Лекция по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

средства оперативной  связи; мебель.

Управленческий  труд представляет собой совокупность действий и операций,

с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию отдельных

решений.

8 Раздел I. Введение  в менеджмент

Он относится к  категории труда умственного, осуществляемого в виде нервно-

психических усилий, и существует в трех формах: эвристической, административной

и операторной. Такой  труд требует инициативности (и одновременно умения подчиняться),

повышенной ответственности.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем

и разработке вариантов  их решений — организационных, экономических, технических.

В зависимости от сложности и характера задач  он выполняется руководителями

и специалистами.

Административный  труд является уделом в основном руководителей. Он связан

с выполнением таких  видов работ, как распорядительство (доведение в устном

и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, контроль

и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведение

собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых  переговоров, ответы

на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест

Важнейшим моментом административного труда является целевое управляющее

воздействие.

По  типу оно может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, похвалой

и проч.

По  форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным

или неявным, мягким или жестким.

По  способу передачи воздействия подразделяются на официальные и неофициальные.

Неофициальное воздействие  дополняет официальное. Сегодня  оно считается более

предпочтительным  и многие ситуации разрешаются только на его основе.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных

и управленческих процессов  необходимой информацией.

Он выполняет следующие  функции:

• документационную (оформление, размножение, сортировкаихранение  документов);

• первично-счетную и учетную (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации

о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих

в рамках организации);

• вычислительную и  формально-логическую (последовательная обработка

собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму

необходимых расчетов);

• коммуникативно-техническую (поддержание связи между субъектами).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических  исполнителей. Часть

его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для его характеристики

иногда используют термин «нефизический труд».

В целом управленческий труд является сложным, что обусловлено несколькими

обстоятельствами.

Во-первых, масштабами, количеством и многогранностью  решаемых проблем, связей

между ними, разнообразием  применяемых методов, организационных  принципов.

Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, порой

в условиях неопределенности, что требует глубоких профессиональных знаний,

опыта, широкой эрудиции.

Глава 1. Что такое управление? 9

Наконец, в-третьих, необходимостью оперативно самостоятельно действовать,

брать на себя риск и  нести ответственность за последствия.

Управленческий труд состоит из отдельных/7обо/и, объектом которых являются

носители информации (чаще всего документы).

Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:

1) по целевому  назначению (предвидение, активизация,  контроль и проч.);

2) по временному  горизонту (перспективные, тактические,  оперативные);

3) по этапам (целеполагание, анализ ситуации, выявление проблемы, поиск решения);

4) по направленности (на решение внутренних или  внешних проблем);

5) по сферам (экономическая,  социальная, технологическая);

6) по объектам (производство, финансы и проч.);

7) по формам и  методам осуществления;

8) по организационной  роли (дифференцирующие и интегрирующие);

9) по характеру  преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму,

творческие);

10) по содержанию:

• коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации,

выезд в командировки);

• распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений,

постановка задач, инструктирование);

• контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий);

• аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений);

• информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений)

и т. д.

Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих

операций  (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократному

изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая

из них содержать  до 20—30 элементов.

Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и технические.

Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как

абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.

Логические  операции выполняются по заданному алгоритму (например, составление

бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специальными

документами. Они  проще, но также требуют для выполнения специальной

подготовки.

Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение

информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично

механизированы.

У руководителей  удельный вес творческих операций - 60 процентов, у специалистов

- 40 процентов. У  технических исполнителей доля  логических операций -

20 процентов, остальные  -технические.

Документально зафиксированная  последовательность выполнения элементов

управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих

его операций, получила название управленческой процедуры.

1 о Раздел I. Введение  в менеджмент

Процедура должна отражать цель работы, производственные и информационные

потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок  их прохождения,

содержание; быть минимально сложной и трудоемкой.

Управленческие процедуры  способствуют:

• рациональной последовательности выполнения управленческих работ;

• равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала;

• принятию рещений  там, где это наиболее целесообразно;

• экономии времени;

• ограничению вмешательства  вышестоящих руководителей.

Чаще всего процедуры  выполняются по правилам, которые определяют то, что

и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника

управленческого процесса от давления извне, освобождает отличной зависимости.

Но одновременно с уменьшением произвола офаничивается  свобода действий

и растут бюрократические тенденции.

Технологии  социального управления

Под технологией  управления понимается совокупность методов  и приемов реализации

управленческих функций. Рассмотрим их более подробно.

1. Линейная технология характеризуется строгой последовательностью отдельных

работ и операций, вытекающих друг из друга в соответствии с заранее намеченным

планом. Она используется в типовых случаях при достаточной  определенности

ситуации и конечной цели (например, на транспорте).

2. Когда невозможно  точно оценить ситуацию, вьщелрггь ключевую проблему

и наметить однозначную  цель, технология управления может  быть разветвленной. Желаемый

результат достигается  на основе совокупности решений, разрабатываемых  одновременно

по нескольким направлениям, или одного, имеющего многоаспектный

характер. Обычно такое  положение имеет место в сфере  научных исследований.

3. Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе

процесса, предполагает, что частично последние вообще не требуют корректировки,

частично их преодоление  возможно силами самих исполнителей, и лишь при их

значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход

позволяет не отвлекать  его на пустяки и дать возможность  сосредоточиться на главных

проблемах. Однако он аребует больших затрат времени  и средств на создание

нормативной базы, тщательного  наблюдения и анализа отклонений, ведет к формализации

и бюрократизации управления.

4. Технология управления по ситуации применяется в условиях высокой неопределенности.

Она исходит из складывающихся обстоятельств и использует

адекватные им методы. Фазы управленческого процесса здесь  часто независимы

друг от друга, и  менеджер принимает оперативные  решения на основе постоянного

наблюдения и анализа  изменений во внешней и внутренней среде организации.

5. Технология управления по результатам заключается в том, что в зависимости

от степени решения  поставленных задач происходит уточнение  последующих

управленческих действий. Такая технология часто применяется  при отсутствии

достаточной определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, например

при руководстве  войсками в боевых условиях.

6. Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на

контроль и стимулирование достижения не официальных заданий, а личных целей,

Глава 1. Что такое  управление? 11

сформулированных  работниками на их основе совместно  с непосредственными руководителями

и зафиксированных  в специальном документе.

7. Технология поискового управления исходит из полной ясности задач, но невозможности

точно определить пути их решения. Тогда последнее разрабатывается,

отталкиваясь от цели, в обратной последовательности фаз и корректируется по ситуации.

Такой тип управленческого  процесса имеет место при подготовке долгосрочного

решения в условиях высокой неопределенности.

Эффективность управления

Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную

Информация о работе Лекция по "Менеджменту"