Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:48, реферат
В работе рассматриваются вопросы и приводятся локальные нормативные акты по труду, имеющие отношение к организациям независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, и имеющие для работодателей и работников наибольшее практическое значение.
В таком Положении систематизированы обязанности работодателя, а также права и обязанности работников в области охраны труда. Перечислены и раскрыты направления работы, которую должен проводить работодатель по созданию безопасных условий труда, исходя из его обязанностей, определенных ТК РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
В Положении также приведены права профсоюзного комитета по контролю за состоянием безопасности труда. Положение - это локальный нормативный акт организации, который обязаны соблюдать все работники.
На основе изучения и обобщения этих нормативных актов, разработанных применительно к отраслевым особенностям организаций, и опыта их применения специалисты Научного центра профсоюзов подготовили макет Положения об охране труда работников организации. Макет носит универсальный характер и может быть использован в качестве методического руководства при разработке соответствующего Положения организации независимо от ее отраслевой принадлежности.
Макет приводится в приложении N 14.
Считаем необходимым обратить внимание читателей на одно весьма существенное обстоятельство. Специалисты и профкомы указанных выше организаций вполне, по нашему мнению, правильно считают, что нормы по охране труда работников содержатся не только в разделе X "Охрана труда" ТК РФ, но и в его главе 41 "Особенности регулирования труда женщин", главе 42 "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" и т.д. Это мнение специалистов и профкомов было учтено при разработке Макета.
Глава VIII. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС)
В процессе трудовых взаимоотношений между работодателями и работниками иногда возникают разногласия. Если этим сторонам по различным причинам не удается восстановить согласие, то между ними может возникнуть спор - обсуждение возникшей проблемы, в котором каждая сторона отстаивает свою точку зрения. По составу субъектов споров они подразделяются на коллективные и индивидуальные. Одной из сторон этих споров всегда является работодатель. Другой стороной - работники в лице их представительного органа или, соответственно, работник.
По предмету разногласий споры подразделяются на конфликты интересов (экономические и социальные) и конфликты по поводу толкования норм права (юридические).
Разногласия и основанные на них споры экономического характера возникают очень часто, когда работники претендуют на улучшение условий продажи своей рабочей силы - увеличение заработной платы, надбавок, льгот и т.д. Споры социального характера - увеличение продолжительности отпуска, улучшение бытовых условий на производстве и т.п.
Споры экономического и социального характера возникают и в тех случаях, когда работники хотят сохранить действующие условия труда при посягательстве на них со стороны работодателя. Первопричиной споров экономического характера очень часто бывают внешние "причины".
Например, падение жизненного уровня работников вследствие инфляции, все увеличивающегося разрыва в уровне доходов низко - и высокооплачиваемых работников в организации, различных слоев населения в данной области. В последнем случае спор приобретает не только экономический, но и социально-экономический характер. Такие споры, как общее правило, являются коллективными.
Что же касается индивидуальных трудовых споров, то они, как правило, являются спорами юридического характера. Они возникают в тех случаях, когда работодатели нарушают права работников, установленные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Возникновение и рассмотрение индивидуальных трудовых споров в нашей стране носит массовый характер. К сожалению, учет споров, имеющих место в организациях, не ведется. Что же касается количества индивидуальных споров, возникших из трудовых правонарушений, рассмотренных федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями за 12 месяцев 2003 г., то оно впечатляет:
Всего поступило дел - 653655; в том числе дел об оплате труда - 526102, или 80,49 % от общего количества поступивших дел; в том числе удовлетворено требований об оплате труда - 480988, или 91,42 % от общего количества дел об оплате труда.
Приведенные данные свидетельствуют о весьма неблагополучном положении в области соблюдения трудового законодательства об оплате труда. Во-первых, лишь незначительная часть споров, не решенных в пользу работников путем непосредственных переговоров с администрацией или в комиссиях по трудовым спорам, переносится в суд. Поэтому можно без сомнения утверждать, что общее количество индивидуальных трудовых споров по заработной плате, рассматриваемых как непосредственно в организациях, так и в судах, ежегодно исчисляется миллионами. Таким образом, нарушения законодательства, в области оплаты труда носят массовый характер.
Во-вторых, тот факт, что буквально миллионы работников в целях защиты своей заработной платы от посягательств администрации ежегодно идут на открытый конфликт с ней, свидетельствует об остроте проблемы, о неспособности или нежелании администрации обеспечить соблюдение правил оплаты труда. Открытый конфликт с администрацией путем возбуждения индивидуальных трудовых споров по заработной плате в комиссиях по трудовым спорам и судах стал основным средством защиты прав и законных интересов работников.
В-третьих. Как следует из приведенных выше данных, в 2003 г. работники выиграли в судах 91,42% дел. Это объясняется тем, что многие представители администрации плохо знают трудовое законодательство, нередко пренебрежительно и халатно относятся к его требованиям, предпочитая руководствоваться собственными представлениями о правилах оплаты труда при решении тех или иных вопросов.
