Лекция по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

ситуациям.

Как наука менеджмент имеет ярко выраженный междисциплинарный характер,

привлекая теоретические  положения и практические рекомендации экономики,

социологии, права, психологии, теории организации и др.

Менеджментом называется также и учебная дисциплина, преподавание которой

в одном из колледжей США начал в 1881 г. Дж. Вартон. Сегодня на Западе он существует

и как одно из самых  распространенных направлений профессионального

образования, и как  важнейший элемент подготовки любого специалиста.

Основные  разновидности менеджмента

Еще в 50-60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление

о менеджменте как  об универсальной дисциплине, имеющей  единый, нерасчле-

ненный объект. Сегодня  таких объектов существует несколько, и число их продолжает

расти.

Речь идет об организационной деятельности, производстве, материально-

техническом снабжении  и сбыте, инновациях, маркетинге, персонале, финансах,

учете и анализе  хозяйственных процессов (эккаунтинге). Сегодня к ним добавилось

обучение и распространение  знаний.

За эти объекты  «отвечают» соответствующие разновидности менеджмента.

Организационный менеджмент управляет процессами создания организации,

формирования или  преобразования ее структуры, механизма  управления; выработки

норм, регламентов, правил, инструкций и проч.

Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной

деятельности предприятия (в соответствии с технологией) путем  ее направления

в нужное русло, координации  субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный

» здесь можно  понимать в широком смысле, как относящийся к предприятию

любой сферы (заводу, банку, агрофирме).

Объектами производственного  менеджмента являются постановка целей, выбор

стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры  выпуска продукции,

организация трудового  и технологического процесса, их регулирование, устранение

сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка

кадров и т. п.

Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 27

Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных

договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов,

комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной

подготовки, отправки покупателям.

Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями, координацию

и контроль научных  исследований, прикладных разработок, создание

опытных образцов товаров  и услуг, внедрение их в производство; формирование

и оценку планов и  программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного

обеспечения; стимулирование творчества.

Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний

день сферой хозяйственной  деятельности организации — поведением

фирмы на рынке. С  его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей

и перспективной  конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов

сбыта, выработка  ценовой и рекламной политики и т п.

Лерсонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, развития,

повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения

и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического

климата, улучшение  условий труда и быта, поддержание  контактов

с профсоюзной организаций  и разрешение трудовых споров и конфликтов.

Финансовый  менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового

плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных

ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового

состояния. Элементами финансового менеджмента являются налоговый, который

ищет законные способы  оптимизации величины уплачиваемых организацией

налогов, а также риск-менеджмент.

Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных

о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми  показателями,

результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления

проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования  имеющегося

потенциала.

В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем

процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им

дополнительной ценности, повышения их качества с помощью  фильтрации, синтеза,

облечения в новые формы и проч., позволяющих более эффективно их использовать

на практике. Кроме  того, менеджмент знаний связан с созданием  обучающей

среды, в том числе  интерактивной, где люди постоянно  обмениваются информацией

и есть все возможности  для ее эфективного осмысления и усвоения.

Центральная задача в управлении знаниями состоит в  том, чтобы облегчить выявление,

обмен и использование  имеющихся информационных ресурсов, передового

опыта, творческих возможностей.

Это важно, и потому, что в перспективе все крупные  организации должны делиться

на малые самоуправляемые  структуры, которые из-за относительно небольшого

собственного информационного  и интеллектуального потенциала должны

будут добывать и  ассимилировать чужие знания.

2 8 Раздел I. Введение  в менеджмент

Функции менеджмента

Сущность любой  теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента,

проявляется в функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности,

назначение, роль).

Под функциями менеджмента  можно понимать:

• целевое назначение управленческой деятельности вообще;

• ту или иную общую  задачу, которую необходимо решить (такая задача бывает

основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);

• относительно самостоятельный  вид управленческих действий;

• определенную сферу  управления, обособившуюся в результате разделения

управленческого труда, где принимаются специфические  решения.

Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы

в 1916 г. А. Файолем. В  качестве таковых он вьщелил организацию, планирование,

координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к  ним можно добавить

еще мотивацию, информирование и развитие.

Главной функцией менеджмента  считается планирование ____________в широком смысле слова.

А. Файоль рассматривал планирование как условие успешного управления, подчеркивая,

что сложная и  крайне динамичная рыночная ситуация вызывает необходимость

в детальном предвидении, в частности для того, чтобы  предотвратить или

смягчить колебания.

«Самая лучшая программа, - считал он, - не в состоянии предвидеть всех могущих

случиться чрезвычайных стечений обстоятельств, но она отчасти  их учитывает, подготавливает

то орудие, к которому надо будет прибегнуть при неожиданных  обстоятельствах

».

Реализуя эту функцию, управляющий на основе глубокого  и всестороннего анализа

ситуации, в которой  находится организация (подразделение, отдельное направление

деятельности), и  прогноза развития формулирует текущие  и перспективные

цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые

планы и программы. Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы

находимся в настоящее  время, куда хотим двигаться и  как собираемся это делать».

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, профаммах

и стратегиях, берет  на себя организационная функция. Она реализуется через проек-

тирование и создание организационных и управленческих структур, определение

порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой

документацией.

Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для достижения

поставленных целей, берет на себя распорядительская функция.

Распорядительство, по Файолю, состоит в том, чтобы  в совершенстве знать работников,

увольнять нерадивых, подавать положительный пример, активизировать, воспитывать

персонал, проводить совещания, обеспечивая этим выполнение задания. Его

успешная реализация требует хорошего знания менеджером подчиненных, личных

контактов и демонстрации им собственного примера.

Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 29

Реализация целей  организации осуществляется посредством совместной деятельности

людей, которую нужно  координировать: упорядочивать, согласовывать,

направлять. Это обеспечивает необходимый уровень сотрудничества участников,

единство их совместных действий и тем самым облегчает реализацию всех остальных

функций.

В соответствии с  характером решаемых задач выделяют следующие типы координации:

• превентивную, предотвращающую  появление проблем;

• устраняющую, связанную  с ликвидацией перебоев в хозяйственной  системе;

• регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы взаимодействия

субъектов;

• стимулирующую, способствующую совершенствованию их поведения.

Координирующее воздействие  должно быть системным, минимальным  по объему,

непротиворечивым (не порождающим взаимоисключающих эффектов).

Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных  лиц требуется

время от времени  проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необходимо

заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать

ошибки, отклонения от существующих стандартов. Все это составляет содержание

контрольной функции менеджмента, реализация которой создает основу не

только совершенствования  работы, но и поощрения сотрудников.

Ни одна задача не будет успешно решена качественно  и с минимальными затратами,

если люди не будут  в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая

функция менеджмента  — мотивационная.

Она концентрируется  на определении интересов работников (а последние часто

сами не знают, чего хотят) и выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа

воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность персонала

и менеджеров в процессе достижения поставленных целей.

Информация о работе Лекция по "Менеджменту"