Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

Содержание

Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью

Работа содержит 1 файл

kopnina.doc

— 914.00 Кб (Скачать)

        Невозможно  переоценить роль информации в развитии общества. Значительные изменения в общественной жизни произошли при появлении языка как средства общения людей, затем письменности, книгопечатания, средств массовой информации, радио, телефона, телевидения. Во второй половине XX в. появилась возможность массового использования персональных компьютеров. Первичная информация ранее готовилась в печатной форме. Для того чтобы ввести ее в компьютер и превратить в электронную форму, требовался повторный ее ввод и двойные затраты. Эти обстоятельства являлись непреодолимой преградой при создании баз большого объема. Переход на подготовку исходной информации в персональных компьютерах сразу в электронной форме устранил эту преграду. Успехи, связанные с созданием электронной памяти большого объема, позволили создавать базы практически неограниченной емкости. В этот же период создавались технические и программные средства перевода с печатной в электронную форму ранее накопленных документов (средства сканирования).

        Изменения, которые происходят в обществе и  экономике под влиянием внедрения  современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), наиболее четко сформулированы в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Россией, США, Францией и Японией в 2001 г. Перечислим их.

        1. Информационно-телекоммуникационные  технологии оказывают определяющее влияние на формирование общества XXI в. Это влияние сказывается на экономике, образе жизни людей, взаимодействии государственных структур и населения.

        2. Существо изменений в экономической  и социальной сферах заключается в максимальном использовании знаний и передовых идей. Должен быть преодолен разрыв в области доступа к информации и знаниям, существующий между странами.

        3. Хартия подтверждает приверженность  принципу - все люди должны иметь равные права пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

        4. Хартия обращается с призывом  ко всем ликвидировать разрыв, существующий между странами, в области информации и знаний.

        Отмечая необходимость не только содействия внедрению современных информационных технологий, но и реализации его преимуществ в экономической, социальной и культурной сферах, хартия рекомендует строить работу по переходу к глобальному информационному обществу по следующим направлениям:

        1.  Проведение экономических и структурных  реформ в целях создания обстановки  конкуренции и использования  инноваций.

        2.  Улучшение планирования экономики  на базе использования новых информационных технологий.

        3. Обеспечение доступа на базе  рыночных отношений к сетевым технологиям.

        4.  Развитие людских ресурсов на  базе образования и непрерывного обучения.

        5.  Подготовка специалистов в области  информационных технологий для различных областей экономики.

        6.  Активное внедрение и использование  информационных технологий в  государственном секторе.

        7. Обеспечение доступности информации  государственных структур для  всех граждан с использованием  информационных технологий.

        Развитые страны мира прилагают большие усилия для внедрения современных информационных технологий в экономику своих стран и жизнь общества. В Японии еще в 1972 г. был подготовлен "План создания информационного общества — национальная цель к 2000 году".

        В США в 1993 г. был выпущен документ, определивший стратегию администрации страны в области информатизации, под названием "Национальная информационная инфраструктура: план действий".

        В Европейском союзе была подготовлена и в 1994 г. принята Комиссией Европейского сообщества программа "Европейский путь в информационное общество". В 2000 г. начала реализовываться программа "Электронная Европа — информационное общество для каждого".

        В Финляндии в 1995 г. разработана программа "Финский путь в информационное общество".

        После подписания Окинавской хартии в январе 2001 г. в Японии был принят Основной закон о формировании информационного общества. В интересах реализации этого закона подготовлена программа "Электронная Япония". В программе предполагалось, что страна к 2006 г. должна выйти на уровень мировой информационной державы. Рыночная экономика Японии занимает второе место в мире после США. Страна с населением 127 млн. чел. занимает первое место в мире по производству компьютеров, бытовой электроники, автомобилей и морских судов.

        В Японии к сети Интернет в 2000 г. было подключено 47 млн. чел. В этом же году число семей, пользовавшихся Интернетом, составило 34%. Число предприятий (численностью более 300 чел.), подключенных к Интернету, составило 95,8%. Число продаж персональных компьютеров на внутреннем рынке в 2000 г. составило 12 млн. шт.

        За  последние годы программы подобной направленности были приняты большинством развитых стран мира.

        Большинство стран, подписавших Окинавскую хартию, уделяют особое внимание внедрению современных информационных технологий в экономику и социальное развитие.  

        Таб. 1.Число персональных компьютеров и число подключений к Интернету для стран "Большой восьмерки" (на 1 тыс. чел.) 

        Страна
        Число персональных
        Число подключений
 
     
        компьютеров
        к Интернету
        Великобритания
        338
        301
        Германия
        336
        292
        Италия
        180
        230
        Канада
        390
        413
        Россия
        43
        7
        США
        585
        347
        Франция
        304
        144
        Япония
        425
        300
                 
 

        С целью внедрения современных  информационных технологий в России 28 января 2002 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".

        Цель  программы — создание условий  для развития демократии, повышение эффективности развития экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.

        Задачи  программы:

        • совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий;

        • обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий;

        • совершенствование деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на основе использования информационных и коммуникационных технологий;

        • совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики;

        • развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;

        • содействие развитию независимых средств  массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий;

        • развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения  к открытым информационным системам;

        • разработка и создание системы электронной торговли;

        •  формирование общественной поддержки  выполнения мероприятий Программы.

        Ожидаемые результаты:

        • повышение эффективности государственного управления и развития экономики  за счет активизации внедрения и  повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий;

        • создание условий для ускоренного  развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки;

        • активное вовлечение граждан и хозяйствующих  субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам;

        • повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг;

        • повышение качества образования  за счет использования информационных и коммуникационных технологий;

        • развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий. 

        Роль  информационных товаров  и услуг в профессиональной деятельности

        Требования, связанные с оперативным предоставлением биржевой и финансовой информации, наиболее жесткие по сравнению с требованиями, предъявляемыми к другим группам. Потребители этой группы информации — профессиональные участники биржевого, фондового и финансового рынков — имеют доступ в режиме реального времени к информации по основным мировым товарным рынкам, по котировкам акций крупных компаний и ряду других сведений. Задержка по времени доставки информации от источника к потребителю исчисляется секундами.

        Статистическая  информация характеризуется наибольшим запаздыванием по отношению к информации других видов. Задержка статистической информации, поступающей к потребителю, колеблется от месяца для бюллетеней до полутора лет для ежегодников, что определяется затратами на обработку, анализ и обобщение информации.

        Требования, предъявляемые к оперативному предоставлению потребителю коммерческой информации, ниже, чем требования, предъявляемые к предоставлению биржевой и финансовой информации. Период обновления коммерческой информации колеблется от одного дня до одной недели.

        Коммерческая  информация в условиях рынка и конкуренции важна и используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:

        • выбор поставщиков, партнеров, размещение заказов;

Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»