Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность лидерства как фактор управления.
Задачи исследования:
1. Дать определение и характеристику термину «лидерство»
2. Рассмотреть типы лидерства
3. Рассмотреть разницу между лидерством и менеджментом
4. Рассмотреть стили руководства
Введение……………………………………………………..…………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………5
1.1 Определение лидерства…………………………………………………….5
1.2 Функции лидера………………………………………………………….….8
1.3 Требования к лидерам……………………………………............................13
1.4 Эффективно действующие лидеры………………………………………...15
1.5 Лидерство в индустрии гостеприимства…………………………………..16
1.6 Общая модель лидерства…………………………………...........................18
1.7 Лидерство и менеджмент…………………………………...........................20
1.8. Стили руководства………………………………………………………….23
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...27
2.1 Общая характеристика гостиницы Burj Al Arab 5*………………………..27
2.2. Исследование власти и лидерства на примере отеля Burj Al Arab ……...29
Заключение………………………………………………….……………………33
Список литературы………………………………………………………………35
Санкт-Петербургский
Сервиса и Экономики
Институт туризма и
экономических отношений
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Менеджмент в СКСиТ»
на тему:
«Лидерство
как фактор эффективного
Санкт-Петербург
2012
Оглавление:
Введение…………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………5
1.1 Определение лидерства…………………………………………………….
1.2 Функции лидера………………………………………………………….…
1.3 Требования к лидерам…………………………………….........
1.4 Эффективно действующие лидеры………………………………………...15
1.5 Лидерство в индустрии гостеприимства…………………………………..
1.6 Общая модель лидерства…………………………………........
1.7 Лидерство и менеджмент………………………………….......
1.8. Стили руководства…………………………………
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...27
2.1 Общая характеристика гостиницы Burj Al Arab 5*………………………..27
2.2. Исследование власти и лидерства на примере отеля Burj Al Arab ……...29
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Введение
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».
Объектом моего исследования является лидерство как таковое, рассматриваемое в управлении. Лидерство - это достаточно важный аспект для эффективной деятельности организации. Одновременно категории лидерства, стили руководства, качества лидеров, лидерство и менеджмент будут являться предметом моего исследования для полного раскрытия представленной темы.
В современных условиях от
решений, принимаемых лидерами, как
никогда зависит политическое и
экономическое состояние
Цель курсовой работы – изучить сущность лидерства как фактор управления.
Задачи исследования:
«Лидерство –
это способность поднять
Питер Друкер(учёный,экономист,
1.1 Определение лидерства
Лидерство - многоаспектное
социальное явление. Феномен лидерства
проявляется в любых более
или менее организованных группах,
стремящихся к какой-либо общей
для группы цели. Так как люди,
будучи существами социальными, существуют
в группах и именно через группу,
групповое взаимодействие могут
осуществлять свои замыслы, лидерство
охватывает практически все сферы
социально-значимой деятельности людей:
оно проявляется в
Исследователи определяют лидерство в
соответствии с собственными представлениями
о нем и исходя из того, что их больше всего
интересует в этом феномене.
Лидерство определяется в терминах лидерского поведения, ролевых отношений, влияния на постановку целей и т.п.
Трудно дать общее определение лидерства, с которым согласились бы все исследователи. Это объясняется тем, что феномен лидерства, отношения лидерства проявляются всегда и везде, где группе людей приходится решать какие- то проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства членов группы. Наиболее заметными лидерские отношения делаются в том случае, когда перед группой стоит задача распределения ресурсов (ресурсы в данном контексте понимаются в широком плане - материальные, финансовые, пищевые, информационные и т.д. вплоть до репродуктивных). Такое широкое понимание лидерства не позволяет дать четкое и однозначное определение понятия лидерства. Для индустрии гостеприимства наиболее актуально звучит следующее: лидерство – это процесс, посредством которого люди с идеями способны давать желаемое направление деятельности других людей.
Вопрос о лидерстве не случайно возник только в наше время. Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их ь том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием.
