Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

Гипотеза исследования: предварительный анализ ряда материалов о характере поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании позволяет сделать предположение, что основная причина медленного развития малого бизнеса заключается в несовершенстве форм поддержки малого бизнеса.

Задачи исследования. Проверка сформулированных гипотез требует решения следующих задач:

  • выявить степень эффективности различных форм поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании;
  • выявить существующую схему взаимодействия субъектов малого бизнеса и муниципальных органов власти;
  • выявить проблемы в развитии малого бизнеса;
  • выявить степень осведомленности субъектов малого бизнеса об организациях, поддерживающих развитие малого бизнеса;
  • определить направления мероприятий, стимулирующих развитие малого бизнеса

Рабочий план исследования представлен в таблице 3.

 

Таблица 3 – Рабочий план исследования

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

Сбор необходимой информации

Изучение  и обработка собранной информации

Проведение  сбора вторичных данных

Анализ  собранных вторичных данных

Собрание  в единое целое всей информации

01.02-03.02

03.02-05.02

 

06.02-15.02

16.02-20.02

21.02-25.02

Зигангиров Л.С.

Зигангиров  Л.С.

 

Зигангиров  Л.С.

Зигангиров  Л.С.

Зигангиров  Л.С.


 

Таблица 4 - Операционализация понятий

Операциональные

понятия

Индикаторы

Тип шкалы измерения

Номер вопроса в анкете

Роль малого бизнеса в экономике

Индивидуальная оценка

Ранговая

1

Стадии развития бизнеса

Индивидуальная оценка

Номинальная

2

Проблемы развития малого бизнеса

Оценка

Номинальная

3, 11

Административные барьеры

Индивидуальная оценка

Ранговая 

Интервальная

Номинальная

4, 5, 6, 7, 10

8

9

Поддержка и развитие бизнеса

Информированность

Номинальная

Ранговая 

12

13

Направления развития малого и среднего бизнеса

Оценка

Номинальная

14

Возраст

Года

Интервальная

15

Пол

Принадлежность

Номинальная

16

Период функционирования бизнеса

Года

Интервальная

17


 

Таблица 5 - Соответствие вопросов анкеты задачам исследования

Задачи

Номер вопроса

1 Выявить проблемы эффективности  форм поддержки малого бизнеса  в муниципальном образовании

1, 2, 4, 8

2 Выявить существующую схему  взаимодействия субъектов малого  бизнеса и муниципальных органов  власти

5, 6, 7, 9, 10

3 Выявить проблемы в развитии  малого бизнеса

3, 11

4 Выявить степень осведомленности  субъектов малого бизнеса об  организациях, поддерживающих развитие  малого бизнеса

12, 13

5 Определить направления мероприятий,  стимулирующих развитие малого  бизнеса

14


 

Таблица 6 - Операционализация понятий по вторичному анализу социологических исследований

Операциональные понятия

Индикаторы

Наименование исследования

Малое предпринимательство в России в основной своей массе сохраняет  позиции аутсайдера экономики

Мнение респондентов

Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России

Административные барьеры в  развитии малого бизнеса в России

Мнение респондентов

Условия и факторы развития малого предпринимательства в России

Снятие административных барьеров в целях поддержания развития малого бизнеса

Доступ к материальным и финансовым ресурсам

Правительство решило поддержать малый  бизнес

Возможности и условия для развития малого бизнеса в регионах России

Ответы респондентов, присвоение интегрального индекса

Исследование, проведенное в марте 2005 года общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» совместно с ВЦИОМ


 

4.5 Компьютерное обеспечение выпускной  квалификационной работы

 

В наше время  компьютерные технологии проникают  всё глубже во все сферы научной  и производственной деятельности человека.

