Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"
Роль информационной функции предопределяется тем, что информация является
предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начинается
с ее сбора, обработки, анализа (в том числе мгновенно в голове менеджера).
В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы
данных, определение объема необходимых сведений, предоставление их всем нуждающимся
в удобной для использования форме.
В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым нужно
постоянно приспосабливаться.
Поэтому сегодня важнейшей
становится развитие всех сфер и сторон деятельности организации: структуры,
системы управления, продукта, отношений с окружением, а главное — персонала.
Перечисленные общие функции приобретают конкретную специфику, реализуясь
на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой
его сфере (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение
и сбыт, нововведения и проч.), применительно к какому-либо конкретному
объекту управления.
30 Раздел I. Введение в менеджмент
От функций менеджмента нужно отличать функции должностей и подразделений,
вытекающие из рационального разделения управленческого труда.
Они характеризуются количеством, числом субъектов, их непосредственно реализующих;
степенью автономности; регламентации, возможностью дублирования и т. д.
На высших «этажах» организации к таким функциям относится, например, общее
и стратегическое руководство; на низовых — управление людьми и производственной
деятельностью.
Если такие функции
не соответствуют целям
несвойственными и подлежат передаче другому исполнителю.
Если какая-то функция уже выполняется другим субъектом, то для него она является
дублирующей и ее реализация ведет к росту затрат, как и реализация бесполезной
функции, не отражающей сущности объекта, его назначения, не влияющей на
его работоспособность.
Еще более увеличивает затраты на управление осуществление вредной функции,
которая в отличие от предьщущей снижает результаты.
Принципы менеджмента
Как и любая другая деятельность, управление осуществляется в соответствии
с определенными принципами, т. е. правилами. Они могут быть общими для всех
его видов или могут относиться к некоторой их части. Соблюдение принципов
обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.
К основным принципам менеджмента можно отнести следующие.
Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим,
поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически невозможно
управлять по наитию, без тщательной проработки решений.
В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо,
что на ее изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, использовать
нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопределенности
функционирования и развития социальной системы превращает
управление в искусство.
Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения конкретных
проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом.
Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления
необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу
с учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять так же, как гигантской
корпорацией, а научными разработками — по аналогии с работой у конвейера.
Но, с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие
действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.
Последовательность. Все управленческие шаги осуществляются в строго определенном
порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала
принимать решение,
а затем уже осмысливать
В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повторяться
через определенные промежутки времени (например, контроль, составление
бухгалтерских отчетов).
Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 31
Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производственных
и хозяйственных процессов.
Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных
элементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность
конкретизировать общие решения руководства в соответствии со складывающейся
ситуацией и особенностями подразделения, а в определенных рамках — действовать
самостоятельно.
Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей
межличностных отношений и группового поведения. Это гарантирует нормальный
морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежащее
исполнение.
Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Избыток
прав приводит на практике к произволу; недостаток — парализует деловую
активность и инициативу
Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности.
Она поддерживается с помощью материального поощрения, предоставления
возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний
и навыков.
Максимально раннее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.
Те из них, в которые вложены собственные труд и идеи, будут реализовы-
ваться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».
Методы осуществления управленческой деятельности
Принципы менеджмента и особенности организации учитываются при выборе
методов управления ею. Они могут разрабатываться научным путем или отражать
опыт и сложившуюся практику
По содержанию методы бывают организационными, административными, правовыми,
экономическими и социально-психологическими.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования
организации, поэтому они являются первичными по отношению
к остальным.
Речь идет о методах формирования трудовых коллективов и управленческих структур,
их ориентации во времени и пространстве; нормирования деятельности, ее регламентации
и проч.
С помощью административных методов происходит активное вмешательство
в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению,
либо путем создания возможности такого принуждения.
Административные методы используются при управлении решением простых
стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на
транспорте. Они требуют офаничения инициативы работников и возложения всей
ответственности за результаты на руководителя.
Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, однако
осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность
по отношению к администрации, дисциплинированность и т п.
32 Раздел I. Введение в менеджмент
Самый главный недостаток административных методов управления состоит
в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов,
а не на их рост; поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня
в условиях, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное
стремление к новому, такие методы себя изживают.
Успешному решению производственных задач в большей мере способствуют
экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности
работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельности
и принятии на себя ответственности за их результаты. Такие методы начали
внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора.
Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение
заданий вознафаждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли,
полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую
заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности.
Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно
к работникам интеллектуальных профессий, ибо для нихденьги — важный,
но чаще всего не самый главный стимул работы.
Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления,
сформировавшиеся в 20-х гг XX столетия. Они предполагают два направления воздействия
на поведение работников и повышение их трудовой активности.
Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата
в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными,
оказание им поддержки.
Второе. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи
в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореализации человека
в трудовой деятельности.
В современном цивилизованном обществе все более широко применяются правовые
методы управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регулируется
посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы
и правила самостоятельных действий.
Особенности современного менеджмента
Современная научно-техническая революция не только создала новые товары,
услуги и технологии, но и во многом преобразовала социально-экономическую
жизнь общества. Речь идет о следующем.
Во-первых, коренным образом изменилась роль человека в производстве. Прежде
тот воспринимался лишь как один из его факторов наряду с машинами и оборудованием;
сегодня же превратился в основной стратегический ресурс организации.
Люди теперь рассматриваются не как «винтики», а как главное достояние компании
в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено их способностью