Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:20, курс лекций
ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Предмет, цель и содержание курса управления персоналом.
1.2 Определение понятий «персонал», »человеческие ресурсы», «кадры».
1.3 История развития персонала.
Первый подход к решению данной проблемы – подбор людей с определенными качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов.
Второй подход, состоит в том, что организация влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направление.
Во взаимодействие с организацией человек выступает не как механизм, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали.
Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности – особенностями группы, в которую он включен, условиями совместной деятельности, своеобразием организации и страны, в которых он работает.
Соответственно возможности с успехом включит человека в организационное окружение, научить поведению зависят в равной мере от характеристик как этого окружения, так и от характеристик его личности.
Черты личности складываются под влиянием природных свойств(физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.).
Любая личность характеризуется:
- общими качествами ( интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.)
- специфическими свойствами (способность
к тому или иному виду
- подготовленность к
- Биологическим особенностям (темперамент)
- психическим состоянием (возбуждение, апатия, депрессия).
Личностные черты в
В качестве основополагающих начал поведения человека можно выделить следующее: мотивацию, восприятию, критериальную основу.
К Критериальной основе поведения человека относятся те условия характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. В совершенно одинаковых ситуациях разные люди могут принять совсем разные решения. Критериальная база складывается из следующих элементов:
- расположение к людям
- совокупность ценностей
- верования
- принципы данного человека.
Восприятие – процесс организации и интерпретации представлений об окружающем мире. Восприятие представляет собой активную подсознательную деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а лишь значимой.
Мотивация – ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.
Модели работника.
Одна из известных классификаций работников позволяет представить их в 4-х видах.
Экономический человек
Характеризуется отсутствием прав, минимальными затратами на него со стороны администрации, жесткая регламентация его работ, но соответствие условий труда психофизиологическим качествам работника.
В данном случае функции служб управления персоналом состоят из: найм, увольнение, выдача зарплаты.
Психологический человек
Ориентирован на малые группы, конфликты между сотрудниками устраняются администрацией, работник участвует в принятии решений. Но при этом находится под формально-неформальным управлением.
Функции служб управления персоналом: оказание социально-психологической помощи работникам, разрешение конфликтов, оказание медицинской помощи.
Профессиональный человек
Работник вовлекается в дела фирмы, активно повышает квалификацию. В данном вопросе признается, что работник – важнейший капитал. Человеку предоставляется система социальных гарантий, плюс кооперация, гибкая работа в группах.
В данном случае функции служб управления персоналом состоят из: переподготовка, развитие персонала, обогащение человека, жесткая оценка персонала, активная работа профсоюзов.
Социальный человек
В данном случае, главное – знания, следовательно, затраты на развитие персонала растут, и подразумевают учебу на протяжении всей жизни. Управление основано на гибкой работе в группах, что вызывает притупление иерархии.
В данном случае функции служб управления персоналом состоят из: 100% взаимодействия персонала на любых уровнях и появлением сотрудничества.
Каждая из перечисленных моделей обладает своими плюсами и минусами. Но в последнее время предпочтение отдается социальному человеку. Так как только он способен вести к развитию производства.
3.2. Теории содержания мотивации
Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.
Мотив – осознанное отношение к своей деятельности
Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), должны иметь возможность участвовать в принятии решений, и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив.
Существует множество теорий мотивации: теория Маслоу, теория Фредерика Герцберга, теория Дэвида МакКлеланда и т.д.
Теории мотивации, основанные на изучении потребностей человека, как основном факторе, определяющем их поведение и деятельность:
Теория Маслоу
Теория Герцберга
Теория Макклеланда
Теория Маслоу.
Абрахам Маслоу в 1943 году выдвинул на обсуждение вопрос об иерархии потребностей. На основании своей книги «Иерархия потребностей», где он разработал пирамиду потребностей.
Пирамида Маслоу.
5 5 - Совершенствование
4 4 - Личностные
3 3 - Социальные
2 2 - Безопасность
1 1 - Физиологические
Низший или 1 уровень пирамиды -занимают физиологические потребности. То есть потребность в пище, одежде, крыше над головой.
Второй уровень – потребность в безопасности и удовлетворенности в будущем. Жить в постоянной угрозе гибели, краха и прочих обстоятельств невозможно.
Третий – социальные. Они отражают необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка.
Четвертый – личностный. Потребность в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям.
Пятый уровень – совершенствование. Потребность самовыражения, то есть потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
При этом первые два уровня представляют основные (первичные) потребности работника, а вторые три – вторичные.
Теория мотивации Фредерика Герцберга.
Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Ф. Герцберг выделяет две группы потребностей в зависимости от того, с каким процессом они коррелируют. Он считает, что удовлетворенность и неудовлетворенность является не двумя полюсами одного процесса, а двумя различными процессами.
Факторы, которые вызывают неудовлетворенность,
при их устранении не обязательно
приводят к удовлетворенности, и
наоборот, из того, что какой либо фактор
способствует росту удовлетворенности,
никак не следует, что при ослаблении его
влияния будет расти неудовлетворенность.
На процесс «удовлетворенность-отсутствие
удовлетворенности» влияют внутренние,
мотивирующие факторы, а на процесс «отсутствие
неудовлетворенности-
Поддерживающие факторы |
Мотивирующие факторы |
Политика и управление
Техническое руководство
Оплата труда
Взаимоотношения с руководством
Условия работы |
Достижение
Признание
Процесс работы
Ответственность
Продвижение |
Теория мотивации Дэвида МакКлеланда.
Эта теория утверждает, что структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремление к успеху, стремление к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала со стороны коллег, а как личностные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организации, а стремление к признанию – его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Они исходят из того, что люди оценивают различные виды поведения через полученные результаты. В данном случае, основной упор касается распределения усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К данным теориям относятся следующие теории:
Теория ожиданий В.Врума и Д. Аткинсона.
Теория мотивации (справедливости) Портера-Лоулера.
Теория В. Врума.
В модель Врума включены три переменные ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты, ожидание того, что результаты повлекут за собой вознаграждение, и ожидаемая ценность вознаграждения (валентность)
Согласно этой теории не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Поведение сотрудников определяется поведением:
Работодателя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника
Сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение
Сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном условии качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение
Сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности
Следовательно, теория ожидания подчеркивает необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
То есть работники должны иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника.
Д.Аткинсон (модель выбора риска) ввел еще одну переменную – достижение успеха (неуспеха). Результирующей в его формуле является тенденция успеха (неуспеха). Теории ожидания интересовало только произведение переменных в конкретной ситуации.
Теория мотивации (Лайман) Портера-Лоулера(Эдвард).
Согласно их теории мотивация есть
функция потребностей, ожидания и
справедливости вознаграждения. Результативность
труда зависит от оценки ценности
вознаграждения. Приложенных усилий,
оценки вероятности связи «усилие-возн
Модель Портера и Лоулера показывает, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей; она объединяет в рамках единой взаимоувязанной системы такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, воспринимаемое как справедливость, удовлетворенность как результат внешнего и внутреннего вознаграждения с учетом их справедливости.