  • Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

Для осуществления вышеперечисленных  мероприятий, необходимо учитывать  большую роль тех, от кого зависит  эффективность проведения маркетинговой  стратегии, а именно субъектов маркетинга, которые включают производителей и  организации обслуживания, оптовые  и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных  потребителей. Важно отметить, что  хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может  делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве  случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.[7.c.421]

Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления  его потребностей, а завершается  приобретением товара покупателем  и удовлетворением его выявленных потребностей.

Рынок, на котором действуют  субъекты маркетинга, можно разделить  на «рынок продавца», где предприятие  реализует собственную продукцию, и «рынок покупателя», на котором  оно приобретает нужные производственные компоненты. Таким образом, маркетинг  в главной мере выгоден и продавцам  и покупателям товара.

 

    1. Задачи менеджмента и маркетинга

Задачами менеджмента  как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного товара.

Задачей маркетинга, с одной  стороны, является тщательное и всестороннее изучение рынка спроса вкуса и потребностей, ориентация производства на эти требования и адресность выпускаемой продукции, с другой стороны, активное воздействие на рынок и существующий спрос на формирование потребностей и покупательных предпочтений и на стимулирование сбыта с помощью всех доступных инструментов маркетинга.

Общей задачей менеджмента и маркетинга, позволяющей обеспечить прибыльность предприятию, является организация производства и сбыта товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента и маркетинга является систематический поиск и освоение новых каналов рынка.

Задачи непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими  объемами ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и т. д.

Основными задачами менеджмента и маркетинга являются следующие: 
— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов; 
— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; 
— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты; 
— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; 
— разработка стратегии развития организации и реализация; 
— определение целей развития организации; 
— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; 
— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач;

— исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;

— помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);

— обеспечение сервисного обслуживания;

— маркетинговые коммуникации;

— исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния  реальных и потенциальных рынков;

— исследование деятельности конкурентов;

— сбыт товара (услуги);

— формирование ассортиментной политики;

— формирование и реализация ценовой политики фирмы;

— формирование стратегии  поведения фирмы.

 

    1. Особенности маркетинга средств производства

Маркетинг как научно обоснованная концепция организации производства и сбыта продукции носит универсальный характер. Кто бы его ни практиковал (предприятия добывающей или обрабатывающей промышленности, оптовые или розничные торговцы, транспортные или туристические компании), все, независимо от масштабов деятельности, руководствуются общей методологией, составляющей суть маркетинга. Остаются также почти неизменными основополагающие принципы, состав и элементное содержание функций, схема и порядок проведения процесса маркетинга.

Однако практический маркетинг  в различных сферах производственной деятельности имеет существенные особенности, т.е. различные содержание и целевую  направленность отдельных функций, что зависит от круга решаемых проблем. Эти особенности определяются прежде всего характером и конечным назначением вырабатываемой продукции, спецификой ее производства и потребления (использования) и вытекающими отсюда различиями в качественном составе контингента потребителей, в их требованиях к товару и поставщику. Поэтому в теории и практике принято различать маркетинг товаров, услуг, идей (ноу хау) и т.д. В свою очередь, маркетинг товаров подразделяется на два основных направления: маркетинг потребительских товаров и маркетинг товаров производственно-технического назначения (промышленных товаров), под которыми в зарубежной литературе понимается продукция, относящаяся к средствам производства.

Информация о работе Маркетинг на предприятии АПК на примере ООО «Кигбаево Агро» Сарапульского района Удмуртской Республики