Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

Содержание

Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью

Работа содержит 1 файл

kopnina.doc

— 914.00 Кб (Скачать)

        2. Файловые серверы — это реализация в Интернете традиционного способа представления информации.

        3. Телеконференции могут являться важным источником информации. Они разбиваются на группы (рубрики) по тематике. Участвующие в телеконференциях могут послать сообщение или комментарии на чужое сообщение.

        4. Базы данных могут быть доступны через сеть Интернет, содержать кроме текстовой и другие виды информации.

        Информационные  ресурсы также могут быть разделены по языковому признаку. Практически все основные языки представлены в  сети Интернет, однако главным языком в силу исторически сложившихся традиций является английский язык. Ряд сайтов представляет информацию на нескольких языках.

           В Интернете имеет место классификация и по территориальной признаку. Ряд сайтов представляет информацию для потребителей  определенного региона, хотя доступ к сайту возможен с любой точки сети.

        Наиболее  важным аспектом классификации информационных ресурсов Интернета является классификация по содержанию информации. Деловая информация по этому критерию может быть разделена на следующие группы:

        1. Сведения о фирмах, организациях. Эта группа сведений существенно отличается по наполнению для различных организаций. Данные отличия определяются степенью освоения организацией возможностей Интернета по продвижению своей продукции или услуг. Различают три типа серверов данной группы (категории):

           - серверы присутствия в Интернете.  Они могут быть разделены на  рекламные и информирующие серверы. Рекламный сервер обычно содержит одну или несколько страниц. Информирующий  сервер содержит более подробную информацию о фирме и производимой ею продукции или оказываемых услугах;  

            - информационные серверы. Они  предоставляют информацию  потребителям. Серверы данной группы ведут информационно-аналитические агентства и другие структуры, в том числе государственные;

          - интерактивные магазины. Серверы  этой группы обеспечивают  продажи  товаров посредством Интернета.  При этом могут быть  реализованы в электронном виде следующие функции:

        • предоставление клиенту необходимой  информации о товаре  или услуге;

        • оформление заказа;

        • оплата заказа (при использовании  платежных систем, работающих  в  онлайновом режиме);

        •  отправка полученного товара, если товаром является информация. 

        2.  Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран. Данная информация представлена достаточно широко в профессиональных базах крупнейших информационно-аналитических агентств мира. Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов Интернета. Однако сама информация, как правило, платная. Информация о состоянии национальной экономики обычно размещается на серверах государственных структур, отвечающих за государственную поддержку   экономики,   государственных   статистических   органов, различных экономических институтов.

        3. Сведения о состоянии отраслевых рынков. Анализ отраслевых рынков осуществляют специализированные маркетинговые и консалтинговые агентства, а также маркетинговые службы фирм или организаций. Результаты этих исследований с помощью Интернета можно получить:

        •  из профессиональных баз крупнейших мировых информационных агентств, найдя сведения о технологиях доступа к этим базам на сайтах Интернета;

        • в консалтинговых или маркетинговых агентствах, чьи сайты также представлены в Интернете;

        • в многопрофильных и отраслевых журналах, регулярно публикующих обзоры рынков. Одни издательства на сайтах представляют оглавления номеров журналов, например многопрофильный журнал "Эксперт". Другие журналы в открытом доступе предоставляют публикуемые материалы, например журнал "Профиль".

        4.  Деловые новости. Большинство мировых информационных агентств предоставляют потребителям доступ к профессиональным базам, содержащим деловые новости. В 2005 г. объем торговли информацией в Интернете составил около 40 млрд. долл. США. Из зарубежных агентств крупнейшими поставщиками деловых новостей являются LexisNexis, Dialog, Reuters.

        5. Справочная информация. В Интернете широко представлена справочная информация. Это списки веб-сайтов компаний, «Избранных по определенному принципу, телефонно-адресный справочник "Желтые страницы" с возможностью поиска информации по названию фирмы и виду деятельности и телефонные справочники городов. В Интернете имеется информация о расписании движения поездов, авиарейсов, о погоде и многое другое.

                          

       §2.4. Управляющие информационные системы и программные  продукты 

        В связи с интенсивным развитием информационных технологий появились новые возможности управляющих информационных систем в менеджменте.

        С ростом технической мощи ИТ компьютеры начали не просто облегчать работу человека, а позволяют выполнять то, что без ИТ было невозможным. В связи с тем, что менеджеру приходится принимать решения в условиях большой неопределенности и риска, новые возможности информационных систем очень быстро начинают находить применение в бизнесе. Они  уже более двух десятилетий используются в развитых странах, но пока еще не получили широкого распространения в нашей стране. 

    §2.4.1.Системы  поддержки принятия решений (Decision Support System) 

        Системы поддержки принятия решений (DSS) - это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений. DSS включают и данные, и модели, чтобы помочь принимающему решения решить проблемы, особенно те, которые плохо формализованы. Данные часто извлекаются из системы диалоговой обработки запросов или базы данных. Модель может быть простой типа "доходы и убытки", чтобы вычислить прибыль при некоторых предположениях, или комплексной типа оптимизационной модели для расчета загрузки для каждой машины в цехе.

        Пользователь  взаимодействует с DSS через пользовательский интерфейс, выбирая частную модель и набор данных, которые нужно использовать, а затем DSS представляют результаты пользователю через тот же самый пользовательский интерфейс. Модель управления и управление данными в значительной степени действуют незаметно и варьируются от относительно простой типовой модели в электронной таблице до сложной комплексной модели планирования, основанной на математическом программировании.

