Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

Содержание

Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью

Работа содержит 1 файл

kopnina.doc

— 914.00 Кб (Скачать)

    §2.4.4. Экспертные системы (Expert Systems)

        Чтобы спроектировать экспертную систему, специалист, называемый инженером знания (специально подготовленный системный аналитик), очень тесно работает с одним или большим количеством экспертов в изучаемой области. Инженеры знания пробуют узнавать все относительно способа, которым эксперт принимает решения. Если строится экспертная система для планирования оборудования, то инженер знания работает с опытными планировщиками оборудования, чтобы видеть, как они работают. Знание, полученное инженером знания, затем загружается в компьютерную систему, в специализированном формате, в блоке, названном базой знаний. Эта база знаний содержит правила и заключения, которые используются в принятии решений, - параметры, или факты, необходимые для решения.

        Другие  главные фрагменты экспертной системы - создатель заключения и интерфейс пользователя. Создатель заключения — логический каркас, который автоматически проводит линию рассуждения и который обеспечен правилами заключения и параметрами, вовлеченными в решение. Таким образом, один и тот же создатель заключения может использоваться для многих различных экспертных систем с различной базой знаний. Интерфейс пользователя - блок, используемый конечным пользователем, например неопытным планировщиком оборудования. Идеальный интерфейс - очень дружественный. Другие блоки включают подсистему объяснения, чтобы разъяснять доводы, что система движется в направлении решения, подсистему накопления знания, чтобы помочь инженеру знания в регистрации правил заключения и параметров в базе знаний, рабочую область, чтобы использовать компьютер, поскольку решение сделано.

      Примечание. Классический пример экспертной системы - MYCIN, она была создана в "Stanford University" в середине 70-х годов, чтобы диагностировать обращения по болезням крови и менингита. "General Electric" развивала экспертную систему CATS-1, чтобы диагностировать механические проблемы в дизельных локомотивах, фирма AT&T разработала АСЕ для обнаружения повреждений в телефонных кабелях. Международная нефтяная компания "Schlumberger" развивала экспертную систему, названную Dipmeter, применяемую для подачи сигналов, когда сверло заклинивает и когда сверление идет нормально. Эти примеры относятся к проблемам диагностики ситуаций и предписывают соответствующие действия, потому что эксперты не всегда присутствуют, когда возникают проблемы на производстве.

      Некоторые экспертные системы специализируются в просеивании массивов наборов  правил или других предписаний, иногда называемых основанными на случаях  аргументации. "Human Service Agency" из Merced County (Калифорния) использует экспертную систему по имени Magic, которая включает 6000 правительственных постановлений в отношении благосостояния, продовольственных талонов, медицины, поощрения забот и т.д.  

    §2.4.5. Географические информационные системы (Geographical Information System)

        Географические  информационные системы (GIS) - пространственные системы поддержки принятия решений: геодемографическое, компьютерное картографирование и автоматизированные шаблоны - так называется группа приложений, основанных на обработке связей в пространстве. GIS собирает, запасает, преобразует, демонстрирует и анализирует данные, пространственно привязанные к земле. GIS имеет дисплей с богатыми возможностями демонстрации окружающей среды, что очень полезно для людей, принимающих решения.

        Такие различные области, как управление природными ресурсами, государственная  служба, NASA, военное и градостроительное проектирование, использовали GIS в течение 30 лет. Ученые, планировщики, нефтяные и газовые зонды, лесничие, военные и картографы стимулировали эту технологию, развивая сложные возможности для создания, показа и управления географической информацией. В 90-х годах географические компьютерные технологии привлекли внимание деловых пользователей. Сегодня Бюро статистики США обеспечивает бизнес высококачественными кодируемыми географическими данными, чтобы анализировать и манипулировать на рабочем столе с помощью GIS, без оцифровывания карт или сканирования фотографий.

        Использование GIS в бизнесе было много лет хорошо охраняемым секретом; самые ранние деловые энтузиасты географических технологий редко говорили о ней из-за ее высокой стоимости. Фирмы типа Mc-Donalds, у которых успех зависит от лучшего расположения, чем у конкурентов, были первыми, кто распознал деловые выгоды от применения GIS.

        Выявление удобных участков - одно из наиболее распространенных деловых использований  GIS, другие приложения включают рыночный анализ и планирование, материально-техническое снабжение и распределение, технику моделирования эксплуатационных условий и модели территориального расширения банков.

        Эти примеры поясняют, как много функциональных областей в бизнесе используют GIS, чтобы распознавать и управлять их географическими зависимостями. Например, стоимость перевозок кажется, очевидно, более важной для транспорта, чем для здравоохранения. Однако связанные со здоровьем приложения GIS включают анализ приемлемых цен и готовность к поездкам по вызовам, планирование расположения услуг и комплектование персоналом в амбулаториях и центрах неотложной помощи, долгосрочное планирование потребностей службы здравоохранения и скорой помощи. 
     
     

Раздел 3.  СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО  РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

        §3.1. Базы данных деловой  информации

        §3.1.1.Биржевая и финансовая информация 

        Основными потребителями биржевой информации в России являются профессиональные участники биржевого, фондового  и финансового рынков — оптовики, профессиональные инвесторы, а также  аналитические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание.

        В России рынок финансовой информации часто рассматривается отдельно от рынка биржевой информации, так  как имеются  определенные особенности.

