Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:48, реферат
В работе рассматриваются вопросы и приводятся локальные нормативные акты по труду, имеющие отношение к организациям независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, и имеющие для работодателей и работников наибольшее практическое значение.
Текст п. 8 не комментируется.
9. Расследование и учет несчастных случаев в организации, включающие:
обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;
организацию оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
организацию сообщения о происшедшем несчастном случае;
работу в комиссии по расследованию несчастного случая, предусматривающую определение мер по предупреждению и устранению причин несчастных случаев на производстве; выдачу предписаний руководителям структурных подразделений; участие в составлении и организацию направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации - 24 часа и 120 часов (при расследовании тяжелого несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая).
Комментарий к тексту п. 9
Расследование и учет несчастных случаев на производстве регламентируется ст. 227-231 ТК РФ.
§ 3. Комитет (комиссия) по охране труда организации
В соответствии со ст. 218 ТК РФ в организациях по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Положения ст. 218 о комитетах (комиссиях) по охране труда не являются новацией в законодательстве. Их создание предусматривалось Основами законодательства Российской Федерации об охране труда (1993 г.). Затем оно было подтверждено Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (1999 г.).
Минтруд РФ своим постановлением от 12 октября 1994 г. N 64 (бюллетень Минтруда России, 1994, N 11) утвердил "Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек".
Постановлением было поручено органам по труду субъектов РФ оказать организациям необходимую помощь при осуществлении работы по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда. Указанные рекомендации разработаны в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Настоящие Рекомендации предусматривают основные задачи, функции и права совместного комитета (комиссии) по охране труда *(10) в организации. На их основе организации разрабатывают свои Положения о комитете, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
В истекшие годы во многих организациях накоплен значительных положительный опыт создания и организации работы таких комитетов. Обобщение этого опыта позволило авторам настоящей работы подготовить макет Положения о комитете (комиссии) по охране труда в организации (см. приложение N 9).
§ 4. Кабинет охраны труда и уголок охраны труда в организации
В целях реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" совершенствования работы по охране труда, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний Минтруд РФ своим постановлением от 17 января 2001 г. N 17 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда" утвердил названные Рекомендации.
Постановлением было рекомендовано федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать методическую помощь организациям в проведении работы по созданию кабинетов охраны труда и уголков охраны труда.
В связи с изложенным отметим, во-первых, что ТК РФ создание в организациях кабинетов (уголков) охраны труда не предусмотрено. Поэтому Рекомендации не носят обязательного характера. По нашему мнению, кабинеты (уголки) охраны труда следует создавать в тех организациях, где имеется такая потребность и имеются необходимые условия: помещения, средства для их освещения, специалисты и т.п.
Во-вторых, рекомендации федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать организациям методическую помощь в проведении работы по созданию кабинетов охраны труда и уголков охраны труда, по нашему мнению, безадресно и некорректно. Возможно, что в данном тексте попросту допущена неточность.
Речь должна идти об органах исполнительной власти в области охраны труда, причем не только федеральных и субъектов РФ, но в первую очередь тех, к которым организация имеет возможность обратиться за методической помощью при организации и проведении работы кабинета (уголка). Такими организациями являются местные органы по труду.
Не исключено также для организаций возможность получить консультации и в местных органах государственного надзора и контроля.
Согласно п. 7 Рекомендаций федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда рекомендовано проводить работу по формированию базовых кабинетов охраны труда. Они могут быть созданы при научно-исследовательских институтах, центрах охраны труда и должны быть ориентированы на осуществление методической помощи в руководстве кабинетами охраны труда, функционирующими в организациях соответствующих сфер деятельности и регионов.
Там, где такие базовые кабинеты охраны труда созданы, они могут оказать организации исчерпывающую методическую помощь.
Существенную помощь как при создании кабинетов (уголков) охраны труда, так и в процессе их работы могут оказывать профкомы и другие профсоюзные органы. Контролируя состояние охраны труда в организации, профком, профсоюзные инспектора труда, профсоюзные активисты хорошо знают его недостатки, насколько глубоко работники владеют знаниями и навыками в области охраны труда.
