Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"
средства оперативной связи; мебель.
Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций,
с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию отдельных
решений.
8 Раздел I. Введение в менеджмент
Он относится к категории труда умственного, осуществляемого в виде нервно-
психических усилий, и существует в трех формах: эвристической, административной
и операторной. Такой труд требует инициативности (и одновременно умения подчиняться),
повышенной ответственности.
Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем
и разработке вариантов их решений — организационных, экономических, технических.
В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководителями
и специалистами.
Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан
с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном
и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, контроль
и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведение
собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы
на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест
Важнейшим моментом
административного труда
воздействие.
По типу оно может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, похвалой
и проч.
По форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным
или неявным, мягким или жестким.
По способу передачи воздействия подразделяются на официальные и неофициальные.
Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более
предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе.
Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных
и управленческих процессов необходимой информацией.
Он выполняет следующие функции:
• документационную (оформление, размножение, сортировкаихранение документов);
• первично-счетную и учетную (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации
о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих
в рамках организации);
• вычислительную и формально-логическую (последовательная обработка
собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму
необходимых расчетов);
• коммуникативно-техническую
(поддержание связи между
Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть
его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для его характеристики
иногда используют термин «нефизический труд».
В целом управленческий труд является сложным, что обусловлено несколькими
обстоятельствами.
Во-первых, масштабами, количеством и многогранностью решаемых проблем, связей
между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.
Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, порой
в условиях неопределенности, что требует глубоких профессиональных знаний,
опыта, широкой эрудиции.
Глава 1. Что такое управление? 9
Наконец, в-третьих, необходимостью оперативно самостоятельно действовать,
брать на себя риск и нести ответственность за последствия.
Управленческий труд состоит из отдельных/7обо/и, объектом которых являются
носители информации (чаще всего документы).
Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:
1) по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль и проч.);
2) по временному
горизонту (перспективные,
3) по этапам (целеполагание, анализ ситуации, выявление проблемы, поиск решения);
4) по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);
5) по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
6) по объектам (производство, финансы и проч.);
7) по формам и методам осуществления;
8) по организационной
роли (дифференцирующие и
9) по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму,
творческие);
10) по содержанию:
• коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации,
выезд в командировки);
• распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений,
постановка задач, инструктирование);
• контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий);
• аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений);
• информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений)
и т. д.
Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих
операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократному
изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая
из них содержать до 20—30 элементов.
Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и технические.
Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как
абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.
Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, составление
бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специальными
документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной
подготовки.
Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение
информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично
механизированы.
У руководителей удельный вес творческих операций - 60 процентов, у специалистов
- 40 процентов. У технических исполнителей доля логических операций -
20 процентов, остальные -технические.
Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов
управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих
его операций, получила название управленческой процедуры.
1 о Раздел I. Введение в менеджмент
Процедура должна отражать цель работы, производственные и информационные
потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохождения,
содержание; быть минимально сложной и трудоемкой.
Управленческие процедуры способствуют:
• рациональной последовательности выполнения управленческих работ;
• равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала;
• принятию рещений там, где это наиболее целесообразно;
• экономии времени;
• ограничению вмешательства вышестоящих руководителей.
Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют то, что
и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника
управленческого процесса от давления извне, освобождает отличной зависимости.
Но одновременно
с уменьшением произвола
и растут бюрократические тенденции.
Технологии социального управления
Под технологией управления понимается совокупность методов и приемов реализации
управленческих функций. Рассмотрим их более подробно.
1. Линейная технология характеризуется строгой последовательностью отдельных
работ и операций, вытекающих друг из друга в соответствии с заранее намеченным
планом. Она используется
в типовых случаях при
ситуации и конечной цели (например, на транспорте).
2. Когда невозможно точно оценить ситуацию, вьщелрггь ключевую проблему
и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвленной. Желаемый
результат достигается на основе совокупности решений, разрабатываемых одновременно
по нескольким направлениям, или одного, имеющего многоаспектный
характер. Обычно такое положение имеет место в сфере научных исследований.
3. Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе
процесса, предполагает, что частично последние вообще не требуют корректировки,
частично их преодоление возможно силами самих исполнителей, и лишь при их
значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход
позволяет не отвлекать его на пустяки и дать возможность сосредоточиться на главных
проблемах. Однако он аребует больших затрат времени и средств на создание
нормативной базы, тщательного наблюдения и анализа отклонений, ведет к формализации
и бюрократизации управления.
4. Технология управления по ситуации применяется в условиях высокой неопределенности.
Она исходит из складывающихся обстоятельств и использует
адекватные им методы. Фазы управленческого процесса здесь часто независимы
друг от друга, и менеджер принимает оперативные решения на основе постоянного
наблюдения и анализа изменений во внешней и внутренней среде организации.
5. Технология управления по результатам заключается в том, что в зависимости
от степени решения поставленных задач происходит уточнение последующих
управленческих действий. Такая технология часто применяется при отсутствии
достаточной определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, например
при руководстве войсками в боевых условиях.
6. Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на
контроль и стимулирование достижения не официальных заданий, а личных целей,
Глава 1. Что такое управление? 11
сформулированных
работниками на их основе совместно
с непосредственными
и зафиксированных в специальном документе.
7. Технология поискового управления исходит из полной ясности задач, но невозможности
точно определить пути их решения. Тогда последнее разрабатывается,
отталкиваясь от цели, в обратной последовательности фаз и корректируется по ситуации.
Такой тип управленческого процесса имеет место при подготовке долгосрочного
решения в условиях высокой неопределенности.
Эффективность управления
Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную