Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"
в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей,
интересов объекта
и его возможных
обстоятельствах, как правило, затруднительно. Поэтому принятые наверху
решения могут быть неоптимальными.
22 Раздел I. Введение в менеджмент
В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее
взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полученную
от другой стороны.
Это облегчает корректировку последующих щагов, которые обеспечивают их
приспособление к изменению внешней среды и друг к другу.
В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы
в четком взаимодействии (один — в получении необходимых в данной ситуации команд,
другой — в своевременном и точном их исполнении).
Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников
управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать объективным
целям объекта управления. Ведь возможность субъекта управлять обусловлена
готовностью объекта
следовать поступающим
Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т. е. его
адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реактивность может
иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая — бездействия,
противодействия, формальных действий.
Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала,
соответствие стиля управления условиям внутренней и внещней ситуации, достаточность
полномочий руководителя,
социально-психологический
В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые
разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные;
внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные
и случайные.
Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который
должен:
• соответствовать целям и задачам объекта управления;
• учитывать реальные
условия осуществления
• предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на
управляемый объект;
• поддаваться контролю;
• иметь возможности для соверщенствования.
Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности
можно отнести:
1) высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений;
2) минимизацию затрат
времени, связанных с их
3) экономию общих
издержек и расходов на
4) улучшение технико-
и условий труда;
5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации.
Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью
более надежных обратных связей; своевременности и полноты информации;
учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения
оптимального размера подразделений.
Глава 2. Системный характер управления 23
Вопросы и задания
1. Вспомните, что означают следующие понятия: система; социальная система;
система управления.
2. Перечислите основные признаки системы.
3. Вспомните особенности
социальной системы;
группу как разновидность последней.
4. Объясните, в чем сходство и в чем различие между управляющей и управляемой
подсистемами, с одной стороны, и между субъектом и объектом
управления - с другой; попытайтесь изобразить соотношение этих элементов
графически.
5. Перечислите требования
системы управления к
подсистемам.
6. Объясните, что такое управляемость и от чего она зависит. Охарактеризуйте
степень управляемости своей учебной группы.
Глава 3
Менеджмент: сущность и функции
• Сущность менеджмента
• Разновидности менеджмента
• Менеджмент как вид деятельности
• Менеджмент как система научных знаний
• Принципы менеджмента
• Методы менеджмента
• Функции менеджмента
• Особенности современного менеджмента
Что такое менеджмент?
Термин «менеджмент» (management) прочно вошел в нашу жизнь, заменяя,
а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве
деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность
в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников,
и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе сетевой
торговли и т. п. В ее рамках определяются направления и масштабы работы,
осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование
и проч.
Менеджмент — это руководство не подчиненными и не институциональной
структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой, их отдельным
подразделением), а делом.
в переводе со староанглийского языка слово management означает искусство объезжать
лошадей, но истоки его коренятся в латыни (лат. man us - рука). В оборот оно
было введено в Англии в связи с промышленной революцией XVIII-XIX вв., а затем
распространилось по всему миру.
Но менеджмент — это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность,
возможная только в условиях рынка, — управление предпринимательского
типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами
«сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу,
принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.
Противоположностью менеджменту является командное управление, которое
было присуще отнюдь не только нашей стране (у нас оно охватывало все
уровни экономики, а в остальном мире ограничивалось отношениями внутри
фирмы).
Государственное управление не может считаться менеджментом. Оно не ориентируется
на рынок, исключает инициативу, свободу принятия решений. Наиболее яркий
его пример - руководство военизированными подразделениями, где любой приказ
Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 25
должен безоговорочно выполняться, а в чрезвычайных условиях его нарушение может
даже караться смертью.
Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено
развитием рыночных отношений и появлением крупных предприятий с сотнями
и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно руководить.
Они вынуждены были нанимать для этого профессиональных управляющих,
предоставлять им самые широкие полномочия и самостоятельность. Группы
таких людей также получили наименование «менеджмент» (русская аналогия —
«руководство»).
Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две
главные задачи:
• тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации
и всех ее элементов);
• стратегическая (развитие и перевод ее в качественно новое состояние).
Эти задачи решаются в рамках трех видов менеджмента:
• общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение
организационных вопросов, контроль);
• линейного (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений);
• функционального (управление решением общефирменных задач, планирование,
научные исследования и проч.).
В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность,
вьщеляюттекущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.
Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта
в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.
Опережающий (перспективный) менеджмент связан с прогнозированием, планированием
и реализацией нововведений с учетом риска.
Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление негативных
последствий принятых в прошлом решений.
Менеджментом также называется система знаний об управлении, которая возникла
в конце XIX в., а в начале XX столетия сформировалась в самостоятельную
науку, имеющую свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.
Общие же связи и закономерности, возникающие в рамках управления, изучает наука,
называемая кибернетикой, которая сродни математике, формальной логике
и другим подобного рода абстрактным дисциплинам.
Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных
отношений междулюдьми, имеющих форму информационного обмена и связанных
с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами.
Это, например, отношения, связанные с организацией основной, вспомогательной
и самой управленческой деятельности; постановкой целей и планированием; выдачей
распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой,
вознаграждением за успехи; преобразованиями и т. п.
26 Раздел I. Введение в менеджмент
Менеджмент как наука описывает и анализирует эти отношения, выявляет факторы,
влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого
труда, выявление условий его эффективности, установление причинно-
следственных связей в процессе принятия управленческих решений. Причем прикладная
сторона здесь является преобладающей.
Познание закономерностей управления позволяет максимально эффективно
использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью
хозяйствующих субъектов, осуществлять ее объективную оценку, прогнозирование,
оптимизацию и комплексное совершенствование.
В то же время менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных на все случаи
жизни, ибо условия хозяйственной деятельности, ее цели, задачи постоянно меняются.
Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, формулировать
основополагающие принципы управления и творчески применять к конкретным