Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить маркетинговую деятельность на предприятии АПК.
В основные задачи входит дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии предприятия, проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и деятельность на рынке молочной продукции, предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
МАРКЕТИНГ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ….....6
Понятие «маркетинг» и его соотношение с менеджментом………..6
Задачи менеджмента и маркетинга…………………………………..8
Особенности маркетинга средств производства……………………10
Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе…...13
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И УСЛОВИЙ ЕГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ……………………………………………………….17
Местоположение предприятия………………………………………17
Структура предприятия………………………………………………18
Экономические показатели хозяйствования………………………..19
Анализ экономических показателей хозяйствования……………...21
Состав, структура использования земельных ресурсов….21
Анализ обеспеченности основными средствами…………22
Анализ обеспеченности оборотными средствами………..25
Анализ кадрового состава………………………………….29
Экономическая оценка состава затрат на производство и себестоимость продукции………………………………….30
Экономическая характеристика производственной деятельности…………………………………………………32
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..36
Анализ рынка продукции и услуг предприятия…………………....36
Стратегия маркетинга на предприятии……………………………..38
SWOT-анализ выявления недостатков маркетинговой деятельности и «дерево целей» маркетинга предприятия………………………..41
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ ООО «КИГБАЕВО АГРО»………………………46
Разработка и обоснование комплекса мероприятий совершенствования процесса принятия маркетинговых решений……………………………………………………………….46
Оценка экономической эффективности и комплекса мероприятий…………………………………………………………..47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………51
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55
Проанализировав данные, представленные выше, можно сделать вывод о том, что предприятие занимается выращиванием зерновых культур, крупного рогатого скота, а также производством молока цельного. Но только в 2011 году выгодно производство молока цельного, так как средняя цена реализации больше производственной себестоимости (цена реализации 1370 руб./ц., себестоимость 1168,5 руб./ц.) и выращивание зерновых культур (цена реализации 652 руб./ц., себестоимость 431,5 руб./ц.). В остальные года все затраты на все виды продукции не окупаются. Следовательно у предприятия существует проблема убыточности производства продукции КРС. Для ее устранения колхозу необходимо снизить себестоимость продукции или увеличить цену реализации. Существует несколько путей для снижения себестоимости продукции животноводства: повышение перспектив использования земли, развитие пастбищ и продуктивности животных; ликвидация перерасхода кормов за счет составления сбалансированных рационов кормления животных, внедрение интенсивных методов откорма; сокращение затрат на управление производства; борьба с потерями при хранении и транспортировке продукции. Для увеличения цены реализации предприятиям сельского хозяйства необходима государственная поддержка в условиях имеющегося диспаритета цен за счет субсидий, дотаций. Зная скромные возможности федерального бюджета в поддержке отечественного сельхозтоваропроизводителя, было бы правильным федеральным органам сконцентрировать свое внимание на создании условий для эффективного функционирования продовольственных рынков, обеспечении сбыта продукции, поддержку и развитие научно-технического процесса, внедрении его достижений, развитии племенного дела, элитного семеноводства и других базовых направлений. Развитие аграрного сектора в условиях ограниченной государственной поддержки возможно только при соответствующем регулировании государством правил на рынке, которые обеспечат баланс интересов всех участников создания и движения продукта и надежную защиту отечественного товаропроизводителя от экспансии импорта.
Обобщающим показателем
экономической эффективности
Таблица 9 - Рентабельность производства отдельных видов продукции
Вид продукции |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
Полная себестоимость |
Результат, тыс. руб. |
Уровень рентабельности,% |
Окупаемость затрат, % | |
прибыль |
убыток | |||||
2009 г. |
||||||
Зерновые |
23409 |
25289 |
1880 |
92,6 | ||
КРС |
16299 |
24763 |
8464 |
65,8 | ||
Лошади |
||||||
Молоко цельное |
27796 |
40207 |
12411 |
69,1 | ||
2010 г. |
||||||
Зерновые |
18580 |
20683 |
2103 |
89,8 | ||
КРС |
18456 |
29454 |
10998 |
62,7 | ||
Лошади |
17 |
4 |
13 |
325,0 |
||
Молоко цельное |
45218 |
42047 |
3171 |
7,5 |
||
2011 г. |
||||||
Зерновые |
19242 |
17104 |
2138 |
12,5 |
||
КРС |
14022 |
25611 |
11589 |
54,7 | ||
Лошади |
16 |
34 |
18 |
47,1 | ||
Молоко цельное |
49912 |
42580 |
7332 |
17,2 |
Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия отражает показатель рентабельности производства. С помощью этого показателя определяется наиболее выгодный для предприятия вид продукции.
