Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 16:57, дипломная работа
Актуальность данной темы определяется необходимостью повышения управляемости социально-экономического положения корпорации, а как следствие этого повышение эффективности ее деятельности на основе формирования и совершенствования рациональной корпоративной культуры, с использованием следующих методов: системного анализа, экспертного оценивания и статистических методов.
Целью работы является совершенствование корпоративной культуры для повышения эффективности деятельности корпорации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
•определить понятия корпорации и корпоративной культуры (КК);
•изучить элементы, модели и типы корпоративной культуры;
•рассмотреть особенности взаимодействия корпоративной культуры и эффективности функционирования корпорации;
•определить методы диагностики состояния корпоративной культуры и пути ее формирования;
•проанализировать сложившуюся корпоративную культуру одной из корпораций;
•разработать рекомендации по улучшению состояния корпоративной культуры;
•апробировать результаты исследования.
Таким образом, предметом исследования является организационно-методические положения по формированию и совершенствованию рациональной КК.
А объектом исследования становится функционирование корпорации, как хозяйствующего субъекта, на примере деятельности АФК «Система».
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Корпорации и корпоративная культура в современной экономике России
1.1. Характеристика деятельности корпораций в России…………….8
2.Специфика корпоративной культуры корпораций.……………..17
3.Анализ моделей и типов корпоративной культуры…...………...30
Глава 2. Использование корпоративной культуры для повышения эффективности деятельности корпорации
1.Структура и элементы корпоративной культуры…………….....51
2.Формирование корпоративной культуры..………………………62
3.Подходы к измерению эффективности корпоративной
культуры корпорации……………………………………………..75
Глава 3. Совершенствование корпоративной культуры в целях повышения эффективности деятельности корпорации (практическая реализация дипломной работы в АФК «Система»)
1.Деятельность АФК «Система» и анализ сложившейся корпоративной культуры корпорации…………………………...99
2.Разработка рекомендаций по совершенствованию
корпоративной культуры АФК «Система»..................................106
Заключение…………………………………………………………………….109
Список литературы……………………………………….................................112
Приложения…………………………………………………………………….115
При изучении КК конкретной корпорации важно обеспечить достоверность получаемой информации. Этому способствует использование целого комплекса методов, где анкетирование работников может играть важнейшую роль.
В Приложении 2 и Приложении 3 приведены примеры анкет, которые могут быть использованы при изучении особенностей корпоративной культуры и корпоративного климата различных компаний, в т.ч. и корпораций.
Изучение устного фольклора также характеризует КК корпорации определенным образом. В любой организации существует свой фольклор, который никуда не записан и передается из уст в уста. Ценности, установки, которые оказывают решающее влияние на поведение работников компании, не передаются путем письменных инструкций, приказов или распоряжений. Преимущественно они передаются в неформальном общении.36
Корпоративную культуру, сложившуюся в корпорации, часто характеризует использование профессионального сленга, словечки и выражения, употребляемые большей частью коллектива. К примеру, для неспециалиста, пришедшего в компанию, занимающуюся разработкой программных продуктов, язык, на котором разговаривают между собой программисты, может показаться малопонятным, почти иностранным. Допустимость или недопустимость использования ненормативной лексики в неформальном (а иногда и в формальном!) общении также является одной из характеристик данной КК.
Последним методом изучения КК, рассмотренным в данной дипломной работе, является социометрический метод.
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека, что также является характеристикой КК.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений (например, организационная структура корпорации, когда достижение общей цели обеспечивается деятельностью формальных групп, то есть подразделений, отделов, бригад и т.д.), в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, восприятия и понимания их друг с другом, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.
Любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проектируется на формальную структуру, то есть на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияет на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) Выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы социометрического исследования (см. таблицу 3).37
Таблица 3
Пример социометрической карточки
ФИО, заполняющего карточку______________________
№ | Тип | Критерии | Выборы
(ФИО) |
1. | Работа |
|
|
2. | Досуг | 2.1. Кого бы Вы
хотели пригласить
на Встречу Нового года?
|
В этой карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, проведения досуга, участия в решении деловой задачи, в игре и т.п.).
Социометрические карточки обрабатываются специалистами, их содержание не должно стать известным членам группы. Итоговые результаты исследования доводятся до руководства как дополнительное обоснование для организационного решения.
Результат обработки карточек может быть представлен в виде социоматрицы ( см. таблица 4), социограммы (см. рис. 10) и в форме социометрических индексов.