В результате профсоюзные работники крайне затруднены в своих действиях по защите прав и интересов членов профсоюза, встречая слишком часто непонимание и даже противодействие со стороны администрации.
В ближайшее время не следует ожидать, что все административные работники, специалисты различных служб организаций, овладеют необходимыми знаниями правил оплаты труда и проникнутся сознанием, что они обязаны их соблюдать. Поэтому в обозримом будущем разрешение подавляющего большинства сколько-нибудь серьезных разногласий между сторонами трудового договора на уровне организации останется прерогативой комиссии по трудовым спорам. Исходя из этого, обратимся к положениям ТК РФ, регламентирующим компетенцию комиссии, порядок ее образования и работы.
§ 1. Общие положения о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регламентируется главой 60 ТК РФ, ее статьями 381-397.
В статье 381 дается определение понятия индивидуального трудового спора - неурегулированного разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
1. Как следует из текста ст. 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Таким образом, органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются образуемые в организациях комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.
2. Индивидуальным трудовым спором признается не только спор между работодателем и работником. Индивидуальный трудовой спор может также иметь место:
- между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, т.е. с лицом, трудовой договор с которым был расторгнут.
- между лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, но которому работодатель отказал в заключении такого договора.
3. Статьей 381 ограничен (определен) круг вопросов, по которым допускается (рассматривается комиссией по трудовым спорам и (или) судом) индивидуальный трудовой спор между работодателем и работником:
- по вопросам применения законов и иных норм правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- коллективного договора;
- соглашения;
- трудового договора.
По всем этим вопросам индивидуальный трудовой спор признается таковым, в том числе, в тех случаях, когда разногласия между работодателем и работником возникли по поводу установления или изменения условий труда.
В связи с изложенным обратим внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, согласно ст. 219 "Рассмотрение споров об установлении новых или изменении существующих условий труда" КЗоТ РФ трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда разрешались администрацией и соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав. Таким образом, согласно ст. 219 КЗоТ РФ трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда комиссиями по трудовым спорам и судами не рассматривались.
В ТК РФ эта норма не повторена. Поэтому, по кругу вопросов, определенных ст. 381 ТК РФ, индивидуальные трудовые споры рассматриваются указанными комиссиями и (или) судами.
Отсюда, в частности, следует, что во взаимоотношениях с работодателем выборный профсоюзный орган утратил право на представительство от своего имени интересов работника при возникновении индивидуального трудового спора в связи с установлением работнику новых или изменении существующих условий труда. В комиссии по трудовым спорам, в суде он может выступать только по уполномочию работника, от его имени.
Во-вторых, в ст. 381 не сказано о том, что индивидуальный трудовой спор может иметь место по вопросам применения локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права. Представляется, что это пробел. Разногласия подобного рода возникают. Поэтому такой пробел в ст. 381 желательно заполнить.
В этой связи вероятно, что практика применения положений ст. 381 пойдет по пути, когда локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, будут рассматриваться как разновидность нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Такая возможность не исключена, хотя бы потому, что законодательно не определено понятие "нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права", точно также не определено понятие "локальный нормативный акт организации, содержащий нормы трудового права".
В общем виде порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров приводится в ст. 383 ТК РФ:
1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам регулируется ст. 384-389 ТК РФ.
2. Порядок рассмотрения этих споров в суде регламентируется:
- ст. 390-393 ТК РФ;
- Гражданским процессуальным кодексом РФ, введенным в действие Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ.
3. Установленный ст. 383 ТК РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не исключает для работника возможность обжаловать действия работодателя в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - Федеральную службу по труду и занятости, прокуратуру.
4. На местах постоянно возникают вопросы о порядке, последовательности, обращения работников, их представителей, в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров - в КТС и суд. Следует ли первоначально обращаться в КТС и только затем в суд, если спор в ней не решен в пользу работника? Можно ли обращаться в суд, минуя КТС? Как быть, если в организации КТС не создана?
Вопросы эти возникают потому, что порядок обращения работников, их представителей, в указанные органы изложен в ТК РФ недостаточно последовательно. В связи с этим ВС РФ своим постановлением от 17 марта 2004 г. N 2 (п. 2) дал следующее разъяснение.
Учитывая, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и ТК РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора КТС, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в КТС (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения КТС, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч. 2 ст. 390, ст. 391 ТК РФ).
Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387, ч. 1 ст. 390 ТК РФ).
Как следует из приведенного выше текста, работник сам решает, обратиться ли ему первоначально в КТС или, минуя ее, в суд. Если он первоначально обратиться в КТС, и ее решение будет неблагоприятным для работника, он должен обратиться в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения КТС. В противном случае ему, возможно, придется доказывать в суде, что он нарушил десятидневный срок по уважительным причинам. Если же он не сможет этого сделать, суд не будет рассматривать его заявление.