Лекция по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Роль информационной функции предопределяется тем, что информация является

предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начинается

с ее сбора, обработки, анализа (в том числе мгновенно  в голове менеджера).

В задачу информационной функции входит также создание и  пополнение базы

данных, определение  объема необходимых сведений, предоставление их всем нуждающимся

в удобной для  использования форме.

В эпоху НТР в  мире происходят стремительные изменения, к которым нужно

постоянно приспосабливаться. Поэтому сегодня важнейшей функцией менеджмента

становится развитие всех сфер и сторон деятельности организации: структуры,

системы управления, продукта, отношений с окружением, а главное — персонала.

Перечисленные общие  функции приобретают конкретную специфику, реализуясь

на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой

его сфере (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение

и сбыт, нововведения и проч.), применительно к какому-либо конкретному

объекту управления.

30 Раздел I. Введение  в менеджмент

От функций менеджмента нужно отличать функции должностей и подразделений,

вытекающие из рационального  разделения управленческого труда.

Они характеризуются  количеством, числом субъектов, их непосредственно  реализующих;

степенью автономности; регламентации, возможностью дублирования и т. д.

На высших «этажах» организации к таким функциям относится, например, общее

и стратегическое руководство; на низовых — управление людьми и производственной

деятельностью.

Если такие функции  не соответствуют целям управляемого объекта, они считаются

несвойственными и подлежат передаче другому исполнителю.

Если какая-то функция  уже выполняется другим субъектом, то для него она является

дублирующей и ее реализация ведет к росту затрат, как и реализация бесполезной

функции, не отражающей сущности объекта, его назначения, не влияющей на

его работоспособность.

Еще более увеличивает  затраты на управление осуществление  вредной функции,

которая в отличие  от предьщущей снижает результаты.

Принципы  менеджмента

Как и любая другая деятельность, управление осуществляется в соответствии

с определенными  принципами, т. е. правилами. Они могут  быть общими для всех

его видов или  могут относиться к некоторой  их части. Соблюдение принципов

обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

К основным принципам  менеджмента можно отнести следующие.

Научность в сочетании с  элементами искусства. Научный подход необходим,

поскольку сложным  современным хозяйством фирмы практически  невозможно

управлять по наитию, без тщательной проработки решений.

В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо,

что на ее изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, использовать

нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопределенности

функционирования  и развития социальной системы превращает

управление в искусство.

Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения конкретных

проблем, стоящих  в данный момент перед хозяйствующим  субъектом.

Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления

необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу

с учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять  так же, как гигантской

корпорацией, а научными разработками — по аналогии с работой  у конвейера.

Но, с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие

действия, они должны содержать в себе некие универсальные  моменты.

Последовательность. Все управленческие шаги осуществляются в строго определенном

порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала

принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию.

В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повторяться

через определенные промежутки времени (например, контроль, составление

бухгалтерских отчетов).

Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 31

Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производственных

и хозяйственных  процессов.

Оптимальное сочетание централизованного  регулирования и  самоуправления отдельных

элементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность

конкретизировать  общие решения руководства в  соответствии со складывающейся

ситуацией и особенностями  подразделения, а в определенных рамках — действовать

самостоятельно.

Учет  индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей

межличностных отношений и группового поведения. Это гарантирует нормальный

морально-психологический  климат, принятие взвешенных решений  и их надлежащее

исполнение.

Обеспечение единства прав и ответственности  каждого субъекта управления. Избыток

прав  приводит на практике к произволу; недостаток — парализует деловую

активность  и инициативу

Состязательность  участников управления на основе личной заинтересованности.

Она поддерживается с  помощью материального  поощрения, предоставления

возможности продвижения по службе, самореализации, получения  новых знаний

и навыков.

Максимально раннее и широкое  вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

Те  из них, в которые  вложены собственные  труд и идеи, будут  реализовы-

ваться  с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

Методы  осуществления управленческой деятельности

Принципы  менеджмента и  особенности организации  учитываются при  выборе

методов управления ею. Они  могут разрабатываться  научным путем  или отражать

опыт  и сложившуюся  практику

По  содержанию методы бывают организационными, административными, правовыми,

экономическими  и социально-психологическими.

С помощью организационных  методов создаются  необходимые условия  функционирования

организации, поэтому они являются первичными по отношению

к остальным.

Речь  идет о методах  формирования трудовых коллективов и  управленческих структур,

их  ориентации во времени  и пространстве; нормирования деятельности, ее регламентации

и проч.

С помощью административных методов происходит активное вмешательство

в деятельность людей  либо путем их прямого  принуждения к  определенному поведению,

либо  путем создания возможности  такого принуждения.

Административные  методы используются при управлении решением простых

стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на

транспорте. Они требуют офаничения инициативы работников и возложения всей

ответственности за результаты на руководителя.

Составным элементом таких  методов является премирование исполнителей, однако

осуществляется  оно не за реальные успехи, а за многолетний  стаж, лояльность

по  отношению к администрации, дисциплинированность и т п.

32 Раздел I. Введение  в менеджмент

Самый главный недостаток административных методов  управления состоит

в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов,

а не на их рост; поощряют исполнительность, а  не инициативу. Поэтому  сегодня

в условиях, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное

стремление  к новому, такие  методы себя изживают.

Успешному решению производственных задач в большей  мере способствуют

экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности

работников  в деле самостоятельного поиска оптимальных  способов деятельности

и принятии на себя ответственности за их результаты. Такие методы начали

внедряться  в начале XX в. во многом благодаря усилиям  Ф. Тейлора.

Экономические методы предполагают, что своевременное  и качественное выполнение

заданий вознафаждается за счет экономии затрат или  дополнительной прибыли,

полученных  вследствие проявленных  работниками усилий. Поэтому люди напрямую

заинтересованы  в максимизации реального  результата своей  деятельности.

Однако  экономические методы управления также  ограничены, особенно применительно

к работникам интеллектуальных профессий, ибо для нихденьги — важный,

но  чаще всего не самый  главный стимул работы.

Здесь на помощь приходят социально-психологические  методы управления,

сформировавшиеся  в 20-х гг XX столетия. Они предполагают два направления  воздействия

на  поведение работников и повышение их трудовой активности.

Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата

в коллективе, развитие доброжелательных отношений  между руководителем  и подчиненными,

оказание  им поддержки.

Второе. Раскрытие личных способностей каждого  работника, оказание помощи

в их совершенствовании, что ведет к  максимальной самореализации человека

в трудовой деятельности.

В современном цивилизованном обществе все более  широко применяются  правовые

методы  управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регулируется

посредством юридических и  нормативных актов, определяющих границы

и правила самостоятельных  действий.

Особенности современного менеджмента

Современная научно-техническая  революция не только создала новые  товары,

услуги  и технологии, но и во многом преобразовала социально-экономическую

жизнь общества. Речь идет о следующем.

Во-первых, коренным образом  изменилась роль человека в производстве. Прежде

тот воспринимался лишь как один из его  факторов наряду с  машинами и оборудованием;

сегодня же превратился в  основной стратегический ресурс организации.

Люди  теперь рассматриваются  не как «винтики», а как главное  достояние компании

в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено  их способностью

Информация о работе Лекция по "Менеджменту"