Лекция по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:53, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Основы менеджмента"

Работа содержит 1 файл

Лекции.docx

— 2.78 Мб (Скачать)

 

Организационное поведение (википедия) — систематическое изучение и применение на практике знаний о том, как люди (индивиды и группы) взаимодействуют внутри организации.

Организационное поведение  как наука, выросло из бихевиоризма — направления в психологии, изучающего экспериментальные поведенческие реакции психической организации человека на внешние стимулы.

К стимулам, которые первоначально  изучало организационное поведение, относили освещённость рабочего места, заработную плату, различные условия труда.

В конце XX века организационное  поведение как дисциплина, постепенно отходит от бихевиористских установок, фокусируя своё внимание на системных и коллективных эффектах в организации, феноменах корпоративной культуры.

 

Основой моделей организационного поведения можно считать две  управленческие теории, которые разработал и обосновал Д. Мак-Грегор.

Теория  «Х» и теория «У» по вопросу  о поведении человека могут быть представлены следующим образом:

Теория «Х»

- человек  изначально не любит работать  и будет избегать работы.

- поскольку  человек не любит работать, его  следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.

- средний  человек предпочитает, чтобы им  руководили, он предпочитает избегать  ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

Теория «У»

- работа  для человека так же естественна,  как игра.

- внешний  контроль – не единственное  средство объединения усилий  для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.

- средний  человек стремится к ответственности,  его желание избежать ответственности,  как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации.

Таким образом, теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.

Существует четыре модели организационного поведения: авторитарная, опекунская, поддерживающая и коллегиальная, основные черты которых представлены в таблице.

 

Модели  организационного поведения

 

 

Авторитарная

Опекунская

Поддерживающая

Коллегиальная

Базис модели

Власть

Экономичес-кие  ресурсы

Руководство

Партнерство

Ориентация менеджмента

Полномочия

Деньги

Поддержка

Работа в команде

Ориентация работников

Подчинение

Безопасность и  льготы

Выполнение рабочих заданий

Ответственное поведение

Психологический результат  для работника

Зависимость от непосредствен-ного начальника

Зависимость от организации

Участие в управлении

Само-дисциплина

Удовлетворение  потребностей работника

В существовании

В безопасности

В статусе и признании

В самореализации

Участие работников в процессе труда

Минимальное

Пассивное сотрудничество

Пробужденные стимулы

Умеренный энтузиазм


 

 

ОМ 2-я ч Вопр 47. Принципы и методы менеджмента, приносящие успех в  делах. Установление приоритетов с  помощью анализа АБВ.

Принципы в менеджменте  – это правила, требования и рекомендации (а также их комбинации), следование которым с большой вероятностью может привести к намеченной цели. Если такая вероятность приближается к единице, то принцип трансформируется в ранг закономерности или метода

Принципы  достижения успеха.

Основная цель существования  любого бизнеса и создания любой  фирмы - привести фирму к вершине  успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть в  будущее, видя там новые перспективы  ее развития.

Эффективный руководитель должен (это принципы):

Aвладеть навыками делового общения;

Aграмотно подбирать персонал;

Aрационально организовывать работу подразделения, эффективно используя приемы делегирования полномочий, планирования и распределения рабочего времени;

Aзнать взаимозависимости внутри организации, особенности ее корпоративной культуры;

Aуметь предотвращать и квалифицированно разбирать производственные конфликты в трудовом коллективе;

A управлять своим поведением в стрессовых ситуациях.

И еще одна важная рекомендация: чем бы ни занимался руководитель, он в той или иной степени должен уделять часть своего времени всем четырем своим функциям: планированию, организации, мотивации и контролю.

В то же время, по-видимому, нет единого универсального рецепта  успешного руководства, годного  для всех времен и народов. Набор  приоритетных направлений, на которых  должен сосредоточиться лидер коммерческой организации, зависит, по крайней мере, от трех факторов: личностных особенностей самого руководителя, требований социальной среды и текущей ситуации, складывающейся на рынке товаров или услуг.

Тем не менее, аналитики  продолжают попытки найти общие  черты, присущие всем успешным руководителям, выявить то ядро эффективного руководства, за счет использования которого лучшие руководители приводят свои организации  к успеху.

Например, Томас  Нефф и Джеймс Ситрин в результате анализа деятельности 50 наиболее эффективных  деловых лидеров Америки выделили шесть основных принципов управления, которые они приводят в своей  книге «Уроки лидеров». Вот эти основополагающие, с точки зрения вышеназванных авторов, принципы:

1. Будьте порядочными и руководите  личным примером.

2. Разрабатывайте выигрышную стратегию.

3. Создавайте сильную команду  управления.

4. Вдохновляйте сотрудников на  достижение глобальных целей.

5. Организация должна быть гибкой  и готовой к изменениям.

6. Создайте систему руководства  и вознаграждения.

С этими принципами трудно не согласиться, хотя некоторые  из них требуют разъяснения, особенно шестой пункт, так как набор данных принципов не указывает, как именно следует строить систему вознаграждения.

Секреты успеха Билла Гейтса.

История Microsoft –  это стремительный непрерывный  рост в одной из наиболее конкурентных индустрий в мире. Под руководством Билла Гейтса, основавшего компанию вместе с Полом Аленом в 1974 г., она  выросла от предприятия из двух человек  до организации, в которой работает свыше сорока восьми тысяч человек, и имеет больше 25 миллиардов долларов чистой прибыли.

