Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:25, курсовая работа
Предметом исследования данной курсовой работы являются подходы к определению эффективного лидерства и характеризующие их модели, стили лидерства и принятия решений на основе которых будет делаться анализ процесса управления.
Цель работы: изучение эволюции понятия лидерства, определить его значимость сегодня. Что вкладывается в данное понятие? С чем связана его эволюция? И вообще нужны ли лидеры в стабильно работающей компании?
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА
1.1. Основные определения понятия лидерства
1.2.Подходы к определению эффективного лидерства
1.3. Стили лидерства
1.4.Теория лидерских качеств
1.5.Ситуационное лидерство
1.6.Различия между ролью лидера и менеджера
1.7.Интуиция как навык руководителя
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО «МИРОР»
2.1. О компании ООО «МИРОР»
2.2 Цели и задачи производственной деятельности
2.3. Анализ внешней среды ООО «МИРОР»
2.4.Система показателей, используемых предприятием для анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.5. Кадровая политика предприятия
2.6.Анализ лидерских качеств сотрудников компании ООО «МИРОР»
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА, ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ
3.1. Рекомендации по основным проблемам компании ООО «МИРОР»
3.2. Лидерство третьего поколения
3.3. Проблемы лидера
3.4. Гендерное исследование лидерства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как сказано выше, хронический синдром менеджера часто переходит в сердечно-сосудистые заболевания. Основываясь на своем врачебном опыте, хирурги-кардиологи М. Фридман и Р. Роземан описали тип человека, который чаще всего болеет ишемической болезнью или перенес инфаркт миокарда: это успешный человек, обладающий лидерскими качествами. Для «кардиологической» личности характерны следующие черты:
По подсчетам врачей, люди лидерского склада становятся пациентами кардиологов в 10 раз чаще других. [15, ст. 326-327]
3.5 Гендерное исследование
лидерства
Довольно интересно сквозь года проследить за развитием и изменением стереотипов по отношению к женщинам лидерам и мужчинам лидерам. В настоящее время мы все чаще встречаем в офисах с табличкой «генеральный директор», «заместитель генерального директора» женщин, внушительных, сильных и влиятельных. Поговорим об этом поподробнее.
Женщины доминируют благодаря способности достигать компромисса, уверенности в себе, гибкому поведению в различных ситуациях.
В
бизнесе женщины часто
Недавние исследования продемонстрировали, что профессиональные планы женщин, занятых в бизнесе, медицине, юриспруденции, очень близки к планам в отношении собственной карьеры мужчин, занятых аналогичными видами деятельности. С другой стороны, ожидание карьерного роста у женщин, занятых в педагогике, социальных работников или медсестер, менее честолюбивы; эти женщины больше думают о замужестве и материнстве, чем о трудовой биографии.
У
женщин и мужчин часто различаются
стили осуществления одной и
той же деятельности, в том числе
и управленческой. Женщины чаще,
чем мужчины, склонны использовать
демократический стиль
Мужчины – руководители чаще используют авторитарную стратегию, опору на власть, директивность, контроль.
Одним из проявлений дифференциации в стилях управления является различие в характере лидерства мужчин и женщин. Исследования показывают, что женщины чаще реализуют социальную модель лидерства, а мужчины – деловую(стремление к власти, доминирование, формирование целей и стратегическое развитие). В зарубежной психологии приводятся данные исследователей, которые полагают, что женщина – лидер в мужском коллективе играет одну из четырех неформальных ролей:1) «матери» - от нее ждут поддержки, а не деловой активности; 2) «соблазнительницы» для начальника, что вызывает негодование у коллег – мужчин; 3) «игрушки, талисмана» - милой, но не деловой женщины, приносящей удачу; 4) «железной леди», обладающей неженской жестокостью, вследствие чего такие начальницы бывают больше всего изолированными от группы.
В ситуации стресса мужчины и женщины – руководители обычно ведут себя по-разному: мужчины склонны впадать диктаторство, замыкаться в себе, а женщины чаще прибегают к советам, могут поделиться проблемами с окружающими. Мужчины и женщины переживают одни и те же эмоции, но выражают их по-разному. Зарубежный опыт показывает:
Шведские
психологи разработали
Важной проблемой является дифференцированный подход к оценке труда мужчин и женщин. Независимо от объективных результатов труда, женщины во многих странах получают за свою работу меньшую ЗП; им предоставляется меньше информации, а сроки выполнения заданий ставятся более жесткие. Без каких – либо оснований женщинам приписываются меньшая компетентность, отсутствия стремления к продвижению по службе, недостаток логики, непритязательность. Чтобы стать лидером, женщине приходиться преодолевать больше препятствий, нежели мужчине. По выражению американских специалистов, «для женщины путь к власти связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчины – с реализацией многочисленных возможностей».
По
мере развития общества традиционная
картина начинает размываться, но скрытая
дискриминация продолжает сохраняться.
Причинами этого являются разные
факторы. В психологии менеджмента
сформировалось несколько точек
зрения на причины гендерных
Люди в организациях предъявляют к лидерам разного пола разные требования, и в отношении женщин эти требования выше. Чтобы получить руководящую должность, женщина должна продемонстрировать большую компетентность.
