Лекция по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:36, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

задачу, воплощается  в ожидаемом результате, причем обеспечивает его достижение

на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается

эффективной. В первом случае речь идет о внешней эффективности, во втором

— о внутренней.

Внешняя эффективность  иначе называется выгодностью, а внутренняя — экономичностью,

показывающей цену, которую пришлось заплатить за полученный

результат (для этого  он соотносится с величиной затрат). Чем результат в большей

степени превышает  затраты, тем экономичнее деятельность.

Однако часто главным  бывает не то, во сколько раз результат  больше затрат, а является

ли он более ценным (например, победа в войне).

Эффективность управления можно определить в общем виде или в относительных

величинах, например как соотношение цели и полученного  результата (степень

реализации цели), полученного результата и ресурсов, использовавшихся для

его получения, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения,

или в абсолютных величинах, скажем, в массе прибыли.

На практике эффективность  управления можно измерить как общими показателями,

характеризующими  работу фирмы (производительность труда, прибыльность, рост

объемов производства и проч.), так и специфическими (экономия затрат за счет упорядочения

потоков информации, снижения доли менеджеров в составе  персонала,

уменьшения числа  уровней управления и т. п.).

Эффективность управления бывает тактической и стратегической, причем они

противоречат друг другу. Так, ориентация руководства фирмы на получение сиюминутных

выгод не оставляет  ресурсов для развития ее в будущем.

Эффективность управления и его отдельных методов может  быть как потенциальной,

так и реальной. Потенциальная эффективность оценивается предварительно,/

реальная же определяется степенью достижения самих целей, полученными

на практике результатами.

Нужно отметить, что  между экономичностью и выгодностью  нет однозначного

соответствия. Высокоэкономичное  управление может быть малорезультативным

с точки зрения достижения самой цели, уводить от нее в  сторону, а результативное

— неэкономичным, если цель будет достигаться слишком  дорогой

ценой. Поэтому на практике здесь всегда должен достигаться  определенный компромисс,

учитывающий требования конкретной ситуации.

Изменение в более  благоприятную сторону соотношения  между полученными

результатами и  связанными с ними затратами называется экономизацией управлен-

12 Раздел I. Введение  в менеджмент

ческой деятельности. На практике она возможна далеко не всегда, и нередко имеет

место ее стабилизация и даже обратный процесс.

Сама экономизация управления достигается несколькими  способами:

• снижением затрат на него при тех же результатах;

• увеличением результата при меньшем росте затрат;

• увеличением результата при сокращении затрат (самый благоприятный вариант);

• уменьшением результата при еще большем уменьшении затрат.

Таким образом, экономизация управления далеко не всегда связана  с увеличением

выгодности, поскольку  абсолютный результат может даже сокращаться. Поэтому

критерий выгодности принимается во внимание только при  оценке достижения

конкретной управленческой цели вне связи с другими задачами.

Эффективное управление соответствует цели и стратегии организации.

Эффективное управление должно быть своевременным, что требует выбора наиболее

удачного момента  для начала соответствующей деятельности, оптимальной

последовательности  отдельных этапов, исключения неоправданных  перерывов

и потерь времени. Важность учета этих обстоятельств в условиях постоянного усложнения

хозяйственных процессов  трудно переоценить.

Эффективное управление сегодня невозможно без свободы маневра, которая

предотвращает вероятность  попадания в тупиковую ситуацию. Если такая свобода

отсутствует, то во избежание  неприятностей иногда приходится выжидать, что может

привести к потере выгодного момента для начала действий.

Свобода маневра  для организации обеспечивается постоянной готовностью к нему,

гибкостью методов, созданием условий для полного  использования предоставляющихся

возможностей.

Эффективное управление требует формирования и поддержания  в организации

высокой культуры поведения и руководства. Сейчас культура считается фактором

номер один в конкурентной борьбе.

Важнейшими условиями  эффективного управления сегодня являются использование

новейших  информационных и  управленческих технологий, максимальная автоматизация

и компьютеризация  деловых процессов. Они позволяют  освободить человека

не только от тяжелой  работы, но и от выполнения рутинных операций, сковывающих

его творческие возможности.

Высокая эффективность  управления обеспечивается также  профессионализмом

персонала и управляющих.

Исполнители сегодня  должны быть образованными, владеть  несколькими профессиями.

От менеджеров требуются  наличие не менее двух образований, по возможности

ученая степень  и звание, постоянная работа над  повышением квалификации,

расширением кругозора.

Значительный рост эффективности управления достигается  в том случае, когда

члены организации отождествляют  ее цели с собственными, активно участвуют в разработке

и принятии решений, а это возможно лишь на высокой  ступени зрелости

как каждого в  отдельности, так и коллектива в  целом.

Глава 1. Что такое  управление? 13

Эффективное управление требует также формирования надежных коммуникаций,

позволяющих своевременно обеспечивать всех участников управленческого

процесса необходимой  информацией, поддерживать надлежащий уровень обмена

ею, благоприятный  морально-психологический климат.

Наконец, эффективное  управление невозможно без заинтересованности всех

участников в его результатах. Этому способствует предоставление работникам права

участия в доходах, собственности.

Сегодня наряду с  эффективностью правомерно ставить  вопрос и о качестве

управления как  способности удовлетворять потребности  организации, ее партнеров

и клиентов на самом  высоком уровне.

Качество управления формируют:

• качество труда  управленцев;

• качество организации  процесса управления;

• качество организационной  структуры управления (рациональность, соответствие

современным требованиям);

• качество методов управления (экономичность и проч.);

• качество управленческой информации.

Путями повышения  качества управления является улучшение  методов обработки

информации и принятия решений (ускорение разработки, совершенствование

порядка доведения, контроля за их исполнением и проч.).

Высокая эффективность  и качество управления позволяют  фирме достигать успеха

в конкурентной борьбе.

Вопросы и задания

1. Объясните, для  чего нужно управление.

2. Покажите, в чем  состоит разница между социальным  и техническим управлением.

3. Проанализируйте  управленческие процессы, с которыми  вы сталкиваетесь

в жизни, с точки  зрения их простых моментов.

4. Выскажите свое  мнение о том, можно ли считать  работу преподавателя

управленческой деятельностью.

5. Сравните между  собой управленческие технологии, попытайтесь определить

их достоинства  и недостатки и те случаи, в которых  каждую из них следует

использовать, попробуйте проиллюстрировать их примерами  из окружающей

действительности.

6. Сопоставьте труд  управленца, изобретателя, рабочего, покажите их общие

моменты и различия.

7. Раскройте суть  понятия «эффективность управления»  и предложите свое

понимание факторов, которые ее обусловливают.

Глава 2

Системный характер управления

• Основные положения  теории систем

• Виды систем

• Социальные системы и их особенности

• Система управления

• Субъект и объект управления

• Механизм управления

Системы и их свойства

Управление обладает свойством системности, поэтому его изучение мы начинаем

со знакомства с  основными положениями теории систем.

В переводе с греческого слово «система» означает «соединение, целое, составленное

из частей». Эти  части (элементы) образуют единство, в  рамках которого они

определенным образом  упорадочены (в противоположность  системе совокупность

предполагает соединение частей безотносительно формы и порадка).

Единство элементов  системы возникает в результате того, что между ними устанавливаются

связи, т. е. реальные взаимодействия, которые характеризуются:

• типом (бывают последовательными, сходящимися, расходящимися);

• силой;

• характером (могут  быть подчиненными, равноправными, безразличными);

• характером (односторонние  или взаимные);

• степенью постоянства (эпизодические, регулярные и проч.).

Система характеризуется  радом основных признаков.

Во-первых, как уже  говорилось, она представляет собой  набор относительно самостоятельных

элементов (отдельных частей), которые играют роль подсистем.

Свойства элементов  определяют их место в системе  и реализуются в соответствующих

функциях.

Выделяются две  разновидности элементов: рабочие (основная функция состоит

в преобразовании исходных факторов в определенный результат) и защитные.

В каждой системе  есть основной системообразующий элемент (качество,

отнощение), который  в той или иной степени обеспечивает единство всех

остальных. Если он определяется природой системы, то называется внутренним,

в противном случае — внешним. В социальных системах этот элемент может быть

как явным, так и  неявным.

Например, в СССР системообразующим элементом были КПСС и ее конституционно

закрепленная руководящая  роль. Непонимание этого обстоятельства привело к лишению

КПСС этой роли без  возложения ее на иной институт. В результате разрушилась

не только политическая и идеологическая система, но и само государство.

Глава 2. Системный характер управления 15

В результате воздействия  системообразующего элемента у остальных  элементов

Информация о работе Лекция по "Менеджменту"