Лекция по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

формируются общесистемные качества, т. е. признаки, свойственные каждому

из них в отдельности  и системе в целом.

Во-вторых, в каждой системе существует механизм, посредством которого элементы

взаимодействуют между  собой (граничат, порождают друг друга, воздействуют),

а также с ней  самой (для сохранения ее целостности  такое взаимодействие

должно быть гармоничным). В результате этого возникает  влияние одних элементов

системы на другие или  внешние объекты (например, через  подражание, заимствование

опыта и проч.). Те, в свою очередь, такое влияние  воспринимают, преобразовывают

и изменяются в соответствии с ним. В частности, более развитые элементы,

воздействуя на менее развитые, способствуют ускорению их развития, что

делает излишними  его отдельные ступени.

Степень возможного преобразования элементов и связей в результате внешнего

воздействия характеризует  сшгз'данной системы.

В-третьих, каждая система  имеет структуру, т. е. определенное строение, взаимное

расположение элементов  и существующих между ними связей, способ организации

целого, составленного  из частей. Связи, как и системообразующий  элемент,

обеспечивают целостность  системы, ее единство.

Иногда в обиходе термин «структура» используется синонимично термину «организация

».

Характер связи  между элементами зависит не только от взаимного расположения

последних, но и от их особенностей (например, отношения  в одинаковом по

размерам женском, мужском и смешанном коллективах будут различны).

Структура определяется целями и функциями системы, но в  ее характеристике

отсутствует момент взаимодействия.

В широком понимании  структуру можно рассматривать  как совокупность правил

и предписаний, регламентирующих деятельность системы.

Так, структура производственной организации может трактоваться как устойчивое

пространственно-временное  распределение хозяйственных решений  и обеспечивающих

их реализацию ресурсов с соответствующими взаимосвязями.

Структуру системы  можно классифицировать по следующим основаниям:

• по числу уровней  иерархии (одноуровневые и многоуровневые);

• по принципам подчиненности (централизация — децентрализация);

Система является децентрализованной, если элементы принимают независимые  решения,

не корректируемые системой более высокого порядка.

• по целевому назначению;

• по выполняемым  функциям;

• по принципам разбивки элементов на подсистемы (таковыми могут быть

функциональный и  объектный).

16 Раздел I. Введение  в менеджмент

В целом структуру  системы описывают две основные группы характеристик:

• связанные с  иерархичностью (число подсистем, уровней, связей; принципы

разбивки на подсистемы; степень централизации);

• отражающие эффективность  функционирования (надежность, живучесть,

быстродействие, пропускная способность, гибкость, изменчивость и т. д.).

Структура придает  системе целостность и внутреннюю организацию, в рамках которой

взаимодействие элементов  подчиняется определенным законам. Если такая

организация минимальна, системы называются неупорядоченными, например __________толпа

на улице.

Поскольку элементы и связи неоднородны в рамках одного и того же структурного

их набора, система  будет иметь модификации. Например, коллективы двух

организаций, имеющих  одинаковое штатное расписание, будут  абсолютно различны,

поскольку сами люди и их личные взаимоотношения являются иными.

В-четвертых, система  имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. Они могут

быть «прозрачными», допускающими проникновение в нее  внешних импульсов,

и «непрозрачными», наглухо отделяющими ее от остального мира.

Системы, осуществляющие двусторонний обмен энергией, веществом, информацией

со средой, получили название открытых; в противном случае говорится

о закрытых системах.

Не получающие ресурсов извне, последние предрасположены  к деградации

и прекращению существования (либо распадению на части). Открытые же системы

характеризуются обратным свойством, т. е. могут возобновляться и расширяться на

основе притока  ресурсов и их переработки. Маневр ресурсами  обеспечивает им

сбалансированность  и, в принципе, неиссякаемость. К таким системам относится,

например, общество.

Недостаточный или, наоборот, чрезмерно активный обмен  со средой может

привести к разрушению системы (из-за нехватки ресурсов или  неспособности их

ассимилировать ввиду  избыточного количества и разнообразия). Поэтому система

должна находиться в состоянии внутреннего равновесия и баланса со средой (что

на практике редко  достигается). Это обеспечивает ее оптимальное  приспособление

к окружению и  успешное развитие.

