Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

Содержание

Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью

Работа содержит 1 файл

kopnina.doc

— 914.00 Кб (Скачать)

Саратовский государственный  университет им.Н.Г.Чернышевского 
 
 
 
 
 

В.В.Копнина 
 
 
 
 

Курс  лекций

«Практический менеджмент информационных товаров и услуг» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

    Раздел 1.Рынок  информационных товаров  и услуг

       §1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг

       §1.2.Классификации  информационных товаров и услуг

       §1.3. Роль информационных товаров и услуг  в профессиональной деятельности

    Раздел 2.Состояние  мирового рынка информационных товаров и услуг

       §2.1.Этапы  развития мирового рынка информации

       §2.2.Базы данных деловой и научно-технической  информации

          §2.2.1. Ресурсы международной статистики

       §2.3. Деловые ресурсы  и потребительская  информация в Интернете

       §2.4. Управляющие информационные системы  и программные продукты

         §2.4.1.Системы  поддержки принятия решений

         §2.4.3. Искусственный интеллект 

         §2.4.4. Экспертные системы 

         §2.4.5. Географические информационные системы 

    Раздел 3.Состояние  российского рынка  информационных товаров  и услуг

      §3.1. Базы данных деловой информации

          §3.1.1.Биржевая и финансовая информация

          §3.1.2.Статистическая информация

         §3.1.3. Коммерческая информация

      §3.2. Научно-техническая и специальная  информация

         §3.2.1. Справочно-правовая информация

         §3.2.2.Информационные образовательные ресурсы

         §3.2.3.Система  научно-технической информации

      Раздел 4. Практика  менеджмента на  рынке информационных  товаров и услуг

       §4.1. Государственное управление информационными  ресурсами

       §4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии

    §4.3. Использование  управляющих информационных систем и программных продуктов

    §4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных  технологий

          §4.4.1.Задачи поиска

          §4.4.2.Задача пространственного сегментирования

          §4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования

          §4.4.4.Количественная оценка спроса

          §4.4.5.Задача геокодирования

          §4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных

          §4.4.7.Задача оценки природных ресурсов

          §4.4.8.Задача размещения

          §4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов

          §4.4.10.Операции с недвижимостью

Раздел 1 Рынок информационных товаров и услуг 

        §1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг 

        Информатизация  общества повлекла за собой возникновение  новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.

        Информационной  культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

        Под информационными ресурсами понимают совокупность знаний, данных, технологий, систем искусственного интеллекта, систем анализа и обработки информации, служащих основой производства материальных благ или способствующих их созданию.

        Понятие "информационные ресурсы" появилось более 30 лет назад и прочно вошло в мировую и российскую практику информационной работы; его содержание отражено в федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ.

        Согласно  закону информационные ресурсы  - это информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

        Информационный  бизнес – это бизнес, связанный с информацией, которая является не только товаром, но и ресурсом производства, т.е. средством улучшения коммерческой или предпринимательской деятельности.

        Результаты  информационного бизнеса 

          информационные продукты  и услуги,

          информационные технологии,

          информационные программные  средства и программные  продукты.

        Виды  деятельности, связанные с формированием  информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие информационная индустрия.

        Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Он характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

        Товаром на рынке информационных услуг является информация.

        Информационный  продукт (товар) – совокупность данных, сформированная производителем в вещественной или невещественной форме. Это могут быть технологии, программы, наборы данных в различных формах представления, базы данных, экспертные системы и т.д.

        Информационной  услугой называют получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

        Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

        Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

        Информационная  система — организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

        Информационные  процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

        Сегодня широко употребляется термин "информационные и телекоммуникационные технологии", под которым понимаются технологии реализации информационных процессов  и процессов обмена информацией  с помощью телекоммуникаций.

        Из  определения понятия "информационные ресурсы" следует, во-первых, что существуют средства их обновления и доступа в интересах пользователя, т. е. средства поиска, обработки и выдачи; во-вторых, информация должна быть зафиксирована на каком-либо материальном носителе. Необходимо обратить также внимание на то, что информационные ресурсы — это документированная информация, содержащаяся не только в базах данных, но и в библиотеках, архивах и др.

        В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.

        Информация  служит основой принятия решений  во всех сферах человеческой деятельности, способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие почти во всех сферах производства.

        Пользователи  могут быть разделены на следующие группы:

        •  специалисты промышленных предприятий, фирм и предприятий торговли;

        •  специалисты консалтинговых и маркетинговых  информационных агентств;

        •  работники научно-исследовательских  учреждений и учебных заведений;

        • работники государственных учреждений;

        • работники общественных организаций;

        • индивидуальные пользователи. 

        §1.2.Классификации информационных товаров и услуг 

        Подходов  к классификации информационных  ресурсов (товаров и услуг) может  быть несколько.

        По  форме собственности

        По  форме собственности информационные ресурсы делятся на  государственные и негосударственные.

        Государственные ресурсы делятся на следующие  группы:

        • федеральные ресурсы;

        • информационные ресурсы, находящиеся  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

        •   информационные ресурсы субъектов  Российской Федерации.

        По  отношению к государственным информационным ресурсам государство выполняет функции управления в полном объеме. В отношении негосударственных информационных ресурсов государственное управление осуществляется в основном правовыми методами и включает регулирование по следующим вопросам:

        • владение и распоряжение;

        • формирование;

        • использование;

        • защита и сохранность информации;

        • права граждан по вопросам создания и использования информационных ресурсов;

        • государственный надзор за деятельностью  в области информационных ресурсов. 

        Ресурсы,  удовлетворяющие  потребность в  информации

        Мировые информационные ресурсы в имеющейся  литературе подразделяются на ресурсы,  удовлетворяющие потребность в информации всех категорий граждан: 

        1. Деловая информация;

      • биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;
      • статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;
      • коммерческая информация - информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;
      • деловые новости.

Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»