Пример социоматрицы приведен ниже (здесь вместо фамилий членов группы, какого-либо отдела или производственного подразделения проставлены условные номера).
Таблица 4
Пример социоматрицы
№ члена группы (отдела) |
Социометрический критерий
положительные отрицательные (кто его выбрал) (кто его отверг) |
1 | 2, 8, 14 |
2 | 1 |
3 |
6, 7, 10 |
4 |
1, 8 |
5 |
1, 10, 11 |
6 |
7, 14 |
7 |
3, 10 |
8 | 1 |
9 | 2 |
10 |
3, 7, 14 |
11 | 10 |
12 | 10 |
13 | 9 |
14 | - |
Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма положительных выборов в нашем условном примере бригады приводится ниже.38
Рис. 10. Пример социограммы.
Аналогичным образом изображается социограмма отрицательных выборов. Отрицательные выборы можно показать на той же социограмме, где отражены положительные выборы, с использованием, например, пунктирных линий.
Социометрические индексы это:
Социометрический статус демонстрирует отношение членов группы к данному человеку и вычисляется как разность между полученным им от группы количеством положительных и количеством отрицательных выборов, соотнесенная с количеством членов группы, уменьшенном на единицу т.е.:
Эмоциональная экспансивность отражает отношение человека к другим членам группы и вычисляется как разность между количеством положительных и количеством отрицательных выборов, отданных другим членам группы, отнесенная к численности группы, уменьшенной на единицу, то есть к количеству возможных выборов:
Значения социометрических индексов - от +1 до -1.
В зависимости от соотношения статуса и экспансивности каждого члена группы его можно отнести к той или иной подгруппе.
В первую подгруппу попадают люди, выбранные 2 и более раз другими членами группы и имеющие положительную эмоциональную экспансивность (например, члена группы под номером 1 выбрали три человека, в то время как других - 1-2 человека). Это «звезды», или «лидеры».
Во вторую подгруппу попадают люди со средними значениями статусов и позитивной экспансивности. Это «принятые», составляющие обычно большинство группы.
В третью подгруппу попадают люди с отрицательным статусом, чья экспансивность при этом положительная. Это «оппозиция», «отверженные», «затравленные», «козлы отпущения», по отношению к которым группа демонстрирует свою сплоченность, противопоставляя себя («мы») этим людям («не мы»). В группах, где имеется дефицит любых ресурсов - материальных, финансовых, различных благ, развлечений - и проблемы с их распределением, а также жесткая иерархия и недостаточная социальная зрелость членов, такой социальный статус обычно не пустует.
Следующую подгруппу составляют «белые вороны», у которых высокий социальный статус и низкая эмоциональная экспансивность (они интересуют группу, а она их - нет).
Подгруппа «изолированных» не имеет ни положительных, ни отрицательных выборов от группы, проявляя невысокую экспансивность.
Динамична роль «шута»: он может находиться по статусу на уровне от «принятых» до «козла отпущения» и с позволения лидера демонстрировать наличие в группе «свободы слова», демократичности, терпимости лидера.
Сводная таблица для расчета социометрических индексов может принимать следующую форму (Таблица 4).
Таблица 4
Сводная социометрическая таблица
№ | Сколько человек его выбрали | Сколько человек его отвергли | Сколько человек он выбрал | Сколько человек он отверг | Соц. статус
[(2)-(3)]/13 |
Эмоц.
экспан-сивность [(4)-(5)]/13 |
Наименование социального статуса, подгруппы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
N | Ri+ | Ri- | Rj+ | Rj- | С | Е | |
1 | 3 | 3 | 4 | 0 | 0 | 0,3 | «принятый» |
2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0,07 | 0,07 | «принятый» |
3 | 3 | 1 | 2 | 0 | 0,15 | 0,15 | «лидер» |
4 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0,15 | -0,07 | «белая ворона» |
5 | 3 | 1 | 0 | 1 | 0,15 | -0,07 | «белая ворона» |
6 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0,07 | -0,07 | «белая ворона» |
7 | 2 | 0 | 3 | 0 | 0,15 | 0,23 | «лидер» |
8 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0,07 | 0,07 | «принятый» |
9 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0,07 | 0 | «принятый» |
10 | 3 | 0 | 5 | 0 | 0,23 | 0,38 | «лидер» |
11 | 1 | 2 | 1 | 1 | -0,07 | 0 | «отверженный» |
12 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | -0,07 | «отверженный» |
13 | 1 | 2 | 0 | 2 | -0,07 | -0,15 | «отверженный» |
14 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0,23 | «изолированный |