Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:48, реферат
В работе рассматриваются вопросы и приводятся локальные нормативные акты по труду, имеющие отношение к организациям независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, и имеющие для работодателей и работников наибольшее практическое значение.
Аналогичная работа должна быть проведена и при разработке положения об уголке охраны труда.
§ 5. Планирование мероприятий по охране труда
В целях улучшения работы по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, повышения качества разработки коллективных договоров и соглашений по охране труда Минтруд РФ постановлением от 27 февраля 1995 г. N 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" утвердил одноименные Рекомендации.
В соответствии с указанным постановлением федеральным органам исполнительной власти и органам по труду субъектов РФ было поручено оказывать необходимую помощь предприятиям, учреждениям и организациям при разработке коллективных договоров и соглашений по охране труда и установить контроль за правильным использованием средств, направляемых на реализацию мероприятий на охрану труда.
Настоящие Рекомендации разработаны для оказания помощи работодателям, профессиональным союзам и иным уполномоченным работниками представительным органам по планированию мероприятий по охране труда в организации, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, улучшения условий и охраны труда, санитарно-бытового обеспечения работников.
Правовой формой планирования и проведения мероприятий по охране труда с указанием сроком выполнения и ответственных лиц является соглашение по охране труда.
Рекомендуемое соглашение по охране труда работодателей и уполномоченных работниками представительных органов
Мероприятия по охране труда планируются с учетом предложений федеральных органов надзора, работодателей, работников, уполномоченных работниками представительных органов на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний по результатам экспертизы технического состояния производственного оборудования, а также с учетом работ по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда.
Мероприятия по охране труда обеспечиваются соответствующей проектно-конструкторской и технологической документацией.
Отчет о фактических затратах на мероприятия по охране труда составляется по форме, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике *(11).
Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами (работодателями и уполномоченными работниками представительными органами) либо со дня, установленного в соглашении. Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно
сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся информацию.
Перечень мероприятий, рекомендуемых для включения в соглашение по охране труда организации, приводится в приложении N 11.
§ 6. Аттестация рабочих мест по условиям труда
Статьей 212 "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" ТК РФ на него возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Такая аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. N 12 *(12). Оно устанавливает цели, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Указанное Положение весьма обширный по объему и сложный по своему содержанию акт, не подвергавшийся изменениям со дня его принятия, хотя за истекший период были приняты многие законодательные и иные нормативные правовые акты, имеющие отношение к теме аттестации рабочих мест, переосмыслены некоторые понятия.
В этой связи авторам настоящей работы представляется целесообразным высказать читателям, которым предстоит проводить аттестацию рабочих мест в своих организациях, свое мнение о Положении, дать рекомендации по его применению в современных условиях.
1. Обращает на себя внимание определение понятия "Аттестация рабочих мест по условиям труда" (Приложение 1 к Положению). В редакции Положения - это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Аттестация рабочих мест включает в себя:
1.1. Гигиенический анализ состояния производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса - измерение фактических значений этих факторов условий труда, сравнение полученных результатов с гигиеническими нормативами и, наконец, классификацию условий труда на данном рабочем месте, отнесение их к:
- оптимальным - 1 класс;
- допустимым - 2 класс;
- степеням вредных условий труда - 3 класс, степени - 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;
- опасным - 4 класс.
Подготовка предложений по приведению условий труда на данном рабочем месте в соответствие с гигиеническими нормативами (ликвидации рабочего места).
1.2. Оценка (определение степени) соответствия производственного оборудования, приспособлений, инструментов, обеспеченности средствами обучения и инструктажа требованиям нормативных актов, регламентирующих правила защиты работников от травмирования; отнесение в зависимости от полученных результатов условий труда на данном рабочем месте, в рабочей зоне к:
- оптимальным (класс - 1);
- допустимым (класс - 2);
- опасным (класс - 3).
Подготовка предложений по приведению условий труда на рабочем месте в соответствие с требованиями безопасности труда (о ликвидации рабочего места).
1.3. Оценка обеспеченности работника (работников) специальными средствами индивидуальной защиты. Она проводится путем сопоставления выданных работнику средств с нормами выдачи и требованиями, предъявляемыми к этим средствам, установленными соответствующими нормативными правовыми актами.
Подготовка предложений о полном, в соответствии с нормативными правовыми актами, обеспечении работника (работников) специальными средствами индивидуальной защиты.
Во-вторых. Учитывая, что Положение было утверждено более восьми лет тому назад, специалистам, применяющим его в своей практической деятельности, необходимо быть особенно внимательными. Так, в приведенном выше определении понятия аттестации рабочих мест сказано, что она, в частности, проводится для сертификации производственных объектов.
Однако обязанность сертифицировать производственные объекты ТК РФ на работодателя не возложена. Согласно ст. 212 "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации (отсюда, в частности, следует, что работодатель - физическое лицо проводить аттестацию рабочих мест не обязан). Отметим, что сертификация работ по охране труда в организации регламентируется постановлением Минтруда РФ от 24 апреля 2002 г. N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организации".
