Лекция по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

к творчеству, которая  сейчас становится решающим условием успеха любой

деятельности.

Сегодня затраты, связанные  с персоналом, представляются уже не досадными

расходами, а инвестициями в  «человеческий капитал». Их объектами являются организация

медицинского  обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание условий

творчества; развитие личных способностей и проч. Наступает эра человеческого

измерения экономики.

Во-вторых, изменилась роль фирм. Увеличение масштабов  их деятельности,

появление гигантских производственных комплексов стало  оказывать ощутимое

воздействие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х гг. XX столетия

сформировалась  концепция социальной ответственности  менеджмента перед

обществом. Она реализуется  путем принесения ему пользы через  прибыль и участие

в решении широкого спектра социальных проблем.

До 30-х  гг. XX в. считалось, что  руководство фирмы  вправе принимать  во внимание

только  собственные интересы, что оправдывало  его стремление к  максимизации

доходов. Затем под давлением  профсоюзов менеджмент стал заниматься проблемами

своих работников: вопросами заработной платы, условиями труда, пенсионным

обеспечением, социальными выплатами.

В современное понятие  социальной ответственности  входят:

• ориентация фирмы  на перспективные  социальные интересы;

• возмещение общественных издержек (например, экологических);

• оптимизация перспективной  прибыли;

• сохранение капитала фирмы как элемента богатства нации.

Таким образом, менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое

развитие  не только фирмы, но и общества в целом.

Вьщеляются  следующие виды социальной ответственности:

экономическая, заключающаяся в  максимизации доходов (а  следовательно, и  налогов,

поступающих в бюджет), предоставлении обществу по разумным ценам товаров

и услуг и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест;

правовая, выражающаяся в соблюдении фирмой юридических обязательств

в сфере экономики;

этическая, проявляющаяся в  достойном поведении  компании, следовании

ею  более жестким  стандартам, чем общепринятые.

34 Раздел I. Введение  в менеджмент

В-третьих, резко ускорились темпы изменений, возросла нестабильность во

всех  сферах социально-экономической  жизни.

В-четвертых, стали набирать скорость процессы глобализации, обостряться общечеловеческие

проблемы (экологическая, энергетическая, демографическая

и проч.).

В-пятых, в развитых странах произошел переход от индустриальной к постиндустриальной,

а сегодня и к  информационной экономике, основанной на компьютерных

технологиях.

В результате в 1980-х  гг. проявилась ограниченность традиционного «рационального

менеджмента«>, считавшего фирму закрытой системой с заданными стабильными

целями, глубокой специализацией, централизацией управления, ориентацией на

упорядоченность и четкую регламентированность деятельности, обеспечение  ее устойчивости

с помощью методов  жесткого планирования, администрирования,

контроля  и т. п.

Это потребовало смены  управленческой парадигмы (греч. paradeigma — пример,

образец), т. е. базовой концептуальной модели, объединяющей целостный комплекс

идей, принципов, подходов к осуществлению  управленческой деятельности,

принятой  в качестве образца  для определенного  периода.

Суть  перехода к новой  парадигме, основывающейся на системном и  ситуационном

подходе к управлению, состоит  в следующем.

Во-первых, фирма рассматривается  как открытая система, главные предпосылки

успеха которой находятся в ее окружении. В связи с этим первостепенной задачей

менеджмента является адекватное реагирование на различные  внешние события.

Успех такого реагирования обеспечивается на основе:

• ориентировки на предвидение  в деле принятия решений;

• интеграции всех функций  и сторон деятельности фирмы;

• учета интересов  собственников, деловых  партнеров, персонала, управленцев,

местных властей.

Во-вторых, главное внимание уделяется человеческим ресурсам - их творчеству,

предприимчивости, максимальной автономии работника, что позволяет организации

обеспечивать  гибкость и адаптивность. л

В-третьих, все более наглядно проявляется тенденция  к максимально  возможному

равноправию субъектов управленческого  процесса, на смену  централизации

(управление  по вертикали) приходит отказ от принципов иерархии — децентрализация,

предоставляющая большие права  низовым уровням (управление по горизонтали

на  основе взаимной координации  участников).