      Примечание. Чрезвычайно популярный тип DSS - в виде генератора финансового отчета. С помощью электронной таблицы типа Lotus 1-2-3 или Microsoft Excel создаются модели, чтобы прогнозировать различные элементы организации или финансового состояния. В качестве данных используются предыдущие финансовые отчеты организации. Начальная модель включает различные предположения относительно будущих трендов в категориях расхода и дохода. После рассмотрения результатов базовой модели менеджер проводит ряд исследований типа "что, если", изменяя одно или большее количество предположений, чтобы определить их влияние на исходное состояние. Например, менеджер мог бы зондировать влияние на рентабельность, если бы продажа нового изделия росла на 10% ежегодно. Или менеджер мог бы исследовать влияние большего, чем ожидаемое, увеличения цены сырья, например 7% вместо 4% ежегодно. Этот тип генератора финансового отчета - простые, но мощные DSS для руководства принятием финансовых решений.

      Пример DSS по приведению транзакций данных - система  определения размеров ассигнований на полицейские выезды, используемая городами Калифорнии. Эта система позволяет офицеру полиции увидеть карту и выводит данные географической зоны, показывает полиции звонки вызовов, типы вызовов и время вызовов. Интерактивная способность графики системы разрешает офицеру манипулировать картой, зоной и данными, чтобы быстро и легко предположить вариации альтернатив полицейских выездов.

      Другой пример DSS - интерактивная система для  планирования объема и производства в большой бумажной компании. Эта система использует детальные предыдущие данные, прогнозирующие и планирующие модели, чтобы проиграть на компьютере общие показатели компании при различных плановых предположениях. Большинство нефтяных компаний развивают DSS, чтобы поддержать принятие решения капиталовложений. Эта система включает различные финансовые условия и модели для создания будущих планов, которые могут быть представлены в табличной или графической форме.

      Все приведенные  примеры DSS названы специфическими DSS. Они - фактические приложения, которые  помогают в процессе принятия решения. Напротив, генератор системы поддержки принятия решений - это система, которая обеспечивает набор возможностей быстро и легко строить специфические DSS. Генератор DSS - пакет программ, разработанный для выполнения на частично компьютерной основе. В нашем примере финансового отчета Microsoft Excel или Lotus 1-2-3 могут рассматриваться как генераторы DSS, в то время как модели для проектирования финансовых отчетов для частного отделения компании на базе Excel или Lotus 1-2-3 - это специфические DSS. 

    §2.4.2. Исполнительные информационные системы (Executive Support System) 

        Исполнительные  информационные системы (Executive Support System - ESS) появились в 80-х годах. Ключевая концепция исполнительной информационной системы состоит в том, что такая система поставляет интерактивную совокупность текущей информации относительно конъюнктур рынка, формирует легкий доступ для старших руководителей и других менеджеров без помощи посредников. ESS использует современную графику, связь и методы хранения данных, обеспечивая исполнителям легкий интерактивный доступ к текущей информации относительно состояния организации.

        Первоначально большинство ESS создавалось только для самих высших руководителей в фирме, но сейчас круг пользователей в большинстве компаний расширен, чтобы охватить все уровни управления. ESS использует данные, которые были отфильтрованы и обличены в итоге в форму, полезную для руководителей организации. Кроме того, много эффективных ESS включают качественные данные типа информации о конкурентоспособности, оценки и прогнозы.

      Примечание. Например, Comshare's Commander Decision является клиент-сервером  и программой на базе intranet (локальная сеть, взаимодействующая с Internet), способствует быстрому широкому применению ориентированных на покупателей приложений типа поддержки принятия решения, таких, как анализ выполнения, исполнительные информационные системы и управление сообщениями. Commander Decision допускает, чтобы деловые пользователи получали информацию в любом виде, включая карты, диаграммы, вставки, запросы, вычисления и даже персональные напоминания об условиях предусмотренных встреч. Этот универсальный инструмент может использоваться, чтобы строить традиционные ESS-приложения для исполнителей, как описано выше, или систем поддержки принятия решений для менеджеров на различных уровнях бизнеса. Commander Decision предоставляет для продажи большое количество легких в использовании и просто интерпретируемых изображений для предоставления ключевой информации менеджерам. Кроме того, он обеспечивает выборочный контроль, интеллектуальную углубленную способность распознавать необходимую детальную информацию, демонстрацию десяти лучших или худших показателей, внимание к важным предметам новостей и экранное определение тенденций, отношений и новые версии данных.  

    §2.4.3. Искусственный интеллект (Artificial Intelligence)

        Идея искусственного интеллекта (AI), т.е. изучение того, как компьютеры могут "думать", имеет приблизительно 30-летний возраст, но только недавно появились достаточно мощные компьютеры, чтобы делать коммерчески привлекательными А1-приложения. AI-исследования развились в пять отдельных, но связанных областей: естественные языки, робототехника, системы ощущения (системы зрения и слуха), экспертные системы и нейронные сети.

        Чтобы работать с естественными языками, необходимо создание систем, которые переводят обычные человеческие инструкции в язык, который компьютеры могут понимать и выполнять. Робототехника в большей степени относится к промышленности. Исследование систем ощущения направлено на создание машин, обладающих визуальными и слуховыми способностями, которые воздействуют на их физическое поведение. Другими словами, это исследование нацелено на создание роботов, которые могут "видеть" или "слышать" и реагировать соответственно тому, что они видят или слышат.

        Заключительные  две ветви AI наиболее пригодны для поддержки управления. Экспертные системы - это системы, которые используют логику принятия решения человеческого эксперта. Самая новая отрасль AI - нейронные сети, которые устроены по аналогии с тем, как работает человеческая нервная система, но фактически используют статистический анализ, чтобы распознать модели из большого количества информации посредством адаптивного изучения. 

Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»