Лекция по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:53, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Основы менеджмента"

Работа содержит 1 файл

Лекции.docx

— 2.78 Мб (Скачать)

ВИД –  … понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с другими видовыми понятиями … .

КЛАССИФИКАЦИЯ – систематическое деление и упорядочение понятий и предметов.

Таким образом, форма и вид – по существу одно и то же, они являются компонентами процесса классификации и приведенные  три понятия образуют связанное  триединство, то есть систему

 

Известны три исторических формы власти в обществе, возникшие  несколько тысячелетий назад, дошедшие до нас через опыт великих народов и личностей. Названия их происходят от греческого слова "kratos"- власть.

Охлократия (от греч. ochlos - толпа; буквально - господство толпы) характеризуется отсутствием четкого подчинения граждан нормам морали и права, когда общественное поведение определяется на стихийном собрании, митинге, сходке людей. Охлократия возникла в период распада первобытно общинного строя и прошла все исторические эпохи. Она существовала в Древней Греции, Израиле и Германии, в войсках под предводительством Робин Гуда, С. Разина, Е. Пугачева и Жанны Д'Арк. Охлократия всегда возникает в периоды крушений империй, государств, институтов власти.

Автократия означает неограниченную власть в обществе одного лица(от греч. athor - автор). Она возникла в первобытном обществе как власть сильного вождя, и ее "золотой век" пришелся на рабовладельческий и феодальный строй, когда власть держалась на карающем мече.

Демократия (от греч. demos - народ) предусматривает "власть народа" на основе бщественного самоуправления. Демократический принцип организации государства известен со времен Древней Греции, Новгородского вече и Парижской коммуны.  Демократизация позволяет широко использовать внутренний потенциал человека, перейти от методов принуждения к методам убеждения, т.к. "пряник" всегда лучше "кнута". Демократия обычно строится на принципах общественного самоуправления, выборности руководителей, сменяемости органов власти, подчинения меньшинства большинству.                   

Самыми распространёнными  формами власти в настоящее время  являются:

Авторитаризм — форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия или член семьи) обладает единоличным правом принятия решений.

Республика — форма власти, основанная на договоре.

властью.  
 
         Общепринятой до настоящего времени является классификация власти, разработанная Максом Вебером. Вебер выделил следующие три вида реализации власти  (господства): легальный, харизматический,  традиционный.  
«В основе легального типа господства (к которому относятся современные западные государства) лежит целерациональное действие и мотивом признания власти служит соображение интереса; для этого типа характерен примат формально-правового начала и развитие бюрократии. Харизматический тип господства (харизма – экстраординарные личные способности лидера – героя, полководца, основателя религии и т.п.) основан на аффективном типе социального действия. Базой традиционного типа господства, для которого характерны вера в священность существующих властных порядков и патриархальность внутригосударственных связей, является привычка к определенному поведению.» (Выделение моё, – прим. П.К.). 
 
        Исторически особое выделение имеет насильственная власть, поскольку она долгое время была основой социального структурообразования, и, к тому же, приносила наибольшие страдания людям. При этом насилием обычно называется действие (возможно неудачное) по установлению насильственного властного отношения (пусть даже временного).  
 
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей» .

С экономической властью  тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть — это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению  объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.

      Есть  классификация власти по функциям ее органов: законодательная, исполнительская и судебная.  По  способам  взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и  т.  п. власти.

Встречается и такая  классификация (википедия):

  • Законодательная власть
  • Исполнительная власть
  • Судебная власть
  • Политическая власть
  • Управленческая власть
  • Публичная власть
  • Символическая власть

 

В современной политологии  существует также более сложная  классификация власти в обществе. Не вдаваясь в сложную терминологию, дадим краткую характеристику видов власти по их цветам.

1. "Белая власть" соответствует развитому демократическому обществу и условиях политического плюрализма, цивилизованного рынка и соревновательной культуры управления. Ее зачатки существовали в Древней Греции и свободных феодальных городах-государствах. Именно она позволила добиться значительного прогресса во второй половине XX в. таким индустриальным государствам, как Германия, Италия, Франция и США.

2. "Серая власть" характерна для государств со слабым лидером и либеральным типом правления, когда властные полномочия разделяются между правителем, олицетворяющим центральную власть, и его ближайшим окружением, которое пытается сконцентрировать в своих руках право распоряжаться армией, флотом, деньгами и пр. Наиболее характерный пример - Франция XVII в. в эпоху правления кардинала Ришелье, у которого фактически сконцентрировалась реальная власть как у председателя королевского совета. "Серая власть" неустойчива и имеет тенденцию к превращению в "синюю" или "черную"власть. Что, кстати, и произошло во Франции в период эпохи абсолютизма Людовика XIV.