Тщательный анализ обнаруживает десять секретов, объясняющих успех Microsoft и его замечательного главного администратора.

Быть в нужное время в нужном месте. Легко считать успех Microsoft результатом редкой удачи, которую принесла ей затея снабдить IBM операционной системой для ее первого персонального компьютера.

Влюбиться в технику. Одним из важнейших аспектов продолжительного успеха Microsoft были технические знания Гейтса. Он держит под контролем все ключевые решения в этой области

Пленных не брать. Гейтс – жестокий противник. Во всем, что бы он ни делал, он настроен на победу. При заключении сделок это делает его особо жестким в переговорах.

Нанимать на работу только самых  умных. “Люди с высоким коэффициентом умственного развития ”– это определение Microsoft для самых умных. С самого начала Гейтс настаивал, чтобы компания привлекла самые лучшие умы. Он терпеть не может посредственность.

Учиться держаться на плаву. В Microsoft Гейтс создал неугомонную самообучающуюся машину. По его убеждению, это единственный способ избежать повторения своих ошибок. Его конкуренты не столь осторожны.

Не ожидать благодарностей. Если есть урок, который Гейтс усвоил особенно болезненно, так это то, что слава и подлость всегда неразлучны. Нельзя стать самым богатым человеком в мире без того, чтобы не нажить себе врагов.

Встать на позицию провидца. Билл Гейтс является бизнес-лидером нового типа. На протяжении многих лет он постоянно доказывал, что его можно назвать провидцем компьютерной индустрии.

Держать все позиции под контролем. Ключевой момент успеха Microsoft – это его способность управлять большим количеством проектов одновременно.

Строить бизнес в измерении байта. Относительно стоимости на фондовом рынке Microsoft остается сравнительно небольшой компанией. Внутри себя она постоянно продолжает расщепляться на меньшие ячейки, чтобы поддерживать оптимальную среду для управленческой команды.

Никогда «не спускать глаз с мяча». Гейтс уже два десятилетия находится на вершине своей профессии. За это время он превратился в самого богатого человека в мире – неплохо для человека на пятом десятке лет. Несмотря на его огромное богатство и достижения, Гейтс все еще не подает признаков уменьшения темпа.

Существует также  множество других принципов управления, и не стоит перечислять их все, а стоит коснуться только еще  одного аспекта управленческой деятельности. В принципах управления Анри Файоля отражены не только экономические принципы управления, но и психологические  принципы воздействия на персонал и  взаимодействия с ним. В этом аспекте  следует упомянуть 6 основных наиболее интересных заповедей Харви Мак Кея, определяющих требования к самому управленцу, при наличии которых он может продуктивно управлять фирмой.

1. Бизнесмен должен  всегда быть в форме.

2. Деловая жизнь  не терпит остановки.

3. Знание не становится  силой, если его не применять.

4. Верь в себя, и Успех придет к тебе.

5. Не верьте тому, кто скажет, что мелочи для  менеджера ничего не значат. Мелочи - это все.

6. Вы будете безразличны  людям до тех пор. пока не  проявите заботу о них.

 

Установление приоритетов  с помощью анализа АБВ (или ABC). Техника этого анализа исходит из опыта, что доли в процентах более важных и менее важных дел в сумме остаются неизменными. С помощью букв А, Б и В задачи подразделяются на три группы, в соответствии с их значимостью (важнейшие, важные и несущественные(менее важные). Анализ АБВ основывается на трёх закономерностях: Важнейшие задачи составляют примерно 15% всего количества дел, которыми занимается руководитель. Вклад этих задач для достижения цели составляет около 65%. На важные задачи приходится около 20% общего числа дел, значимость которых также около 20%. Менее важные и несущественные задачи составляют около 65% всех дел, а значимость их составляет всего лишь примерно 15%.

Чтобы применить  анализ АБВ, необходимо следовать следующим  пунктам: составить список всех предстоящих  задач систематизировать их по степени  важности и установить очерёдность  оценить задачи в соответствии с  категориями А,Б,В задачи категории А руководитель должен выполнять сам ,задачи категории Б следует перепоручить заместителю, оставшиеся самые маловажные задачи В подлежат обязательному перепоручению на более низкий уровень.

 

        ОМ 2-я ч  Вопр 49. Переговоры по телефону. Рациональное  ведение корреспонденции.

Переговоры  по телефону не могут заменить переговоров  с глазу на глаз, так как значительно  снижают эффективность общения  и затрудняют его. Нужно всегда помнить, что одной из основных проблем  в телефонных переговорах является идентификация собеседника, поэтому  никогда нет гарантии, что по другую сторону именно тот человек, которого вы ожидаете услышать..

Однако, если ситуация допускает, переговоры по телефону открывают  для вас широкие возможности  управлять ситуацией по своему усмотрению.

  • Во-первых, в переговорах по телефону легче застать оппонента врасплох и воспользоваться ситуацией, которая не позволит ему использовать свои преимущества.
  • Во-вторых, в ходе телефонных переговоров вы можете свободно пользоваться справочной информацией и привлекать консультантов, то есть, занять более выгодную позицию.
  • И в-третьих, телефонные переговоры нетрудно записать на диктофон, что позволит вам при необходимости доказательно напомнить оппоненту о некоторых его словах или обещаниях.

Информация о работе Лекция по "Основам менеджмента"