Именно в профком идут работники со своими жалобами и заявлениями по поводу нарушения правил охраны труда. Постоянно контактируя с работниками, выслушивая их предложения и пожелания, профком лучше, чем должностные лица знает действительное состояние охраны труда и направления работы по ее совершенствованию. Следует также иметь в виду, что для проведения в кабинетах (уголках) семинаров, лекций, бесед и консультаций могут быть привлечены преподаватели и иные специалисты учебных центров профсоюзов.
В-третьих. Согласно п. 5 Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций - уголка охраны труда. В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда.
Как следует из текста п. 5, в организациях с численностью работников 100 и более, а также в организациях, хотя и с меньшей численностью работников, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работ по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создать кабинет охраны труда. Кроме того, в структурных подразделениях этих организаций рекомендуется создать уголок охраны труда.
Что касается организаций с численностью менее 100 работников, специфика деятельности которых не требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, то в них рекомендуется создать уголок охраны труда.
Напомним читателям, что это рекомендации, причем весьма условные. Нет никакой, в принципе, разницы между организациями с численностью работников 100 и 99. Однако в первом случае рекомендуется создать кабинет охраны труда, а во втором - уголок.
Поэтому при принятии решения о создании кабинета (уголка) целесообразно исходить, прежде всего, из действительной потребности в таком органе и возможностях организации. Категорически утверждать, что следует создать в данных условиях кабинет, а в других условиях - уголок, вряд ли обоснованно.
Предположим такую ситуацию. На предприятии занят 101 работник. Все рабочие, а их 90, работают в одном просторном помещении. Согласно Рекомендациям в такой организации должен быть создан кабинет охраны труда. Однако отдельного помещения для него нет, создать кабинет невозможно. Значит ли это, что в организации не следует создать уголок охраны труда? Безусловно, нет.
В-четвертых. Согласно п. 4 Рекомендаций решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда принимается руководителем организации (его представителем).
В соответствии с п. 3 Рекомендаций под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстрированными и информационными материалами по охране труда. Уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы.
В-пятых. Как следует из текста п. 6 Рекомендаций, содержание работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, распределение обязанностей по обеспечению их деятельности между службами и специалистами организации (с внесением сведений об этом в соответствующие положения и должностные инструкции) утверждаются руководителем организации с учетом специфики деятельности организации, рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.
В-шестых. Процесс организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда приводится в п.п. 17-20 Рекомендаций. Он предусматривает:
соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач, в части охраны труда;
осуществление доступности посещения кабинета охраны труда или уголка охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда;
планирование работы (в соответствии с перспективным и текущими планами работы);
осуществление контроля.
Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:
составляет план работы кабинета охраны труда (уголка охраны труда), включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием лиц, ответственных за их проведение;
организует оборудование, оснащение и оформление кабинета охраны труда (уголка охраны труда);
организует проведение плановых мероприятий.
В целях координации и повышения эффективности работы кабинетов охраны труда и уголков охраны труда Минтруд РФ рекомендовал федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, службам охраны труда организаций разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам охраны труда (уголкам охраны труда) и организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению кабинетов охраны труда и уголков охраны труда подведомственных организаций, их структурных подразделений.
В Рекомендациях особо отмечается, что для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом охраны труда, необходимо взаимодействие и участие в его работе структурных подразделений и служб организации, а также привлечение специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей, центров охраны труда, образовательных учреждений и организаций, специализирующихся в области сервиса охраны труда.
В-седьмых. Основываясь на отдельных положениях Рекомендаций и с учетом особенностей организации охраны труда в конкретной организации целесообразно разработать (при необходимости) положение о кабинете охраны труда и положение об уголке охраны труда. Для того, чтобы оказать содействие читателям в этой работе, в приложении N 10 приводится единый макет Положения о кабинете (уголке) охраны труда.
При разработке положения о кабинете из макета следует выбрать тот его текст, в котором регламентируется деятельность кабинета. Этот текст может быть дополнен и уточнен с учетом необходимости организовать работу кабинета в конкретных условиях данной организации. Например, указаны подразделения (должностные лица), исполняющие функции организаторов работы кабинета, его руководства, методического материального обеспечения и т.д.