Представленные данные свидетельствуют о том, что в 2009 году все виды продукции предприятия являются убыточными, в 2010 г. – зерновые и КРС, а лошади и молоко цельное имеют прибыль (13тыс руб. и 3171 тыс. руб. соответственно). В 2011 году также не наблюдается какой либо тенденции, прибыль принесли лишь молоко цельное с уровнем рентабельности 17,2% и зерновые 12,5%.
Проанализировав динамику изменения показателей рентабельности и окупаемости затрат, можно сделать вывод о том, что на протяжении двух лет (2010-2011) выгодный для предприятия вид продукции – это молоко цельное. Однако его уровень рентабельности не высок (17,2%), по сравнению с СХПК имени Мичурина, где довели рентабельность производства молока в хозяйстве до 53 % .
Для увеличения рентабельности
молока предприятию на наш взгляд
необходимо повышать конкурентоспособность
на рынке сбыта, снижать себестоимость
продукции за счет повышения удоев,
улучшать содержание коров в сухостойный
период, применять меры экономического
и морального стимулирования работников
животноводства и специалистов, направленные
на повышение молочной продуктивности
и качества молока, внедрять новые
средства механизации доения, хранения
и переработки с целью
Ситуацию в любой отрасли определяют наиболее крупные ее предприятия. В аграрном комплексе Удмуртии одним из таких является ООО «Кигбаево Агро». На сегодня хозяйство обрабатывает 15 тысяч га земли и является по этому показателю самым большим в республике. ООО «Кигбаево Агро» обеспечивает сырьем Сарапульский молокозавод и мясокомбинат, а также Глазовский комбикормовый завод. Оно производит элитные семена и претендует на аналогичную роль в животноводстве. Предприятие находится в реестре Всероссийской книги почета.
Первым делом новый руководитель почти полностью меняет состав органов управления и контроля. Он не боится назначать на ответственные посты молодых, привлекая их перспективой роста и достойной зарплатой. В производственной сфере он опирается на наиболее преданных делу доярок и механизаторов, которые образуют костяк предприятия. Именно благодаря им удается не только добиться роста по всем основным показателям, но и приступить к освоению новых технологий.
«Кигбаево Агро» отличают стабильно высокие показатели производства молока – 17 кг в сутки на одну фуражную корову. Они – результат трудолюбия доярок, а также профессионального подхода к формированию кормовой базы. В хозяйстве применяется оригинальная рецептура питания для молочного стада. В ее основе лежит свое производство комбинированных кормов с использованием польского оборудования.
Говоря о предприятии «Кигбаево Агро», нельзя забывать о том, что от его работы зависит жизнь трех муниципальных образований с населением в 5 тысяч человек. Хозяйство не только дает возможность безбедно жить тем, кто трудится на ферме или в поле. Оно поддерживает всю социальную сферу, включая сельские школы и детские сады.
На сегодняшний день конкурентная
среда в агропромышленном комплексе
Удмуртской Республики представлена следующими
видами хозяйствующих субъектов: сельскохозяйственные
организации (основной вид деятельности
- производство и реализация сельскохозяйственной
продукции, в частности, продукции
растениеводства и
В большинстве случаев
между сельскохозяйственными
Рассмотрим на примере СХПК-колхоз «Луч» и ООО «Кигбаево Агро» конкурентную среду на 2011 год.
