Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:25, курсовая работа
Предметом исследования данной курсовой работы являются подходы к определению эффективного лидерства и характеризующие их модели, стили лидерства и принятия решений на основе которых будет делаться анализ процесса управления.
Цель работы: изучение эволюции понятия лидерства, определить его значимость сегодня. Что вкладывается в данное понятие? С чем связана его эволюция? И вообще нужны ли лидеры в стабильно работающей компании?
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА
1.1. Основные определения понятия лидерства
1.2.Подходы к определению эффективного лидерства
1.3. Стили лидерства
1.4.Теория лидерских качеств
1.5.Ситуационное лидерство
1.6.Различия между ролью лидера и менеджера
1.7.Интуиция как навык руководителя
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО «МИРОР»
2.1. О компании ООО «МИРОР»
2.2 Цели и задачи производственной деятельности
2.3. Анализ внешней среды ООО «МИРОР»
2.4.Система показателей, используемых предприятием для анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.5. Кадровая политика предприятия
2.6.Анализ лидерских качеств сотрудников компании ООО «МИРОР»
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА, ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ
3.1. Рекомендации по основным проблемам компании ООО «МИРОР»
3.2. Лидерство третьего поколения
3.3. Проблемы лидера
3.4. Гендерное исследование лидерства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Я считаю, что ситуационный подход Фидлера – прекрасное средство подчеркнуть важность взаимодействия руководителя, исполнителя и ситуации. Его подход предостерегает против упрощенного мнения, что существует какой-то один, оптимальный стиль руководства, не зависящий от обстоятельств.
Подход
«путь – цель» Митчела и
Хауса. Эта ситуационная модель, во
многом аналогична модели Фидлера. Была
разработана Теренсом Митчелом и
Робертом Хаусом. Их подход под названием
«путь-цель» указывает
Подход
«путь-цель» пытается дать объяснение
тому воздействию, которое производит
поведение руководителя на мотивацию,
удовлетворенность и
Стили руководства.
а) стиль поддержка.
б) инструментальный стиль
в) стиль поощряющий участие
г) стиль, ориентированный на достижение
Ситуационные факторы. Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый, зависит от двух ситуационных факторов: личных качеств подчиненных, а также требований и воздействие со стороны внешней среды.
3)
Теория жизненного цикла. Поль
Херси и Кен Бланшар
Имеются 4 стиля лидерства, которое соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: «давать указания», «продавать», «участвовать», «делегировать». Первый стиль (S1) – руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую – для подчиненных с низким уровнем зрелости (М1). Здесь этот стиль вполне уместен потому, что подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу и им требуется соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль (см.приложение 1)
Второй стиль (S2) – «Продавать» - подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения. Подчиненные хотят принимать ответственность. Но не могут так. Как обладаю средним уровнем зрелости (М2).
Третий стиль (S3) характеризуется умеренно высокой степенью зрелости (М3). В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу и высокую степень – на человеческие отношения. Самым подходящим будет стиль. Основанный на участии подчиненных в принятии решений.
Четвертый
стиль (S4) характеризуется высокой
степенью зрелости (М4). В этой ситуации
подчиненные и могут. И хотят
нести ответственность. Здесь более
всего подходит стиль делегирования,
а поведение руководителя может
сочетать низкую степень ориентированности
на задачу и на человеческие отношения.
Этот стиль уместен в ситуации
со зрелыми исполнителями, т.к. подчиненные
знают, что и как делать, и сознают
высокую степень своей
Как и другие модели, модель жизненного цикла рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства.
Модель принятия решений руководителем Врума – Йеттона.
Эта модель концентрирует внимание на процессе принятия решения. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства в таблице 2.
Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решения (Al и All), затем идет консультативный (Cl и Cll) и, наконец, завершается полным участием (Gll). Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы.
Чтобы
помочь руководителям оценить
«Стили
принятия решений
по Вруму-Йетону»
Al.Вы сами решаете проблему или принимаете решение. Используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.
