Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:48, реферат
В работе рассматриваются вопросы и приводятся локальные нормативные акты по труду, имеющие отношение к организациям независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, и имеющие для работодателей и работников наибольшее практическое значение.
│ 32 │5001-7500 │ 0,60 │ 0,74 │ 0,86 │ 0,94 │ 1,01 │ 1,08 │
├───────┼─────────────┼───────
│ 33 │7501-10000 │ 0,73 │ 0,85 │ 0,95 │ 1,01 │ 1,08 │ 1,2 │
├───────┼─────────────┼───────
│ 34 │10001-20000 │ 0,91 │ 1,01 │ 1,01 │ 1,20 │ 1,36 │ 1,56 │
├───────┼─────────────┼───────
│ 35 │20001 и свыше│ 0,95 │ 1,03 │ 1,10 │ 1,25 │ 1,38 │ 1,58 │
├───────┴─────────────┼───────
│ │ При количестве самостоятельных производственных │
│ │ структурных подразделений │
│ │ в организации от 51 до 125 │
├───────┬─────────────┼───────
│ 36 │До 1000 │ 0,31 │ 0,36 │ 0,45 │ 0,55 │ 0,67 │ - │
├───────┼─────────────┼───────
│ 37 │1001-1500 │ 0,37 │ 0,45 │ 0,56 │ 0,69 │ 0,78 │ - │
├───────┼─────────────┼───────
│ 38 │1501-3000 │ 0,46 │ 0,55 │ 0,67 │ 0,78 │ 0,86 │ - │
├───────┼─────────────┼───────
│ 39 │3001-5000 │ 0,56 │ 0,67 │ 0,78 │ 0,85 │ 1,04 │ 1,21 │
├───────┼─────────────┼───────
│ 40 │5001-7500 │ 0,69 │ 0,77 │ 0,86 │ 1,01 │ 1,19 │ 1,29 │
├───────┼─────────────┼───────
│ 41 │7501-10000 │ 0,85 │ 1,01 │ 1,19 │ 1,28 │ 1,47 │ 1,57 │
├───────┼─────────────┼───────
│ 42 │10001-20000 │ 1,04 │ 1,05 │ 1,28 │ 1,47 │ 1,57 │ 1,84 │
├───────┼─────────────┼───────
│ 43 │20001 и свыше│ 1,05 │ 1,08 │ 1,30 │ 1,53 │ 1,60 │ 1,90 │
└───────┴─────────────┴───────
Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.
Комментарий к тексту п. 2
Первое, на что целесообразно обратить внимание читателей, заключается в том, что в аб. 2 п. 2 сужена роль службы охраны труда. Тогда как в аб. 1 п. 2 речь идет об организации работы по аттестации рабочих мест, согласно аб. 2 служба охраны труда осуществляет организационное и методическое руководство такой работой.
Однако "организация работы" и "организационное и методическое руководство работой" это не синонимы, как в данном случае должно было быть. При применении формулировки аб. 2 со Службы охраны труда снимается часть полномочий и общая ответственность за результаты работы. Орган, организующий работу по проведению аттестации рабочих мест и несущий ответственность за ее результаты, остается не определенным. Поэтому в тексте аб. 2 целесообразно отказаться от слов "организационное" и "методическое". Но тогда возникает вопрос - как изложить текст аб. 2? Возможно, например, привести его в следующей редакции: "руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда".
Обращает на себя внимание и другое, более серьезное несоответствие, между текстами аб.аб. 1 и 2. В первом случае речь идет только об аттестации рабочих мест, а втором - об аттестации и рационализации рабочих мест. Если в аб. 1 ничего не говорится о рационализации рабочих мест, то и в аб. 2 этого делать не следовало, тем более, что далее по тексту п. 2 о рационализации рабочих мест ничего не говорится.
В целях обеспечения единства понимания своих задач при проведении аттестации рабочих мест специалистами, принимающими в ней участие, в Положении о службе организации необходимо дать определение понятий. Необходимо также определить цель аттестации рабочих мест и задачи указанных специалистов по ее достижению.
Под рабочим местом понимается зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих одну и ту же операцию.
Работоспособность человека и производительность его труда во многом определяются уровнем организации рабочих мест, характеризующимся оснащением рабочего места средствами и предметами труда в соответствии с запроектированным технологическим процессом, установленным производственным заданием, и их наиболее рациональным размещением.