Таблица 10 – Основные экономические показатели
Показатель |
ООО «Кигбаево Агро» |
СХПК-колхоз «Луч» |
1. Стоимость валовой продукции, тыс.руб. |
205524 |
151298 |
2. Стоимость товарной продукции, тыс.руб. |
86254 |
100535 |
3. Полная себестоимость, тыс.руб. |
86841 |
76700 |
4. Общая земельная площадь, га: |
13150 |
5679 |
в т.ч. Сельхозугодий |
13150 |
4319 |
из них пашни |
13150 |
4031 |
5. Численность работников, чел. |
292 |
262 |
6. Стоимость основных фондов, тыс.руб. |
138140,5 |
171924 |
7. Стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
166983 |
98757 |
8. Среднегодовое поголовье КРС, гол.: |
2323 |
2201 |
в т.ч. Коров |
738 |
800 |
9. Прибыль от реализации, тыс.руб. |
-587 |
22363 |
10. Уровень рентабельности,% |
- |
29,2 |
11. Окупаемость затрат,% |
99,3 |
129,2 |
Таким образом, СХПК-колхоз «Луч» является наиболее конкурентоспособным предприятием, чем ООО «Кигбаево Агро», так как в 2011 году рентабельность составила 29,2% и прибыль – 22363 тыс. руб., а в ООО «Кигбаево Агро» в 2011 году был убыток 587 тыс. руб., что говорит, что предприятие убыточно. Себестоимость на10141 тыс.руб. меньше, то есть СХПК-колхоз «Луч» имеет меньшие затраты и большую прибыль, хотя общая земельная площадь на 7471 га меньше, соответственно, численность работников на 30 человек меньше и среднегодовое поголовье КРС на 122 головы меньше. В связи с этим, можно сказать, что ООО «Кигбаево Агро» имеет плохую организацию труда, а маркетинговая стратегия имеет множество недостатков.
3.2 Стратегия маркетинга на предприятии
Стратегия маркетинга - это составная часть всего стратегического управления предприятием, это план его деловой активности. Основная задача заключается в поддержании и развитии процесса производства, интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, в повышении качества оказываемых услуг, в освоении новых рынков, увеличении объема оказываемых услуг и, в конечном счете, в повышении эффективности деятельности.
Как и маркетинг любой другой отрасли агромаркетинг имеет свою специфику. Специфика агромаркетинга выражается в его отличительных особенностях агромаркетинг отличается от промышленного, коммерческого, банковского и других видов маркетинга. Это определяется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением товара, разнообразием форм собственности, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью производства и получения продуктов, многообразием организационных форм хозяйствования и их диалектикой, внешнеэкономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей.
Природные и экономические процессы в агробизнесной деятельности интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга.
*Первая особенность — служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, следовательно, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обслуживание.
*Вторая особенность — несовпадение рабочего периода и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать диалектику спроса потребителей, хорошо знать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., ибо от этого зависит эффективность агромаркетинга.
Кроме того, такая особенность
сельскохозяйственного
сезонность, влияет на формы и методы агромаркетинга и делает их отличными от форм и методов промышленного маркетинга.
*Третья особенность —
производство
взаимосвязано и определяется основным средством и предметом производства — землей, ее качеством и интенсивностью использования. Существует также тесная связь использования земли с развитием отраслей животноводства. Все это определяет объем, ассортимент и качество продукции придает агромаркетингу определенную специфику в процессе его организации и проведения.
*Четвертая особенность
— многообразие форм
многоаспектную конкуренцию, которая управляется только спросом потребителей и его удовлетворением. Отсюда разнообразие стратегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нуждам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.
*Пятая особенность —
более высокая восприимчивость,
самоорганизация и самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с
другими видами маркетинга, что объясняется особенностями спроса потребителя, острой конкуренцией на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, необходимостью быстрого приспособления системы маркетинга к государственным и другим директивным решениям вследствие многообразия конкурентных организационно-правовых форм.
*Шестая особенность — более низкий уровень науки и искусства маркетинговой деятельности в АПК по сравнению с другими областями, поскольку до настоящего времени не сформировалась наука об агромаркетинге и, следовательно, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. Однако в последнее время положение начало меняться в лучшую сторону. Не так давно, три-четыре года назад, сельскохозяйственные учебные заведения приступили к подготовке специалистов по агромаркетингу.
Что касается предприятия ООО «Кигбаево Агро», здесь проводятся стратегии концентрированного роста (увеличение производства молока и мяса КРС) и конкурентная стратегия ( снижение затрат на производства).
Главная функция агромаркетинга в ООО «Кигбаево Агро» – организация комплексной деятельности по производству и сбыту сельскохозяйственной продукции с учетом ведения инновационной политики, направленной на создание продукции удовлетворяющей потребностям потребителя и позволяющей вести хозяйственную деятельность предприятия с наибольшей рентабельностью