3. "Синяя власть" обладает большими возможностями, как в авторитарном, так и либеральном обществе и базируется на примирительной культуре управления. Зачатки примирительной культуры можно найти в далеком прошлом. Таковы аура имиджа (принятие решений после совета правителя с наиболее авторитетным и людьми), маджилис (доступ любого мусульманина к правителю и членам его семьи),закат (специальный 2,5%-ный налог с имущества богатых в пользу бедных), вакф(имущество, завещанное для религиозных и благотворительных целей, и т.п.).Кое-какие зачатки такой культуры были в некоторых индийских городах-государствах средневековья, кратковременных государственных образованиях, создававшихся восставшими крестьянами (республика зилитов в Византии, государство тайпинов в Китае и др.). В современных условиях "синяя власть" проявляется в республиках Закавказья, Ближнего Востока и некоторых других азиатских государствах. Для нее характерно резкое увеличение управленческой элиты, ориентация на политику, идеологию и религию.

4. "Черная власть" характерна для авторитарного общества с командной культурой управления, когда все ключевые рычаги власти оказываются в руках одного правителя. Она существует с древнейших времен, и прошла длительный путь отправления египетских фараонов, через господство императоров Рима, феодальных монархов до современных авторитарных систем, хотя, конечно, последние имеют совсем другой облик. Существует большая амплитуда градаций способов управления обществом при данной культуре, есть между ними принципиальные различия. Все ее звенья объединены не путем естественно сложившихся отношений борьбы и сотрудничества, а на основе бюрократической централизации "сверху" вокруг одного центра власти. Интегральный характер командной культуры выражается в создании партийно-государственных структур, господстве государственной собственности, единой идеологии, упразднении легальной оппозиции, исключительной роли лидера, находящей свое выражение в культе личности, принижении политического значения гражданина, неизбежном ограничении прав и свобод человека. Система "черной власти" при этом не только извне, но и внутренне бесконтрольна. Монопольная структура власти неизбежно ведет к ограничениям правовых и культурных гарантий личной и имущественной безопасности членов общества и, следовательно, к усилению властного синдрома.

Неизбежный финал "черной власти"- провал экономики, полный застой, отсутствие конкуренции в силу гашения динамических процессов, смена формы власти.

 

  1. ОМ 2-я ч Вопр 44

Авторитет менеджера. Корпоративная культура и организационное поведение менеджера.

Авторитет – заслуженное  доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценности и результат работы.

Авторитет руководителя, связанный  с выполнением его основных функций  согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и  высокими моральными качествами. В  этом смысле следует различать два  источника (статуса) авторитета:

·   официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);

·   реальный авторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них. К  решениям авторитетного и неавторитетного  менеджера подчиненные относятся  различно. В первом случае указание принимается без внутреннего  сопротивления, с готовностью и  выполняется, как правило, без дополнительного  административного нажима.

Распоряжения неавторитетного  руководства всегда вызывают сложные  внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям. 

Следует иметь в виду, что  забота об авторитете руководителя –  не только его личное дело, но и высшего  руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые  призваны его укреплять, оберегать  и повышать. С него они должны брать пример добросовестного отношения  к труду, организованности, честности, скромности. Авторитет следует рассматривать  как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.

Укрепляя авторитет, менеджеру  необходимо следить за тем, чтобы  он не подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных. Приемы создание (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам морали и этики. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет).

Авторитет расстояния – руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он «дальше» от подчиненных и  держится с ними официально;

Авторитет доброты – «всегда  быть добрым» - таков девиз данного  руководителя. Такая доброта снижает  требовательность. Бывает добрый руководитель оказывает подчиненному «медвежью» услугу;

Авторитет педантизма – в  этом случае менеджер прибегает к  мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу;

Авторитет чванства – руководитель высокомерен, гордится и старается  всюду подчеркнуть свои бывшие или  мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;

Авторитет подавления – менеджер прибегает к угрозам, сеет страх  среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приему укрепляют его  авторитет. В конечном итоге это  лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.

 

Корпоративная культура (Определение  Кубра):

“Корпоративная культура – это специфическая, характерная  для данной организации система  связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела».

Некоторые руководители рассматривают  корпоративную культуру как стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделение и отдельных лиц на достижение общих целей, обеспечить лояльность, облегчить общение.  
            Характеристика организационной культуры охватывает:  
Организационную автономность – степень общности целей и задач людей в организации.  
Идентификацию – степень отождествления работников с организацией. Структуру, власть и влияние (лидерство) – взаимодействие органов управления и работников, правил руководства, контроля, запреты. Поддержку и заботу - уровень помощи, оказываемую руководителями подчиненным.  
Мотивацию. Индивидуальную ценность и свободу в рамках организации – степень ответственности и независимости. Управление конфликтами. Творчество и развитие – степень риска в инновациях, поиске нестандартных решений. Координацию деятельности – формирование целей и перспектив организации. Интеграцию – возможность объединения людей в рамках организации. Управленческое обеспечение – четкие коммуникационные связи. Управление рисками - нормы риска.

Информация о работе Лекция по "Основам менеджмента"