Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"
ситуациям.
Как наука менеджмент имеет ярко выраженный междисциплинарный характер,
привлекая теоретические положения и практические рекомендации экономики,
социологии, права, психологии, теории организации и др.
Менеджментом называется также и учебная дисциплина, преподавание которой
в одном из колледжей США начал в 1881 г. Дж. Вартон. Сегодня на Западе он существует
и как одно из самых распространенных направлений профессионального
образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
Основные разновидности менеджмента
Еще в 50-60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление
о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчле-
ненный объект. Сегодня таких объектов существует несколько, и число их продолжает
расти.
Речь идет об организационной деятельности, производстве, материально-
техническом снабжении и сбыте, инновациях, маркетинге, персонале, финансах,
учете и анализе хозяйственных процессов (эккаунтинге). Сегодня к ним добавилось
обучение и распространение знаний.
За эти объекты «отвечают» соответствующие разновидности менеджмента.
Организационный менеджмент управляет процессами создания организации,
формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработки
норм, регламентов, правил, инструкций и проч.
Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной
деятельности предприятия (в соответствии с технологией) путем ее направления
в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный
» здесь можно понимать в широком смысле, как относящийся к предприятию
любой сферы (заводу, банку, агрофирме).
Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор
стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции,
организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устранение
сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка
кадров и т. п.
Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 27
Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных
договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов,
комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной
подготовки, отправки покупателям.
Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями, координацию
и контроль научных исследований, прикладных разработок, создание
опытных образцов товаров и услуг, внедрение их в производство; формирование
и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного
обеспечения; стимулирование творчества.
Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний
день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением
фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей
и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов
сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т п.
Лерсонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, развития,
повышения квалификации
кадров; разрабатывает системы
и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического
климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов
с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.
Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового
плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных
ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового
состояния. Элементами
финансового менеджмента
ищет законные способы оптимизации величины уплачиваемых организацией
налогов, а также риск-менеджмент.
Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных
о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями,
результатами деятельности
других организаций с целью
проблем, вскрытия резервов
и обеспечения полного
потенциала.
В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем
процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им
дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза,
облечения в новые формы и проч., позволяющих более эффективно их использовать
на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей
среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией
и есть все возможности для ее эфективного осмысления и усвоения.
Центральная задача в управлении знаниями состоит в том, чтобы облегчить выявление,
обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передового
опыта, творческих возможностей.
Это важно, и потому, что в перспективе все крупные организации должны делиться
на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно небольшого
собственного информационного и интеллектуального потенциала должны
будут добывать и ассимилировать чужие знания.
2 8 Раздел I. Введение в менеджмент
Функции менеджмента
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента,
проявляется в функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности,
назначение, роль).
Под функциями менеджмента можно понимать:
• целевое назначение управленческой деятельности вообще;
• ту или иную общую задачу, которую необходимо решить (такая задача бывает
основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);
• относительно самостоятельный вид управленческих действий;
• определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения
управленческого труда, где принимаются специфические решения.
Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы
в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он вьщелил организацию, планирование,
координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить
еще мотивацию, информирование и развитие.
Главной функцией менеджмента считается планирование ____________в широком смысле слова.
А. Файоль рассматривал планирование как условие успешного управления, подчеркивая,
что сложная и крайне динамичная рыночная ситуация вызывает необходимость
в детальном предвидении, в частности для того, чтобы предотвратить или
смягчить колебания.
«Самая лучшая программа, - считал он, - не в состоянии предвидеть всех могущих
случиться чрезвычайных стечений обстоятельств, но она отчасти их учитывает, подготавливает
то орудие, к которому надо будет прибегнуть при неожиданных обстоятельствах
».
Реализуя эту функцию, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа
ситуации, в которой находится организация (подразделение, отдельное направление
деятельности), и прогноза развития формулирует текущие и перспективные
цели и задачи,
разрабатывает стратегию
планы и программы. Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы
находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, профаммах
и стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через проек-
тирование и создание
организационных и
порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой
документацией.
Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для достижения
поставленных целей, берет на себя распорядительская функция.
Распорядительство, по Файолю, состоит в том, чтобы в совершенстве знать работников,
увольнять нерадивых, подавать положительный пример, активизировать, воспитывать
персонал, проводить совещания, обеспечивая этим выполнение задания. Его
успешная реализация требует хорошего знания менеджером подчиненных, личных
контактов и демонстрации им собственного примера.
Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 29
Реализация целей организации осуществляется посредством совместной деятельности
людей, которую нужно координировать: упорядочивать, согласовывать,
направлять. Это обеспечивает
необходимый уровень
единство их совместных действий и тем самым облегчает реализацию всех остальных
функций.
В соответствии с характером решаемых задач выделяют следующие типы координации:
• превентивную, предотвращающую появление проблем;
• устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе;
• регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы взаимодействия
субъектов;
• стимулирующую, способствующую совершенствованию их поведения.
Координирующее воздействие должно быть системным, минимальным по объему,
непротиворечивым (не порождающим взаимоисключающих эффектов).
Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных лиц требуется
время от времени проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необходимо
заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать
ошибки, отклонения от существующих стандартов. Все это составляет содержание
контрольной функции менеджмента, реализация которой создает основу не
только совершенствования работы, но и поощрения сотрудников.
Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с минимальными затратами,
если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая
функция менеджмента — мотивационная.
Она концентрируется
на определении интересов
сами не знают, чего хотят) и выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа
воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность персонала
и менеджеров в процессе достижения поставленных целей.