Женщины руководительницы могут испытывать в своей работе сильное давление, повышенные ожидания со стороны организационного окружения
Психоаналитический подход к женскому лидерству оценивает его как проявление женской ущербности и зависти к мужчине, стремление преодолеть комплекс неполноценности.
Ситуационно – должностной подход ставит на первое место должность, занимаемую человеком в организации, а не пол. Соответственно мужчинам и женщинам, занимающим сходные должности и успешно выполняющим лидерские роли, не следует значительно отличаться друг от друга ни по поведению, ни по факторам эффективности.
Ряд исследователей кладут в основу успешного лидерства умение устанавливать тесные позитивные отношения с другими людьми. Эти отношения складываются на основании сходства (уподобления) членов группы друг к другу. В этом, с их точки зрения, кроется проблема гендерных различий. Женщине в мужском коллективе трудно установить позитивные отношения и добиться лидерства; на первое место в этом случае выходят отнюдь не деловые качества.
Вместе
с тем преобладание мужчин на руководящих
постах обусловлено и объективными
факторами, в первую очередь, стремлением
женщин самореализоваться не только
в профессиональной деятельности, но
и в роли жены и матери. Эта
реализация требует объективно много
времени и усилий, что снижает
профессиональные возможности женщины.
Некоторые исследователи
Другим объективным фактором является существенно большая эмоциональность женщин и их склонность принимать интуитивные решения. Таковые зачастую оказываются блестящими и своевременными, но логика не всегда понятна окружающим. Мужчины – начальники реже протежируют женщинам, опасаясь обвинений в сексуальном интересе или в недостаточной жесткости и директивности.
Скептическое отношение общества к возможности быть руководителями заставляет женщин, как указывает Е.П.Ильин, прибегать к защитным стратегиям (названным гендерным менеджментом): а)тратить больше времени и усилий на работе; б)использовать специфически женские способы ведения деловых переговоров с мужчинами (кокетство. Принижение своих способностей); в)применять «маску» - стремление скрыть свою эмоциональную и личную жизнь, чтобы не получить ярлык неэффективного работника.
Однако существуют и противоположные данные, показывающие, что женщины – руководители меньше подвержены «срывам», с ними продуктивнее решаются разнообразные спорные вопросы, они внимательнее относятся к подчиненным. При этом женщин – руководителей отличают от традиционного портрета женщины такие черты, как выраженная доминантность, эмоциональная устойчивость, социальная смелость и стремление к самореализации, умение устанавливать высокие деловые отношения.[10,с.64]
Отечественный опыт показывает, что у нас происходит все довольно динамично. В России постоянно проходят конференции, собрание, съезды успешных в бизнесе женщин.
15
декабря 2004 г. в Москве состоялась
конференция "Женщины - лидеры
новой России. Присутствие и влияние
в бизнесе и управлении", организованная
Российской Академией Бизнеса
и Предпринимательства,
24
февраля в Риме состоялся V
Международный женский форум
«Роль женщины-лидера в
Международная встреча на высшем уровне предоставила своим участницам уникальную возможность:
Несмотря
на то что "Интеррос" в данном случае
- это исключение из правил, консультанты
отмечают, что в российском бизнесе
много женщин - топ-менеджеров. Причем
речь не идет о типично женских
отраслях, как, например, легкая и пищевая
промышленность. По словам Александра
Чернышенко, существует целая группа
известных менеджеров-женщин в металлургической
промышленности. В бизнес-кругах их
называют железными леди. Среди них,
например, директор по экономике Новолипецкого
металлургического комбината (НЛМК)
Галина Аглямова, руководитель подразделения
качества Магнитогорского
Как замечает Александр Чернышенко, все
эти железные леди по твердости характера
и профессионализму не уступают мужчинам.
По мнению Галины Мельниковой из Ernst &
Young, в России в среднем менеджменте женщин
значительно больше, чем в европейских
и американских компаниях. "Если в Европе
и США во многих компаниях совершенно
открыто женщинам платят меньшие зарплаты,
чем мужчинам, то в России, как правило,
такое не принято, это невозможно, - говорит
Мельникова. - У нас действительно есть
равенство полов в этом смысле. Это своеобразное
"завоевание социализма". Но некоторые
считают иначе. "Я думаю, что вопреки
распространенному мнению, что в целом
бизнес в нашей стране не для женщин, Россия
- один из лидеров среди стран по количеству
женщин - руководителей среднего звена,
предпринимателей малого и среднего бизнеса",
- говорит глава офиса Аndersen Legal в Петербурге,
партнер компании Ольга Литвинова.
Если мы будем постоянно придумывать препятствия для женщин на пути к карьере, все это может явиться существенным тормозом при переходе России к новому экономическому укладу, основанному на экономике знаний и информационных технологиях, что невозможно без создания базовых возможностей для саморазвития и самореализации граждан России, больше половины которых составляют женщины.
В сущности, различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными. Гендерная специфичность заведомо уступает индивидуальной. В ходе многочисленных исследований, выяснилось, что мужчины и женщины гораздо в большей степени похожи, чем отличаются друг от друга. Более того, многие из действительно существующих различий поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий.
Информация о работе Лидерство как основной инструмент управления предприятием