Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

Содержание

Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью

Работа содержит 1 файл

kopnina.doc

— 914.00 Кб (Скачать)

        • выход на рынок с новым товаром;

        • поиск покупателей;

        • поиск продавцов товара;

        • анализ конкурентов;

        • слияние и приобретение компаний;

        • маркетинговые исследования рынка.

        Деловые новости являются специфичным видом информации. В них, как правило, даются комментарии от автора к фактам и событиям. Именно в деловых новостях появляются первые сообщения о важных процессах в деловом мире: ожидаемом банкротстве корпорации, финансовых проблемах банков и т.д. Деловые новости существенно отличаются от обычных новостей. Стиль изложения материала более четкий, обычно указывается источник сведений, высказывания иллюстрируются цифрами, при упоминании фирм и личностей приводятся сведения, позволяющие их идентифицировать.

        Сектор  научно-технической  и специальной  информации включает документальную, библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях и профессиональную информацию для юристов, врачей, работников образования, инженеров и т. д.

        Сектор  массовой, потребительской  информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание движения транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т.д.).

        Классификация мировых информационных ресурсов показывает, что эти ресурсы направлены на удовлетворение потребностей в необходимых сведениях всех категорий граждан мирового сообщества.                                                                                                        

        Рассмотрим тенденции и принципы использования мировых информационных ресурсов развитыми странами. Первый подход состоит в том, чтобы использовать весь потенциал знаний, накопленных мировым сообществом для развития в экономике и других сферах человеческой деятельности, в том числе в области образования. На этом строятся разрабатываемые новейшие технологии и технологии образования развитых стран. В этих условиях университеты обеспечивают доступ студентам к мировым информационным ресурсам, а отработку практических навыков и умений осуществляют на реальной информации.

        Второй  подход, который, к сожалению, реализуется и в России, опирается на образовательные ресурсы собственной страны. Такое обучение не строится на реальной информации, а использует лишь учебные материалы.

        Эффективность первого подхода подтверждается реальными результатами. Доступ к мировым информационным ресурсам и использование их развитыми странами порождают 50—60% валового национального продукта. Россия практически не экспортирует новейшие технологии, ее валовой внутренний продукт (ВВП) формируется в основном за счет экспорта сырья. 
     

Раздел 2. Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг 

        §2.1. Этапы развития мирового рынка информации 

    Рынок информационных услуг имеет многолетнюю  историю. Он претерпел качественные изменения с появлением вычислительной техники и ее использованием в этой области в середине 1960-х гг. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, общественные организации, библиотеки.

    Пользователям-специалистам предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание проводилось, как правило, на некоммерческой основе.

    Первые  автоматизированные информационные системы  получили название "информационно-поисковые системы" (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых электронно-вычислительных машин (ЭВМ) - малом объеме памяти, возможностью только последовательного просмотра записей на магнитных лентах в ИПС, хранились вторичные документы — поисковые образцы документов, которые составлены на основе специального поискового языка. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. Запрос, поступающий в систему, формулировался на том же поисковом языке. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т.е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

    При внедрении ИПС автоматизировалась лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно-поисковые системы сыграли положительную роль как базы дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.

    Следующий шаг по пути использования ЭВМ  для поиска и обработки информации, который стал возможным в связи  с развитием вычислительной техники — ростом объемов памяти и быстродействия, ознаменованных появлением фактографических информационных систем. Эти системы содержат уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).

    Пользователь  мог получить ответ на вопрос из таких систем, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных, в которых могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.

    Фактографические  системы позволили проводить  обработку информации по указанию пользователя.

    С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке.

    

Рис.1 Доля государственных служб на информационном рынке, % 

        Однако  следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают информацией органы государственной власти для принятия решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.

        Становление рынка электронной информации сопровождалось также обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:

        • центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;

        • центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, предоставленных центрами-генераторами на коммерческой основе;

        • информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.

        На  конец 2000 г. в мире функции центров-генераторов выполняли 3520 компаний, а центров-поставщиков — 4220 компаний.

        Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство наряду с ростом возможностей вычислительной техники привело к появлению принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Прежде всего это относится к появлению возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных — режиму онлайн.

        Необходимо  отметить, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания являлся резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Это обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в данную сферу и привело к созданию свыше 7500 крупных информационных корпораций.

        Новейшие  информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к использованию компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с применением этих источников.

        На  рисунке показаны тенденции роста  числа баз и их объема за последнее двадцатилетие.

    

    Рис.2 Динамика изменения числа баз данных на мировом информационном рынке

        Как видно из рисунка, с 1975 по 2005 г. число  баз выросло более чем в 64 раза. Суммарный объем профессиональных баз за этот же период вырос в 300 раз.

        Содержание  баз отражает потребности пользователей. Если первоначально потребитель  запрашивал в основном научно-техническую информацию, то в настоящее время интерес потребителя направлен на информацию, используемую в бизнесе, торговле и промышленности. Большой интерес проявляется также к патентной и правовой информации.  

        Таб.2 Распределение баз данных по содержанию. 

        Тематика  баз данных                                             Содержание, %
    Бизнес       33
    Потребительская информация                          10
    Медицина  и биология  9
    Гуманитарные  дисциплины 4
    Правовая  информация   12
    Политематическая  информация  3
    Новости  4
    Общественные  науки 6
    Научно-техническая  информация    19
 

        Следует отметить, что классификация баз данных по тематике, приведенная выше, представляется условной. Так, предпринимателя может интересовать информация не только по разделу бизнеса, но и правовая информация, деловые новости, научно-техническая информация, потребительская информация.

        Доля  американских баз в объеме мировых  баз составляет 70%.

      

    Рис.3 Распределение мировых ресурсов по регионам ,%

        Одним из самых авторитетных справочников о периодических изданиях в мире является Ulrich's Periodicals Directory. На рынке информации фирма Bowker, ведущая этот справочник, предоставляет услуги начиная с 1932 г. По данным этой фирмы, в настоящее время в мире выходит более 200 тыс. периодических изданий по различным тематическим направлениям, в том числе более 140 тыс. изданий без ограничения по направленности. В Интернете представлено свыше 22 тыс. периодических изданий.

        В области экономики и бизнеса  в мире в настоящее время издается свыше 27 тыс. сериальных изданий, из них свыше 16 тыс. журналов, в том числе свыше 2 тыс. журналов представлены в полном объеме в Интернете.

        Основным  источником своевременно получаемой и  достоверной информации в мире являются профессиональные базы, предоставляющие услуги на коммерческой основе.

        Ведущие поставщики информационных услуг на этом рынке в составе своей информации имеют электронные версии периодических изданий. Так, Dialog DataStar имеет полные тексты 10  тыс. периодических изданий, LexisNexis - 900 периодических изданий, Factiva — 8 тыс. периодических изданий.

        Отбор периодических изданий проводится очень тщательно и определяется спросом на информационные услуги. Во-первых, нужно учитывать закономерности рассеяния информации по периодическим изданиям. Известно, что это рассеяние подчиняется закону Ципфа. Если упорядочить издания в порядке убывания информативности, то в малом количестве наиболее информативных изданий будет сосредоточена основная часть статей по необходимой проблеме. Во-вторых, нужно учитывать выявленную в процессе исследования рассеяния информации закономерность — половина новейших идей, технологий и другой важной информации будет содержаться не в том разделе классификатора, где пользователь искал бы эту информацию, а в смежных разделах.

Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»