В рамках программного обеспеченья выпускной  квалификационной работы использовались:

  • операционная система Windows XP на базе процессора Pentium 4 - универсальная и многопоточная операционная система с графическим интерфейсом и расширенными сетевыми функциями, работающая в защищенном режиме, позволяющая совместно использовать ресурсы компьютера различными программами;
  • Microsoft Office XP. В его стандартную версию входят: MS Excel, MS Word, MS Power Point и другие. Электронные таблицы MS Excel представляют собой мощную систему с графическим интерфейсом, встроенным языком программирования, средствами сопряжения базами данных, функциями формирования отчётов и работы с деловой графикой.
  • текстовый редактор MS Word – одна из самых популярных программ на сегодняшний день. Текст. Текстовый редактор позволяет вводить, выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять орфографическую автоматическую проверку текста; автоматизировать процесс форматирования документов и тому подобное.
  • презентационная программа Power Point представляет собой слайд-шоу и позволяет комбинировать звук, анимацию и видео. MS Power Point имеет хорошо продуманный интерфейс, все необходимые меню и инструментальные средства, благодаря чему можно добавлять текст, графику, делать плавные появления и исчезновения надписей, картинок, сопровождать текст звуковыми эффектами;
  • справочные правовые системы Консультант Плюс – комплекс по федеральному и региональному законодательству. Включает в себя все правовые акты РФ общего и отраслевого значения, документы органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ, а также правовые акты, касающиеся отдельных категорий граждан. Значительную часть документов системы составляют правовые акты разъяснительного характера. Полно представлены документы по всем отраслям хозяйственной деятельности;
  • Интернет является логически взаимосвязанным единым адресным пространством, который базируется на Интернет-протоколе; предоставляет, использует или делает доступными, публично или персонально, высокоуровневые сервисы.

Эти программы  помогли более полно раскрыть тему данной работы.

 

Заключение

Проведенное в  данной выпускной квалификационной работе исследование позволяет сделать  ряд следующих выводов.

Развитие  малого бизнеса в условиях современного состояния развивающейся экономики  как в России, так и в Республике Татарстан отражает актуальность проблемы поддержки предпринимательства.

Малый бизнес в России развивался поэтапно. Первый этап – конец 80-х гг. – начало 1992 г. – характеризуется огромными  льготами всех видов, в том числе  за счет средств госбюджета, в целом  более благоприятным положением дел в экономике, что обусловило отношение к данному периоду  как к «золотому веку» малого предпринимательства.

На втором этапе в 1995 г. оказались практически  исчерпанными ниши и возможности  сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. С 1995 г. все четче стали  действовать закономерности цивилизованной рыночной системы.

Важнейшая особенность третьего этапа развития малого бизнеса –уменьшение степени  криминального давления. С другой стороны, саморегулирующий рыночный механизм нивелировал уровень доходности малого бизнеса, что явилось следствием снижения интереса криминальных структур к данному сектору экономики.

Четвертый этап начался с августа 1998 г., когда  разразившийся кризис дал отсчет началу нового, четвертого этапа в  развитии малого бизнеса в России.

С начала 2001 г. на федеральном уровне, и особенно в Республике Татарстан, были осуществлены мероприятия, жизненно важные для дальнейшей деятельности в сфере малого предпринимательства. Отсюда берет свое начало пятый этап его развития, главная задача которого – вывод малого бизнеса на качественно  новый уровень.

Руководством  Республики Татарстан осуществлялись конкретные мероприятия по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития малого бизнеса.

Развитие  малого бизнеса происходит в основном на территориях муниципальных образований. Малый бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие  места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает  местные условия, проникает в  невыгодные для крупных предприятий  сферы, дает значительную часть регионального  и местного валового продукта. Благодаря  малому управленческому персоналу  и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Однако его развитие сопряжено с рядом трудностей: ограниченность ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий, большая длительность рабочей недели, слабая социальная защищенность работающих.

Зарубежный  и отечественный опыт позволяют  выделить следующие конкретные виды институтов поддержки малого предпринимательства: финансовые; бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и  центры развития, пункты информационного  обеспечения; учебные центры.