Вернемся к тексту определения понятия аттестации рабочих мест, приведенному в Положении. В нем также сказано, что аттестация проводится для подтверждения или отмены права на получение компенсаций и льгот работниками, занятыми на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Обратим внимание читателей на то обстоятельство, что в ТК РФ приводится несколько иная классификация указанных работ: тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147). Все эти работы статьей 146 отнесены к работам в особых условиях труда. Отсюда следует, что льготы и компенсации, предоставляемые работникам, должны дифференцироваться несколько иначе, более последовательно, чем это делалось при разделении условий труда на тяжелые, вредные и опасные.
2. В Положении даются ссылки на многочисленные ГОСТы и другие нормативные акты, которыми следует руководствоваться при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение N 2). Ряд этих актов за истекшие годы претерпел изменения. К тому же были приняты и другие акты.
Например, делается ссылка на Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные в 1979-1982 г.г. Однако указанные нормы были пересмотрены в 1997 и в последующие годы.
Исходя из изложенного, перед проведением аттестации рабочих мест по условиям труда соответствующие специалисты должны провести необходимую аналитическую работу - отобрать для применения действующие акты.
Обратим внимание читателей на важное обстоятельство: Положение не учитывает многообразие различий в составе оборудования, ведении технологических процессов в различных отраслях - промышленности, на транспорте, в строительстве и т.д. В одном правовом акте сделать это даже при желании было невозможно, что, заметим, ставит под сомнение целесообразность принятия такого единого акта, каким является Положение.
Видимо, Минтруд РФ принял на себя неблагодарную роль, включив в Положение многостраничный перечень ГОСТов, Санитарных правил, Методических указаний, Рекомендаций и т.д., которые к тому же постоянно обновляются. Можно было просто записать, что при проведении аттестации следует руководствоваться ГОСТами, Руководствами, Санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами по охране и безопасности труда.
К тому же, нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что аттестацию рабочих мест по условиям труда должны проводить специализированные организации, лаборатории, специалисты которых достаточно хорошо осведомлены о том, какими правовыми актами им следует руководствоваться в данное время.
3. Обращает на себя внимание и п. 6 раздела 3.4 Положения, согласно которому при отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 - по травмобезопасности) и внесении предложений по приведению его в соответствии с нормативными актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
К сожалению, в этой фразе ничего не говорится о положении занятых на этих рабочих местах работниках - продолжают они работать или нет при превышении параметров производственной среды и трудового процесса гигиенических нормативов. Дело в том, что уже при 1 степени 3 класса условий труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья.
Как видим, уже при работе в условиях, характеризующихся 1 степенью вредности, в организме человека возникают функциональные изменения, которые, как правило, не могут быть нейтрализованы в межсменные перерывы в работе.
Поэтому лица, проводящие аттестацию рабочих мест, должны решить, могут ли работники продолжать работать во вредных условиях труда. Если да, то на каких условиях, или они должны быть отстранены от работы, переведены на другие рабочие места с оптимальными, допустимыми условиями труда.
Ответить на эти вопросы в каждом отдельном случае помогут специалисты в области гигиены труда.
4. В Положении приводится, хотя и недостаточно последовательно, порядок выполнения работы по проведению аттестации рабочих мест в организации. Недостаточно последовательно потому, что согласно этому порядку происходит вмешательство организации в деятельность в принципе независимых специализированных подразделений и лабораторий.
Задача же самой организации заключается в том, чтобы:
- создать необходимые условия для успешной работы этих подразделений, лабораторий, проконтролировать их работу;
- использовать результаты аттестации в указанных выше целях: разработать и реализовать план мероприятий по совершенствованию охраны труда, проверить обоснованность предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых и вредных работах, и т.д.
Исходя из изложенного, по нашему мнению, следует разработать и принять в установленном порядке (ст. 8 ТК РФ) локальный нормативный акт организации - Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. За основу этого документа должно быть принято постановление Минтруда РФ от 14 марта 1997 г., но таким образом, чтобы были отражены отраслевые особенности организации и разграничены обязанности самой организации и специализированного центра (лаборатории).
Разграничение обязанностей позволит определить задачи, стоящие перед организацией, и задачи которые должен решить специализированный орган. Это исключит дублирование в работе, вмешательство в дела друг друга, повысит ответственность сторон за своевременное исполнение своих обязанностей. К тому же, что крайне важно, руководство организации получает возможность осуществлять в полной мере контроль за проводимой работой: оно знает, кого и за что можно спросить. Для того чтобы оказать читателям помощь в разработке Положения, в приложении N 12 к настоящей работе приводится его макет.
§ 7. Положение об охране труда работников организации
Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что при прочих равных условиях состояние охраны труда значительно лучше в тех организациях, в которых мероприятия по обеспечению безопасных условий труда проводятся в соответствии с единым локальным нормативным актом - Положением об охране труда работников.