Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"
к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха любой
деятельности.
Сегодня затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными
расходами, а инвестициями в «человеческий капитал». Их объектами являются организация
медицинского обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание условий
творчества; развитие личных способностей и проч. Наступает эра человеческого
измерения экономики.
Во-вторых, изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности,
появление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое
воздействие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х гг. XX столетия
сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед
обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы через прибыль и участие
в решении широкого спектра социальных проблем.
До 30-х гг. XX в. считалось, что руководство фирмы вправе принимать во внимание
только собственные интересы, что оправдывало его стремление к максимизации
доходов. Затем под давлением профсоюзов менеджмент стал заниматься проблемами
своих работников: вопросами заработной платы, условиями труда, пенсионным
обеспечением, социальными выплатами.
В современное понятие социальной ответственности входят:
• ориентация фирмы на перспективные социальные интересы;
• возмещение общественных издержек (например, экологических);
• оптимизация перспективной прибыли;
• сохранение капитала фирмы как элемента богатства нации.
Таким образом, менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое
развитие не только фирмы, но и общества в целом.
Вьщеляются следующие виды социальной ответственности:
экономическая, заключающаяся в максимизации доходов (а следовательно, и налогов,
поступающих в бюджет), предоставлении обществу по разумным ценам товаров
и услуг и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест;
правовая, выражающаяся в соблюдении фирмой юридических обязательств
в сфере экономики;
этическая, проявляющаяся в достойном поведении компании, следовании
ею более жестким стандартам, чем общепринятые.
34 Раздел I. Введение в менеджмент
В-третьих, резко ускорились темпы изменений, возросла нестабильность во
всех сферах социально-экономической жизни.
В-четвертых, стали набирать скорость процессы глобализации, обостряться общечеловеческие
проблемы (экологическая, энергетическая, демографическая
и проч.).
В-пятых, в развитых странах произошел переход от индустриальной к постиндустриальной,
а сегодня и к информационной экономике, основанной на компьютерных
технологиях.
В результате в 1980-х гг. проявилась ограниченность традиционного «рационального
менеджмента«>, считавшего фирму закрытой системой с заданными стабильными
целями, глубокой специализацией, централизацией управления, ориентацией на
упорядоченность и четкую регламентированность деятельности, обеспечение ее устойчивости
с помощью методов жесткого планирования, администрирования,
контроля и т. п.
Это потребовало смены управленческой парадигмы (греч. paradeigma — пример,
образец), т. е. базовой концептуальной модели, объединяющей целостный комплекс
идей, принципов, подходов к осуществлению управленческой деятельности,
принятой в качестве образца для определенного периода.
Суть перехода к новой парадигме, основывающейся на системном и ситуационном
подходе к управлению, состоит в следующем.
Во-первых, фирма рассматривается как открытая система, главные предпосылки
успеха которой находятся в ее окружении. В связи с этим первостепенной задачей
менеджмента является адекватное реагирование на различные внешние события.
Успех такого реагирования обеспечивается на основе:
• ориентировки на предвидение в деле принятия решений;
• интеграции всех функций и сторон деятельности фирмы;
• учета интересов собственников, деловых партнеров, персонала, управленцев,
местных властей.
Во-вторых, главное внимание уделяется человеческим ресурсам - их творчеству,
предприимчивости, максимальной автономии работника, что позволяет организации
обеспечивать гибкость и адаптивность. л
В-третьих, все более наглядно проявляется тенденция к максимально возможному
равноправию субъектов управленческого процесса, на смену централизации
(управление по вертикали) приходит отказ от принципов иерархии — децентрализация,
предоставляющая большие права низовым уровням (управление по горизонтали
на основе взаимной координации участников).
В-четвертых, безразличное или негативное отношение к своим обязанностям,
пассивность, отчужденность, порожденные тяжелыми условиями труда, бесправием
работников, сменяются заинтересованностью, приобщением к делам организации,
стремлением проявить себя.
В-пятых, ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности
технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение
конкретного результата, необходимого потребителю (повышение качества,
экономия у него расходов, снижение цен). Иными словами, произошел переход от
производственного к маркетинговому подходу к управлению.
Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 35
В-шестых, меняется характер внутренних взаимоотношений в организации.
Агрессивность, конфронтация, конкуренция постепенно уступают место спокойствию,
поиску компромиссов, консенсуса, сотрудничеству.
В-седьмых, другим становится подход к разработке и реализации управленческих
решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции, единовластие, конформизм,
слепая исполнительность, неприятие риска постепенно сменяются устремленностью
в будущее, поощрением творчества, в том числе и коллективного, допущением
разумного риска.
В-восьмых, акцент на материальные и организационные факторы деятельности
как основу успеха сменяется вниманием к персоналу, способному решать сложные
научно-технические задачи.
В-девятых, прежний упор на количественные результаты постепенно дополняется
стремлением обеспечить высокое качество во всех сферах деятельности организации.
В-десятых, происходит переход от управления в условиях массового производства
и спокойной конкуренции к управлению индивидуализированной деятельностью
при остром соперничестве.
Но прежняя классическая модель менеджмента полностью не отвергается. Ее
элементы используются в экстремальных ситуациях, когда требуются быстрая концентрация
ресурсов на ключевых направлениях и оперативная координация деятельности.
Особенностями современного российского управления являются высокий интеллектуальный
потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного
управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент
сегодня находится еще в состоянии количественного роста и качественные результаты
его пока мало интересуют.
Вопросы и задания
1. Попробуйте вспомнить, что такое менеджмент и какие задачи он решает.
2. Деятельность каких из перечисленных ниже лиц можно отнести к менеджменту:
капитана корабля, министра, участника общего собрания акционеров,
преподавателя в студенческой группе, президента компании, антрепренера
рок-звезды, руководителя космического полета?
3. Опишите особенности реализации различных управленческих функций
в своей организации.
4. Оцените предлагаемые утверждения по принципу «правильно - неправильно
»:
Производственный менеджмент предполагает определение оптимального объема
и структуры выпуска продукции, текущих параметров технологического процесса,
рациональную загрузку оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов,
сырья, комплектующих деталей к местам их использования.
Маркетинг-менеджмент состоит в организации закупки, сбыта и транспортировки
сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции.
36 Раздел I. Введение в менеджмент
Экгаунтинг-менеджменг означает координацию действий по изучению рынка и приспособлению
выпускаемой продукции к его потребностям.
Персонал-менеджмент заключается в руководстве процессами набора, перемещения,
увольнения, повышения квалификации сотрудников.
Финансовый менеджмент означает организацию выдачи заработной платы сотрудникам.
Инновационный менеджмент состоит в руководстве рационализаторской и изобретательской
деятельностью коллектива.
5. Определите, с помощью каких методов управляется учебная группа в процессе
проведения занятия.
6. Объясните, что понимается под социальной ответственностью менеджмента
и имеет ли место это явление сегодня в России__