All.
Вы получаете необходимую
Cl.
Вы избегаете проблему
Cll.
Вы избегаете проблему группе
ваших подчиненных. И весь
Clll.
Вы излагаете проблему группе
ваших подчиненных. Все вместе
вы находите и оцениваете
Критерии
проблемы по модели
Врума-Йеттона
Значение качества решений
Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения.
Степень структурирования проблемы.
Значение
согласия подчиненных с целями
Определенная
на основании прошлого опыта вероятность,
что автократическое решение
получит поддержку у
степень мотивации подчиненных достичь целей организации, если они выполнят задачи, сформированные при изложении проблемы.
Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.[8,с.562]
Хотя
модель Врума –Йеттона отличается
от трех других ситуативных моделей,
поскольку ее фокус – на принятии
решений, она все же аналогична им
в том, что подчеркивает отсутствие
универсального оптимального метода влияния
на подчиненных. Оптимальность стиля
зависит от меняющихся переменных ситуации
принятия решений.
1.6.Различия
между ролью лидера
и менеджера
В общественном сознании понятия лидер и руководитель, менеджер практически не различаются. Тем не менее люди, занимающие эти позиции в организации, выполняют разные функции и поэтому должны обладать разными свойствами.
В практике употребления слова «лидер» смешиваются самые различные смыслы. Лидер –это «вождь масс в тоталитарно олигархическом обществе, и высший политический чин в бюрократическо – демократическом обществе». (М.Вебер), и менеджер, «отвечающий за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор и подготовку работников – за все то, что связано с деятельностью его подчиненных» (Г.Минцберг), и просто человек, способный повести других за собой, и передовик производства, и «лидер продаж».Однако в рамках научного менеджмента приходят к нижеследующему разделению.
Если условно выделить в организации такие объекты приложения усилий, а как план, персонал, исполнение и результат, то лидер и менеджер займут по отношению к ним различные позиции.[11,с.60]
Среди отличительных функций лидера мы можем выделить две группы: стратегические и социально – воспитательные (связанные с влиянием на людей).
Один из ведущих представителей теории «человеческих отношений» Д. МакГрегор считал, что лидерства как такового не существует. Лидерство – это всегда определенное социальное отношение. В него следует включить, по крайнем мере, четыре переменные:
Таким
образом, личностные особенности лидера
не могут не рассматриваться в
более широком контексте. Участие
в организации ведет к
Появление таких факторов, как среда, группа, ситуация, потребность контекста, заметно влияет на то, как начинает выглядеть феномен лидерства. Можно сказать, что:
В
заключении данной темы я хотела бы
сказать, менеджеру необходимо уметь контактировать
с сотрудниками, занимающими те или иные
лидерские позиции в коллективе хотя бы
только потому, что они оказывают определенное
внимание на коллектив или какую – то
часть его членов. И для пользы дела их
предпочтительнее числить в союзниках,
нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей
стороны.
1.7.
Интуиция как навык
руководителя
Значение
умения применять интуицию в современной
экономической ситуации повышается
с каждым днем. В 2002 г. Нобелевская
премия по экономике была присуждена
не экономисту, а психологу Д.Канеману.
В своих книгах «Психология прогнозирования»,
«Принятие решений в условиях
неопределенности» Канеман
В
экономике известно большое количество
великих интуитов, таких как Рокфеллер,
Форд, Баффет и др. Все выдающиеся
люди умели применять на практике
интуицию, и именно ей были обязаны
своим успехом. Г. Минцберг, обозреватель
«Гарден Бизнес Ревью)», провел опрос
высокопоставленных чиновников и бизнесменов.
Большинство из них постоянно решают проблемы,
слишком сложные для рационального мышления,
с помощью интуиции. Сейчас сама экономическая
ситуация подталкивает менеджеров к тому,
чтобы сделать интуицию главным консультантом
при принятии решений, проверяя ею альтернативные
способы.
Информация о работе Лидерство как основной инструмент управления предприятием