        Финансовая  информация включает прежде всего информацию по  обменным курсам валют и информацию по состоянию рынка денег и соответствующих инструментов. Как и в случае биржевой информации, для пользования БД финансовой информации потребитель должен располагать специальным программным обеспечением, поставляемым при подписке на БД.

        Специфика этого вида информации заключается в том, что она ежеминутно меняется, отражая события, происходящие на рынке, и включает информацию о ценных бумагах, фьючерсах, обменных курсах валют, рынке недвижимости, денег, капитала и страхования. Финансовый рынок как форма организации и регулирования жизни общества представляет собой прежде всего определенную информационную систему. Существование разных цен на одни и те же товары или ценные бумаги, казалось бы, ставит под сомнение свойство денег как всеобщего эквивалента. Однако все сводится только к владению информацией об этой разнице: как только она становится известной экономическим агентам, разница исчезает. Поэтому главное условие успеха деятельности на финансовом рынке — владение оперативной и достоверной информацией.

        Существуют комплексные БД, охватывающие одновременно биржевую и финансовую информацию, экономическую, коммерческую, а иногда и специальную информацию, но ориентированные преимущественно на профессиональных инвесторов и предоставляющие им, по возможности, всю необходимую информацию для принятия решений по инвестированию. 

        Производителей  информационной продукции на рынке  биржевой и финансовой информации можно разделить на три группы.

          К первой группе относятся  следующие:

        • поставщики "сырой" финансовой информации - финансовые институты и службы, дающие первичную и оперативную биржевую и другую информацию;

        •  государственные органы управления, такие, как ЦБ РФ и Министерство финансов РФ;

        • банки, биржи.

        Вторую  группу составляют информационные и  консультационные агентства, информационные центры и отделы финансовых институтов и объединений.

        Третью  группу образуют издательские дома и  газетные объединения, такие, как "Финансовая газета", Издательский дом "Коммерсантъ", "Экономика и жизнь" и др.

        В России имеется довольно много агентств и служб, которые называют себя аналитическими, информационными и консультационными. Условно их можно разделить на две группы:

        1. Собственно агентства и службы биржевой и финансовой  информации, например Агентство экономических новостей (АЭН), Международное агентство финансовой информации ( МАФИ), агентство "Прайм", агентство "Анализ, консультации и маркетинг" (АК&М), РосБизнесКонсалтинг (РБК), Экономическое информационное агентство Рейтинг (Рейтинг ЭИА), консультационное агентство "Скейт-Пресс", Федерация фондовых бирж России (ФФБР), "Сетевая служба новостей", АО ИКС-МИР др.

        2. Издательские дома, газетные объединения  и информационные службы, например "Коммерсантъ", "Экономика и  жизнь", «Финансовая газета», ИТАР  ТАСС.

        На  российском рынке биржевой и финансовой информации представлены две группы информационных агентств - зарубежные и отечественные.

        Зарубежные  агентства представляют четыре крупных  информационных агентства: Рейтер (Reuters), Телерейт (Telerate), Блумберг (Bloomberg) и Тенфор (Tenfore). 

    Агентство Рейтер www.reuters.ru

        Агентство Рейтер основал П.Дж. Рейтер в 1851 г. Агентство  является мировым лидером в области  предоставления деловым кругам биржевой, финансовой информации и деловых  новостей. Нa мировом рынке финансовой информации Рейтер имеет долю 40%, объем продаж превышает 4 млрд. долл. США ежегодно. Агентство получает в режиме реального времени информацию с  300 бирж, рынков ценных бумаг, от 4 тыс. организаций из 80 стран мира.

        Новости агентство Рейтер получает из 196 информационных бюро, находящихся в 130 странах мира, в которых работает 2300 репортеров.

        Агентство Рейтер обеспечивает доступ в режиме реального времени к следующим  видам данных:

        • по основным мировым товарным рынкам;

        •  по текущим и фьючерсным операциям  на мировом рынке сырой нефти;

        • по котировкам акций крупных компаний на различных биржах мира.

        На  российском рынке агентство работает свыше 15 лет. Помимо представительств в Москве открыты представительства в Санкт-Петербурге и Владивостоке.

        Агентство Рейтер осуществляет деятельность по четырем направлениям.

        1. Информационное обеспечение финансовой  деятельности профессионалов, которые  имеют дело с зарубежной валютой,  ценными бумагами, промышленными  товарами и др. Данное направление является для Рейтер основным и составляет 90% объема продаж агентства. Главными продуктами в этом направлении Рейтер являются "Reuters 300 Xtra", "Reuters Station", "Reuters Dealing 3000" и "Reuters Trader".

        "Reuters 3000 Xtra" обеспечивает получение пользователями следующих видов информации:

        • историческая и справочная информация;

        •  по акциям (ценовая дневная история  по акциям, сведения из годовых отчетов, котировки в режиме реального  времени по акциям с бирж мира);

        • по ценным бумагам с фиксированной  доходностью;

        • по валютным и денежным рынкам.

        "Reuters Station" устанавливается на компьютер пользователя, обеспечивает доступ к информации, аналитике и программному обеспечению, позволяет специалисту проводить углубленный анализ, отражает реальное состояние рынков и бирж.

        "Reuters Dealing 3000" - транзакционная система, предназначенная для торговли валютами и кредитными инструментами. Состоит из 19 тыс. пользователей в 110 странах, выполняет более 1 млн. запросов в неделю.

        "Reuters Trader" предоставляет помимо доступа к новостям инструменты поддержки принятия решений.

Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»