Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:25, курсовая работа
Предметом исследования данной курсовой работы являются подходы к определению эффективного лидерства и характеризующие их модели, стили лидерства и принятия решений на основе которых будет делаться анализ процесса управления.
Цель работы: изучение эволюции понятия лидерства, определить его значимость сегодня. Что вкладывается в данное понятие? С чем связана его эволюция? И вообще нужны ли лидеры в стабильно работающей компании?
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА
1.1. Основные определения понятия лидерства
1.2.Подходы к определению эффективного лидерства
1.3. Стили лидерства
1.4.Теория лидерских качеств
1.5.Ситуационное лидерство
1.6.Различия между ролью лидера и менеджера
1.7.Интуиция как навык руководителя
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО «МИРОР»
2.1. О компании ООО «МИРОР»
2.2 Цели и задачи производственной деятельности
2.3. Анализ внешней среды ООО «МИРОР»
2.4.Система показателей, используемых предприятием для анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.5. Кадровая политика предприятия
2.6.Анализ лидерских качеств сотрудников компании ООО «МИРОР»
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА, ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ
3.1. Рекомендации по основным проблемам компании ООО «МИРОР»
3.2. Лидерство третьего поколения
3.3. Проблемы лидера
3.4. Гендерное исследование лидерства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Хотя выводы Левина основывались на данных полевых исследований, его классификация не получила широкого распространения, поскольку стили лидерства не увязывались с природой задания, которое выполняла группа, и слабо учитывались отношения между ее членами.
Я считаю, что деление лидерства на данные стили по Левину вполне применимы сегодня, действительно, в организации можно выявить как и авторитарный, и демократический, и пассивный стили, но с некоторыми поправками, так как в большинстве случаев все зависит от ситуации.
В дальнейшем были предприняты попытки усовершенствовать подход, основанный на анализе поведения лидеров.
Однако
наибольшую популярность среди практиков
получила система описания стилей лидерства,
получившая название «управленческой
решетки», предложенная Р. Блейком и Дж.
Моутом. «Управленческая решетка» - это
двумерная схема, горизонтальная ось которой
отражает ориентацию лидера на выполнение
задания, а вертикальная – его ориентация
на отношение между людьми. Подход Блейка
и Моутон, пусть неявно, указывает на существование
наилучшего стиля лидерства.[8,с.551]
Четыре системы в стиле лидерства Лайкерта
Стиль
1 – эксплуататорско-
1.4.Теория
лидерских качеств
Исследование лидерства прошло несколько этапов. Первый характеризовался тем, что ученые пытались определить качества, которыми должен обладать эффективный лидер. Так родилась теория лидерских качеств.
Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.
В направлении теории лидерских качеств были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств.
Ральф Строгдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:
-ум
или интеллектуальные
-господство или преобладание над другими;
-уверенность в себе;
-активность и энергичность;
-знание дела.
Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло Аналогичное разочарование. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:
1. Управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей;
2.
Управление значением, или
3.
Управление доверием, или способность
построить свою деятельность
с таким постоянством и
4.
Управление собой, или
Беннис
предлагает лидерам делиться властью
в организации для создания среды,
в которой люди почувствуют значимость
и возможность познания того, что
они делают, а также то, что
они часть этого общего дела. Создаваемая
таким образом организационная
среда должна вселять в людей
силу и энергию через качество
работы и по священность работе.
Последующее изучение привело к
выделению четырех групп
Американский исследователь Тид в 1935 г. опубликовал книгу «Искусство лидерства», в которой составил следующий перечень наиболее существенных качеств лидера:
-Физическая и эмоциональная выносливость.
-Понимание
назначения организации и
-Энтузиазм
-Дружелюбие, приязнь и расположение других.
Порядочность.
Однако
теория лидерских качеств не дала
значительных практических результатов.
Оказалось, что примерно одинаково
успешные лидеры могут обладать различными
качествами. Кроме того, составленный
исследователями список желательных качеств
эффективного лидер чересчур длинный:
на практике ни один человек не обладает
их полным набором.[14,с.120]
1.5.Ситуационное
лидерство
Неспособность
более ранних исследователей найти
постоянную зависимость между стилем
руководства, удовлетворенностью и
производительностью явилась
Четыре ситуационные модели лидерства
Ситуационная модель руководства Фидлера
Модель Фидлера сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведения руководителя:
Отношения между руководителем и членами коллектива подразумевает лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности для исполнителей.
Структура задачи подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бес структурность.
Должностные
полномочия – это объем законной
власти, связанной с должностью руководителя,
которая позволяет ему
Фидлер считает, что хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным. Поскольку Фидлер исходит из предложения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, он предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства.
По Фидлеру, менеджеры, имеющие высокий рейтинг по критерию НПК (наименее предпочтительный коллега), хотят чтобы и отношения с коллегами строились на личностной основе и взаимопомощи, а кто имеет низкий рейтинг – сосредоточиваются на задаче и беспокоятся о производстве.
Как
показано на рис.1, отношения между
руководителем и членами
Наиболее благоприятная, в ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие. А отношение между руководителем и подчиненными также хорошие, что создает максимальную возможность для оказания влияния.
Мотивированные
чел-ми отношениями руководители работают
эффективнее Мотивированные задачей руководители работают эффективней |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Хорошие | Хоро-шие | Хоро-шие | Хоро-шие | Плохие | Плохие | Плохие | Плохие |
Структурирована | Не структурирована | Структу-рирована | Не структурирована | ||||
Силь-ные | Сла-бые | Силь-ные | Сла-бые | Силь-ные | Сла-бые | Силь-ные | Сла-бые |
Рис.
1. Как меняется стиль эффективного
руководства в зависимости от
ситуации
В противоположность этому 8- наименее благоприятная, должностные полномочия невелики, отношение с подчиненными плохие и задача не структурирована.
Потенциальные
преимущества ориентированного на задачу
стиля руководства – это
Ситуация 1 случается сравнительно редко, потенциальные недостатки авторитарной тактики, а также руководства, основанного на принуждении и на вознаграждении, минимальны.
В
ситуации 8 власть руководителя настолько
мала, что исполнители почти
Информация о работе Лидерство как основной инструмент управления предприятием