Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:48, реферат
В работе рассматриваются вопросы и приводятся локальные нормативные акты по труду, имеющие отношение к организациям независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, и имеющие для работодателей и работников наибольшее практическое значение.
Неточность, вкравшуюся в текст, драматизировать не следует. Важно другое: каждая организация, осуществляющая производственную деятельность, в которой создана (создается) служба охраны труда, должна разработать и утвердить соответствующее Положение.
Процесс разработки Положения можно разделить на два этапа:
1. Разработка макета Положения. Источником его содержания являются положения Рекомендаций, освобожденные от того текста, который не нужен: указания на то, что необходимо создать службу, целесообразно ее создать в виде самостоятельного подразделения и т.п.
2. Корректировка текста макета и внесение в него дополнений, исходя из свойственных организации специфических особенностей организации охраны труда и представлений руководства о том, какой должна быть служба: ее структура, состав и численность специалистов и т.д.
Авторы настоящей работы предлагают вниманию читателей разработанный ими макет Положения о службе охраны труда, прошедший апробацию в ряде организаций различных отраслей народного хозяйства ( Приложение N 8).
§ 2. Содержание деятельности и нормативы численности работников службы охраны труда организации
Как было отмечено выше, Минтруд России своим постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" утвердил одноименные Рекомендации, в которых определяются в общем виде задачи, стоящие перед службой охраны труда, и даются рекомендации по ее созданию и организации работы. Что же касается направлений работы службы, то они приводятся в развернутом виде, подробно в "Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях", утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10. Там же приводятся нормативы численности специалистов службы в зависимости от общего количества работников, а также работников занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах.
По мнению авторов настоящей работы, главное в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. отнюдь не сами нормативы численности специалистов службы охраны труда. Они, как будет показано далее по тексту, весьма условны, требуют значительной корректировки. Ценность указанного постановления заключается в том, что в нем, во-первых, подробно излагается содержание работы службы охраны труда, ее функции. Во-вторых, содержание этой работы распределено по направлениям, что открывает возможность обосновано определять структуру службы, - из каких функциональных подразделений она состоит. Это, в свою очередь, дает возможность осуществить подбор соответствующих специалистов для каждого подразделения службы, определить их состав и, наконец, численность с учетом Межотраслевых нормативов численности специалистов службы охраны труда.
Нормативы численности специалистов службы рассчитываются по каждому направлению ее работы отдельно на основе приведенных ниже таблиц NN 1-8. Полученные нормативы по каждому основному направлению работы службы суммируются. В результате получается общий норматив численности специалистов службы.
В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена.
Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием "до" следует понимать включительно.
Важно отметить, что нормативы численности, приведенные по тексту настоящего параграфа, не являются теми документами, которые определяют общую численность специалистов как по направлениям работы, так и службы охраны труда в целом. Эти нормативы рассчитаны лишь по одному показателю - численности работников организации.
Поэтому они лишь учитываются при определении численности специалистов службы. Работодатель определяет ее самостоятельно с учетом специфических особенностей организации: ее отраслевой принадлежности, вида производства, профессионального состава кадров, степени изношенности оборудования и т.д. Следует также иметь в виду, что указанные нормативы имеют рекомендательный характер.
Далее по тексту пунктов 1-8 Межотраслевых нормативов комментируется приведенное в них содержание деятельности Службы по ее направлениям. Сначала приводится текст соответствующего пункта, раскрывающий содержание деятельности Службы по данному направлению ее работы. Затем - нормативы численности работников, занятых в указанной сфере деятельности, а после этого - комментарий к тексту пункта.
Применяя такую последовательность расположения материала, авторы ставили перед собой задачу проиллюстрировать и прокомментировать содержание деятельности Службы по каждому ее направлению. Дело заключается в том, что какого либо иного правового акта или центролизованно утвержденных рекомендаций, в которых раскрывалось бы содержание деятельности Службы, тем более по ее направлениям, попросту нет.
Что же касается самих нормативов численности работников Службы, приведенных в Межотраслевых нормативах, то рассматривая их в качестве минимальных значений, требующих в каждом отдельно взятом случае значительной корректировки, авторы не нашли оснований для их комментария.
В то же время нельзя не отметить, что указанные нормативы представляют большую практическую ценность в качестве базовых, исходных, значений при расчете численности работников службы охраны труда в каждой организации.
1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, состоящая из:
изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания;
контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;
доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовки проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда в организации.