Основная цель организации рабочего места - достижение высококачественного и экономически эффективного выполнения производственного задания в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда с наименьшими физическими усилиями, нервным напряжением, создания безопасных и благоприятных условий ведения работы.
Именно рациональная организация рабочих мест создает благоприятные условия для оптимального функционирования системы "человек - машина - среда, в которой протекает труд". Только при условии, если согласованы параметры работы механизмов, оснащения рабочего места необходимым оборудованием, окружающей среды с психофизиологическими особенностями работника можно обеспечить нормальные условия его труда. Отсюда его высокая производительность, отсутствие влияния на здоровье работника неблагоприятных производственных факторов.
Размеры, формы, цвет, яркость, контрастность, пространственное расположение всех объектов, расположенных на рабочем месте, должны соответствовать зрительным, слуховым, осязательным и другим психофизиологическим данным, присущим работнику. Не последнее место здесь занимает необходимость учета возможности работника воспринимать, перерабатывать и использовать информацию, необходимую ему в процессе трудовой деятельности.
Психофизиологическим особенностям работника должны также соответствовать параметры производственной среды: освещенность, температура, влажность, давление, шум, вибрация, содержание в воздухе различных примесей.
Приведенное выше определение понятия рабочего места и его характеристика дают нам возможность придти к выводу о том, что применяемый в п. 2 Межотраслевых нормативов термин "рационализация рабочих мест" целесообразно заменить на термин "совершенствование организации рабочих мест".
Совершенствуют не рабочее место, пространство, в котором занят работник, а организацию рабочего места. Это принципиально важно хотя бы уже потому, что этот термин хорошо известен и повсеместно применяется специалистами по организации труда, работниками службы охраны труда организации.
Если этим специалистам поручить рационализировать рабочие места, то, скорее всего, они окажутся в затруднении, не зная, что им необходимо конкретно делать. Иное дело совершенствование организации рабочих мест. Мероприятия, которые проводятся соответствующими службами в этом направлении, им хорошо известны, и они готовы их проводить в жизнь, тем более, что в общем виде их перечень, хотя и не полностью, приводится в аб. 5 п. 2.
Теперь обратимся к аттестации рабочих мест по условиям труда, которой посвящен тест указанного п. 2. Аттестация рабочих мест по условиям труда - это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда. Аттестация рабочих мест включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, аттестация рабочих мест по условиям труда - это система анализа и оценки рабочих мест в заданных целях. Эти цели в определении понятия аттестации приведены не полностью. Они в указанном выше Положении раскрываются полностью отдельно. Результаты аттестации используются в целях:
- планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
- сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
- обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профессионального заболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
- рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
- включения в трудовой договор условий труда работников;
- ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
- составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме N 1-Т (условия труда);
- применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.
Что касается периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то она определяется самой организацией, исходя из изменения условий и характера труда. В то же время она должна проводиться не реже одного раза в 5 лет с момента последних изменений.
Службе охраны труда следует также иметь в виду, что подлежат обязательной переаттестации рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда при выявлении нарушений при аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к Карте аттестации рабочего места по условиям труда.
Параметры опасных и вредных производственных факторов, показатели тяжести и напряженности трудового процесса определяют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проводить указанные измерения.
Травмобезопасность рабочих мест организации оценивают самостоятельно или с помощью сторонних организаций, имеющих разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения таких работ.
Как следует из приведенного текста, аттестация и переаттестация рабочих мест по условиям труда - обязанность работодателя. Их своевременное и качественное проведение контролируется органами государственного надзора и контроля, государственных экспертиз по условиям труда, профессиональными союзами, иными уполномоченными работниками органами.
Проведение аттестации и переаттестации рабочих мест - весьма ответственная работа: речь идет о сохранении здоровья и даже жизни большого количества работников. В то же время - это весьма многогранная и сложная работа, требующая привлечения многих служб организации и даже сторонних организаций. Поэтому проведение аттестации целесообразно регламентировать путем отражения всех ее этапов в Положении о службе охраны труда организации или принятия в установленном порядке локального нормативного акта организации - Положения о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Организация пропаганды по охране труда, предусматривающая:
руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организацию пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видеофильмов по безопасности труда, малолитражной печати, стенных газет, витрин и т.п.;
организацию и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организацию выставок, уголков, витрин, стендов; проведение конкурсов и общественных смотров по охране труда; организацию и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.