В-четвертых, безразличное или  негативное отношение  к своим обязанностям,

пассивность, отчужденность, порожденные тяжелыми условиями труда, бесправием

работников, сменяются заинтересованностью, приобщением к  делам организации,

стремлением проявить себя.

В-пятых, ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности

технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение

конкретного результата, необходимого потребителю (повышение  качества,

экономия  у него расходов, снижение цен). Иными  словами, произошел  переход от

производственного к маркетинговому подходу к управлению.

Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 35

В-шестых, меняется характер внутренних взаимоотношений  в организации.

Агрессивность, конфронтация, конкуренция  постепенно уступают место спокойствию,

поиску  компромиссов, консенсуса, сотрудничеству.

В-седьмых, другим становится подход к разработке и  реализации управленческих

решений. Ориентация на прошлый  опыт и традиции, единовластие, конформизм,

слепая  исполнительность, неприятие  риска постепенно сменяются устремленностью

в будущее, поощрением творчества, в том числе и коллективного, допущением

разумного риска.

В-восьмых, акцент на материальные и организационные  факторы деятельности

как основу успеха сменяется  вниманием к персоналу, способному решать сложные

научно-технические  задачи.

В-девятых, прежний упор на количественные результаты постепенно дополняется

стремлением обеспечить высокое  качество во всех сферах деятельности организации.

В-десятых, происходит переход  от управления в условиях массового производства

и спокойной конкуренции  к управлению индивидуализированной деятельностью

при остром соперничестве.

Но  прежняя классическая модель менеджмента  полностью не отвергается. Ее

элементы  используются в экстремальных  ситуациях, когда  требуются быстрая  концентрация

ресурсов  на ключевых направлениях и оперативная координация деятельности.

Особенностями современного российского  управления являются высокий интеллектуальный

потенциал руководителей, наличие  большого опыта государственного

управления  и освоения высоких  технологий. Но отечественный  менеджмент

сегодня находится еще  в состоянии количественного  роста и качественные результаты

его пока мало интересуют.

Вопросы и задания

1. Попробуйте вспомнить,  что такое менеджмент  и какие задачи  он решает.

2. Деятельность каких  из перечисленных  ниже лиц можно отнести к менеджменту:

капитана  корабля, министра, участника  общего собрания акционеров,

преподавателя в студенческой группе, президента компании, антрепренера

рок-звезды, руководителя космического полета?

3. Опишите особенности  реализации различных  управленческих функций

в своей организации.

4. Оцените предлагаемые  утверждения по  принципу «правильно - неправильно

»:

Производственный  менеджмент предполагает определение оптимального объема

и структуры выпуска  продукции, текущих  параметров технологического процесса,

рациональную  загрузку оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов,

сырья, комплектующих деталей  к местам их использования.

Маркетинг-менеджмент состоит в организации  закупки, сбыта и  транспортировки

сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции.

36 Раздел I. Введение  в менеджмент

Экгаунтинг-менеджменг означает координацию  действий по изучению рынка и приспособлению

выпускаемой продукции к его  потребностям.

Персонал-менеджмент заключается в  руководстве процессами набора, перемещения,

увольнения, повышения квалификации сотрудников.

Финансовый  менеджмент означает организацию выдачи заработной платы  сотрудникам.

Инновационный менеджмент состоит  в руководстве  рационализаторской и изобретательской

деятельностью коллектива.

5. Определите, с помощью  каких методов  управляется учебная  группа в процессе

проведения  занятия.

6. Объясните, что  понимается под  социальной ответственностью  менеджмента

и имеет ли место  это явление сегодня  в России__

Информация о работе Лекция по "Менеджменту"