Таблица 1
┌──────┬─────────────┬────────
│ NN │Среднесписоч-│ Численность рабочих, занятых на тяжелых и │
│ п/п │ ная │ связанных с вредными условиями труда работах │
│ │ численность ├───────┬────────┬───────┬────
│ │ работников │до 100 │101-350 │351-500│501-1000│1001-3500│
│ │ организации │ │ │ │ │ │свыше │
│ │ ├───────┴────────┴───────┴────
│ │ │ Нормативная численность работников службы │
│ │ │ охраны труда, человек │
├──────┼─────────────┼───────┬
│ 1. │До 500 │ 0,13 │ 0,14 │ 0,16 │ - │ - │ - │
├──────┼─────────────┼───────┼
│ 2. │501-750 │ 0,14 │ 0,16 │ 0,17 │ - │ - │ - │
├──────┼─────────────┼───────┼
│ 3. │751-1000 │ 0,16 │ 0,17 │ 0,19 │ - │ - │ - │
├──────┼─────────────┼───────┼
│ 4. │1001-1500 │ 0,19 │ 0,21 │ 0,24 │ 0,27 │ - │ - │
├──────┼─────────────┼───────┼
│ 5. │1501-3000 │ 0,28 │ 0,31 │ 0,34 │ 0,37 │ - │ - │
├──────┼─────────────┼───────┼
│ 6. │3001-5000 │ 0,40 │ 0,43 │ 0,46 │ 0,51 │ 0,56 │ - │
├──────┼─────────────┼───────┼
│ 7. │5001-7500 │ 0,55 │ 0,58 │ 0,63 │ 0,68 │ 0,74 │ 0,81 │
├──────┼─────────────┼───────┼
│ 8. │7501-10000 │ 0,70 │ 0,75 │ 0,80 │ 0,86 │ 0,93 │ 1,02 │
├──────┼─────────────┼───────┼
│ 9. │10001-20000 │ 1,30 │ 1,35 │ 1,41 │ 1,48 │ 1,57 │ 1,68 │
├──────┼─────────────┼───────┼
│ 10. │10001 и свыше│ 1,60 │ 1,65 │ 1,71 │ 1,79 │ 1,88 │ 1,99 │
└──────┴─────────────┴───────┴
Комментарии к тексту п. 1
При отражении в Положении о службе охраны труда организации текста аб. 2 п. 1, по нашему мнению, целесообразно учесть следующее. Текст аб. 2 не ориентирует службу охраны труда на предупреждение производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Согласно тексту аб. 2 работа службы начинается после того, как аварии уже произошли, имели случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Для того, чтобы предотвратить указанные нежелательные факты, Служба охраны труда должна постоянно проводить работу по их предупреждению. В этих целях целесообразно изложить текст аб. 2 в следующей редакции: "наблюдения с целью проверки состояния условий труда работников и предупреждения производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний".
Отсюда логически вытекает текст аб. 3 в новой редакции: "организации работы по немедленному устранению выявленных в ходе проверок и при иных обстоятельствах факторов, действие которых может привести к производственному травматизму, профессиональным и другим производственно обусловленным заболеваниям".
Что касается аб. 2 текста п. 1 в редакции Межотраслевых нормативов, то его целесообразно разделить на четыре самостоятельных абзаца, расположив их в иной последовательности: в приведенном тексте действия службы охраны труда изложены непоследовательно и недостаточно четко.
Приведем текст аб. 2 в предлагаемой нами редакции:
"- организации расследования аварий и несчастных случаев, причин возникновения профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний; подготовки документов, необходимых для возмещения вреда, причиненного здоровью работников в результате несчастного случая или профессионального заболевания (аб. 4);
- организации изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний (аб. 5);
- организации разработки и проведения мероприятий по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний (аб. 6);
- организации контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний (аб. 7)".
Текст аб. 3 п. 1 также требует корректировки, - сначала подготовка приказов, и только потом доведение их до сведения работников:
" - подготовки приказов руководителей организации, предписаний и других документов по вопросам охраны труда в организации; доведение этих документов до сведения работников организации (аб. 8)".
При составлении текста раздела "Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний" Положения о Службе охраны труда организации целесообразно также дать ссылки на, хотя бы основные, нормативные акты, которыми должны руководствоваться специалисты Службы при проведении данной работы. Это ориентирует специалистов на выполнение работы по строго определенным правилам, повысит их ответственность.