Открытые системы  стремятся к постоянным изменениям за счет специализации,

дифференциации, интеграции элементов. Это ведет к усложнению связей, совершенствованию

самих систем, требует  дополнительных ресурсов, но позволяет  достигать

целей многими способами (для закрытых возможен только один). Например,

в организации помимо основных управленческих структур могут  создаваться специальные

комитеты, разрабатывающие  различные варианты решения проблем.

Развитие системы  обычно обусловлено несоответствием  ее структуры и цели.

Большие и сложные  системы имеют тенденцию к интенсивному развитию, ибо обладают

ресурсами и запасом  прочности, выходящими за пределы потребности

в выживаемости.

В-пятых, системе  присуща эмерджентность, т. е. появление качественно новых

свойств, отсутствующих  или нехарактерных для ее элементов. В то же время объединенные

в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Таким

образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них.

Глава 2. Системный  характер управления 17

Нетождественность суммы качеств элементов качествам системы в целом обусловлена

наличием у нее  структуры (структурные преобразования приводят к качественным).

Но последние могут  происходить также и за счет количественных изменений

при сохранении структуры, а в рамках одного и того же количественного состава могут

существовать несколько  качественных состояний.

В-шестых, система  обладает обратной связью, под которой понимается определенная

реакция ее в целом (отдельных элементов) на импульсы друг друга и внешние

воздействия. Обратная связь обеспечивает их информацией о реальной ситуации,

компенсирует влияние  помех. Например, в системе взаимоотношений

«руководитель —  подчиненный» формой обратной связи  может быть заявление об

уходе.

В-седьмых, система  характеризуется адаптивностью, т. е. способностью сохранять

качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обеспечивается

простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.

В-восьмых, системе  свойственна/1еф'/с{<мя, проявляющаяся  в том, что при определенных

условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы.

Это объясняется  тем, что такие элементы в системе  накладывают друг на друга ограничения,

которые не позволяют  им независимо выбирать свои состояния. Поэтому

поведение системы  в целом подчинено не частным, а общим закономерностям, которые

обычно проще сами по себе.

В-девятых, система  со временем может разрушаться под  воздействием как

внешней среды, так  и внутренних процессов.

В-десятых, системой можно управлять с целью обеспечения  следования ею заданной

траектории развития и функционирования. Для этого существуют следующие

способы:

1) регулирование  и корректировка в случае непредсказуемых  воздействий, вызывающих

отклонения;

2) изменение параметров  системы на основе прогнозирования,  применяемое

в случае невозможности  задать опорную траекторию развития на весь период или

значительных отклонений, не позволяющих на нее вернуться;

3) коренная структурная  перестройка, если цели недостижимы  в принципе

и нужен поиск  новой системы, при которой это  удается сделать.

Виды  систем

Рассмотрим, какими бывают системы.

По направленности связей между элементами системы делятся на централизованные

(все связи осуществляются  через один центральный элемент)  и децентрализованные

(преобладают прямые  контакты между элементами). Примером  централизованной

системы являются министерство и его органы на местах; децентрализованной

— ассоциация.

Системы, где связь  элементов идет только по одной линии, получили название

частичных, а по многим — полных. Система, где каждый элемент  связан по одной

18 Раздел I. Введение в менеджмент

линии только с предыдущим и последующим, называется цепной. Ее примером является

конвейер.

По составу элементов системы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными

(разнорюдными). Например, по возрастному признаку школьный  класс —

обычно система  гомогенная, а по половому — гетерогенная.

Системы, характеризующиеся  преобладанием внутренних связей по сравнению

с внешними, где центростремительность  больше центробежности, а отдельным

элементам присущи  общие характеристики, получили название целостных. Примером

целостной системы  сегодня является блок НАТО.

Система, сохраняющаяся  в целом при изменении или  исчезновении одного или

нескольких элементов, называется устойчивой, например любой биологический

организм. Если при  этом возможно восстановление утраченных элементов, то она

является  регенеративной (например, ящерицы).

Системы могут быть изменяющимися (динамичными) и неизменными (статичными).

К первым относятся  живые организмы, ко вторым — большинство  технических

устройств. Динамичные системы подразделяются на первичные, исходные,

и вторичные, уже претерпевшие определенные изменения.

Если изменения  осуществляются линейно, однонаправленно, будет наблюдаться

рост  системы. Нелинейные, разнонаправленные изменения, происходящие

с неодинаковой интенсивностью, в результате которых меняются связи, соотношение

Информация о работе Лекция по "Менеджменту"