При анализе причин, сдерживающих развитие российского малого бизнеса, специалисты отмечают, что интересы малых предприятий могут не совпадать  с общим ходом решения задач, связанных с реструктуризацией  экономики, обеспечением занятости  и пополнением региональных бюджетов.

К основным направлениям государственной  поддержки, позволяющим реализовывать  потенциальный эффект развития малых  предприятий, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных  барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий; системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационно-консультационной и организационно-методической помощи.

По вторичным результатам исследования можно выделить четыре фактора, характеризующих  взаимодействие малого бизнеса и  власти: поддержка малого бизнеса; правовая защищенность; безопасность; политика властей.

В заключение обзора по факторам отношения респондентов к институту власти следует отметить три важных момента, объективно влияющих на субъективные оценки респондентов.

Во-первых, воздействие властей на малый  бизнес (точнее, их мотивация) тоже имеет  субъективную природу.

Во-вторых, ряд «непопулярных» действий властей носит вынужденный характер (по принципу «какое зло меньше»), что, естественно, не совпадает с собственной  шкалой «зол и угроз» респондентов.

В-третьих, для части респондентов внутреннее устройство и механизмы отправления  власти недостаточно «прозрачны».

Учитывая  все вышесказанное, можно отметить, что отслеживание влияние институциональных  факторов и действий властей позволяет  эффективно осуществлять мониторинг предпринимательского климата в регионе, адекватно  оценивать деятельность властей  в сфере поддержки малого бизнеса.

В декабре 2006 года был проведен съезд предпринимателей республики Татарстан.

Участники Съезда предпринимателей Республики Татарстан, обсудив состояние  и проблемы малого предпринимательства, отмечают наметившиеся за последние  годы положительные тенденции в  развитии малого предпринимательства  как на федеральном уровне, так  и в Республике Татарстан.

Создание  благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, привлечение малого и среднего бизнеса  к решению экономических и  социальных вопросов является одной  из приоритетных задач органов власти и управления Республики Татарстан. Несмотря на позитивное отношение региональной власти к бизнесу ряд проблем  остается по-прежнему нерешённым.

Малый бизнес в Российской Федерации и в  Республике Татарстан в том же числе развивается, но при этом также  имеются определенные проблемы, зачастую связанные с административными  барьерами. Малый бизнес, представленный в Нижнекамском муниципальном районе, также развивается, но при этом конечно  же возникает ряд существенных проблем. Основной проблемой является отсутствие поддержки для развития со стороны  муниципальных органов власти. Это  является проблемой не только Нижнекамского  муниципального района, но и многих других муниципалитетов России.

В процессе исследования были разработаны рекомендации для повышения эффективности  развития малого бизнеса в муниципальном  образовании «Нижнекамский муниципальный  район».

На территории муниципального образования «Нижнекамский  муниципальный район» может функционировать  множество организаций поддержки  малого и среднего бизнеса. В результате опроса определилась сфера функций  Совета муниципального образования  «Нижнекамский муниципальный район» по содействию экономическому развитию и общественных организаций (например, Ассоциации предприятий малого и  среднего бизнеса Республики Татарстан) по содействию развития малого бизнеса: содействие малым и средним предприятиям и их развитию, привлечение инвесторов и разработка бизнес–профилей местности, создание банка данных с информацией  относительно специфики отраслей г. Нижнекамск и Нижнекамского района, место обращений для частных  предпринимателей со всеми возникающими вопросами – заместитель главы  Совета муниципального образования по вопросам развития малого бизнеса, консультирование по вопросам создания собственного предприятия, предоставление информационно–справочного материала, проведение семинаров и обучение, планы городского развития с учетом интересов и потребностей среднего сословия, освоение и содержание в резерве территорий для размещения ремесленных и промышленных предприятий и для другой промышленной деятельности, создание кадастра помещений для промысловой деятельности и кадастра свободных земельных участков, установление контактов, оказание поддержки при обращении в официальные учреждения для получения разрешений, создание групп по обмену опытом, организация региональных ярмарок.

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти