Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:20, курс лекций
ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Предмет, цель и содержание курса управления персоналом.
1.2 Определение понятий «персонал», »человеческие ресурсы», «кадры».
1.3 История развития персонала.
Люди в соответствии с теорией справедливости всегда подвергают субъективной оценке свое вознаграждение и сравнивают его с тем, что получили другие работники за аналогичную работу. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.
Один из первых исследователей
мотивации Ч. Бернард, рассматривая
множественность возможных
Формирование мотивации происходит в процессе социализации индивида под воздействием социокультурной среды его жизни. Социализация и индивидуализация начинается с раннего детства и продолжается в процессе обучения работы повышения квалификации и тд
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С.Выгодский и его ученики А.Н.Леонтьев и Б.Ф.Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно, поэтому они не получили дальнейшего развития.
ПРИЧИНЫ ПАССИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА или отсутствие мотивации
Каждый человек обладает своим индивидуальным мотивационным ядром. Оно может меняться, в зависимости от окружающего социума (личность, семья, друзья).
Процесс потери интереса к труду состоит из 6 основных стадий:
3.3. Стимулирующие мотивации
Стимулирование как способ управления
трудовым поведением работника состоит
в целенаправленном воздействии
на поведение персонала
Стимулирование- это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.
Стимулирование предполагает наличие
у органов управления набора благ,
способных удовлетворить
Различают моральное, организационное и ряд других видов стимулирования.
Формы стимулирования: заработная плата (номинальная) оплата труда наемного работника, включающая основную (сдельную, повременную, окладную) и дополнительную (премии, надбавки за профмастерство, доплаты за условия труда, совместительство, подросткам и т.д.
Бонусы: разовые выплаты из прибыли предприятия (вознаграждение, премия, добавочное вознаграждение). За рубежом это- годовой, полугодовой, новогодний бонусы. Различают следующие виды бонусов: за отсутствие прогулов, экспортный, за заслуги, за выслугу лет, целевой.
Участие в прибылях, участие в акционерном капитале, планы дополнительных выплат, стимулирование свободным временем (предоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, и т.д.)
Оплата транспортных расходов; организация питания; продажа товаров выпускаемых организацией; стипендиальные программы; программы обучения персонала; программы медицинского обслуживания; программы жилищного строительства; страхование жизни; отчисления в пенсионный фонд и т.д.
Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), должны иметь возможность участвовать в принятии решений.
Тема 4. Планирование человеческих ресурсов
4.1 Сущность, цели
и задачи кадрового
4.2 Прогнозирование потребности в персонале.
4.1. Сущность, цели и задачи кадрового планирования
Сущность кадрового планирования -заключается в предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиям производства. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечает требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости.
Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее персонала. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения ее целей. Людей в первую очередь привлекают те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок.
Планирование в первую очередь должно дать руководителю оценку на следующий вопрос:
1. Сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы.
2. Каким образом необходимо
3. Каким образом лучше
4. Каким образом обеспечивается
развитие потенциала
5. Планирование кадровых
Цели кадрового планирования:
1. Разработка основ будущей кадровой политики организации.
2. Обеспечение развития кадров для выполнения новых работ и их адаптация к изменяющимся условиям.
3. Создание возможности
Задачи: 1. Обеспечение организации персоналом соответствующей квалификации. 2. Разработка кадровых планирующих мероприятий. 3. Определение затрат на реализацию данных мероприятий. 4. Обеспечение достижения максимального сближения целей организации и индивидуальных целей работника.
Различают три уровня кадрового планирования
Стратегическое (долгосрочное планирование от трех до десяти лет), ориентировано на определенные проблемы, больше зависит от внешних факторов (экономич., социального, технологического развития).
Тактическое планирование - среднеориентированный перенос кадровых стратегий на конкретные проблемы управления персоналом (сроком от одного года до трех лет). Оно ориентируется на цели поставленные стратегическим кадровым планированием. Реализуются средним руководящим звеном, например руководителем отдела кадров. Это своего рода мостик между стратегическим и оперативным планированием.
Оперативное планирование - характеризуется как краткосрочное (сроком до одного года), ориентированное на достижение отдельных оперативных целей. Содержит точно обозначенные цели и конкретные мероприятия, направленные на достижение этих целей
4.2. Прогнозирование потребности в персонале
Определение потребности
в кадрах рассматривается как
элемент кадрового
Содержание кадрового планирования:
Определение численности и структуры персонала.
Обоснование потребности в кадрах может основываться на различных подходах:
Целевой подход:
Функциональный подход.
Отличается тем, что набор функций принимается по аналогии или в соответствии с типовыми нормами, структурами, штатами. Используются методы экстраполяции, экспертных оценок и компьютерные имитационные модели.
Потребность в персонале формируется под воздействием двух групп факторов:
Общая потребность в
персонале определяется соотношением
планируемых объемов
производить по категориям персонала. На основе общей устанавливается дополнительная потребность – разность между общей планируемой потребностью и фактическим наличием персонала.
Количественная оценка:
Качественная оценка:
Для оценки здоровья используются
косвенные относительные
Потребность в специалистах и служащих определяется по числу вакантных должностей и с учетом ожидаемого их выбытия. Более эффективен подход повышения профессионально квалификационного уровня и эффективности использования специалистов.
Поиск требуемых работников осуществляется внутри и вне организации.
Тема 5. Технологии найма, отбора и приема персонала.
5.1. Понятие найма.
5.2. Интервьюирование при приеме на работу.
5.3. Форма занятости и работа по контракту.
5.1. Понятие найма
Найм – ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих профессиональными личными качествами, необходимыми для достижения цели, поставленных предприятием.
Источники набора:
внутренний
внешний
А. Внутренние источники кандидатов. Занятие вакантных постов Вашими же сотрудниками имеет несколько преимуществ. Служащие видят, что при соблюдении всех норм морали и хорошем выполнении работы они могут рассчитывать на повышение. "Внутренние" кандидаты могут быть более реданы целям компании, а вероятность их ухода с фирмы меньше. Скорее всего, продвигать служащих изнутри более безопасно, так как Вы, вероятнее, имеете более объективную оценку навыков этого человека, чем человека, привлеченного со стороны. "Внутренний" кандидат, как правило, требует меньших подготовки и обучения, сем "внешний".
Все же содействие развитию изнутри может вызвать и негативное отношение. Служащие, претендовавшие на посты и не получившие их, могут быть недовольны. Возможно, самым большим препятствием является присвоение более высокого разряда сотрудникам сразу всей группы управления, т.е. просто перемещаются на разряд вне зависимости от статус-кво.