Лидеры знают, чего они хотят и почему они этого хотят, и они способны передать это чувство другим и добиваться их сотрудничества и поддержки. Теория лидерства и практика его воплощения в жизнь прошли длительный путь; в настоящее время людей, относящихся к лидерам, можно разделить на две категории: лидеры трансакционного типа и лидеры трансформационного типа.
Трансакционное лидерство
Лидерство трансакционного типа часто рассматривается как процесс, посредством которого руководитель вызывает нужные действия членов группы, пользуясь системой поощрения и наказаний. Суть отношений между лидером и группой можно описать как заключение трансакции(сделки) с каждым из членов группы, подчинённым. Примером такого стиля руководства можно считать генерального менеджера гостиницы, который добивается, чтобы директор по еде и напиткам достиг целей, поставленных перед подразделением, и в качестве одного из рычагов управления использует обещание вознаграждения.
Трансформационное лидерство
Всякое лидерство направлено на то, чтобы изменить существенно поведение членов группы, причём эти изменения должны быть долгосрочными. Чтобы их вызвать, необходимо лидерство трансформационного типа. Термин трансформационное лидерство используется для описания процессов, выходящих за пределы прежней нормы. Для их организации нужен лидер другого типа. Это лидер-реформатор, способный вдохновить людей на совершение действий, прежде считавшихся невозможными. Для этого руководитель должен добиться, чтобы его личное видение будущего стало общим и вдохновило подчинённых. Лидеры – реформаторы обычно обладают провидческим даром; они философы, но не столько теоретического, сколько практического склада.
Они практики, но не в том смысле, что изо дня в день решают повседневные задачи, а в том, что являются людьми, реально воплощающими свою мечту, убеждая своих последователей в достижимости этой мечты.
Лидер – реформатор должен обладать тремя основными чертами: -харизмой
Разумеется, можно быть харизматичным трансформационным лидером, так же как и трансакционным лидером. Хотя в любом случае это потребует от человека значительных усилий; такие лидеры почти наверняка добьются успехов в своей карьере.
1.2 Функции лидера и восприятие его группой
Сложность роли лидера, находящегося в стадии становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера. Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных «группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны. Многие из функций, к рассмотрению которых я сейчас перейду, применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей первичных коллективов и крупных организаций. ^Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы. ^ Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий; он один знает дальнейшие пути, все остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой членами плана.
^ Лидер как политик. Одной из важнейших функций
лидера является установление целей и
основной линии поведения группы. В основном
групповые цели и методы их достижения
имеют три источника: 1) Указания сверху,
получаемые группой от руководства в соответствии
с субординацией. Однако лидеры низшего
уровня привлекаются в качестве консультантов,
с правом совещательного голоса при выработке
этих установок.
2) Указания снизу, то есть решения самой
группы. 3) Указания самого лидера (при
условии, что он обладает автономией в
принятии решений). Таким образом, независимо
от источника, определение групповых целей
и методов их достижения является обязательной
функцией лидера. ^ Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом,
к которому обращаются как к источнику
достоверной информации или квалифицированному
специалисту. Безусловно, при высокой
степени разделения функций в больших
группах лидеры (руководители организаций)
прибегают к услугам различных заместителей,
специалистов и консультантов. Заметим,
что в данном случае сам выбор этих экспертов
второй ступени наглядно характеризует
способности самого руководителя. Почти
во всех случаях, когда члены группы зависят
от человека, технические знания и квалификация
которого необходимы для осуществления
групповых целей, вокруг этого лица происходит
поляризация власти, которую он может
использовать для укрепления роли лидера.
^ Лидер как представитель
группы во внешней среде. Лидер является официальным
лицом группы, выступающим во внешней
среде от имени всех. Поэтому участникам
группы не безразлично, кто и как будет
их представлять; лидер в этом случае отождествляет
собой всех членов группы, их коллективный
разум, волю и т.д. Он трансформирует информацию,
исходящую от группы и получаемую для
группы. В последнем смысле он является
«привратником». ^ Лидер как регулятор
отношений внутри группы. Регулирование личностных
и деловых отношений внутри группы осуществляется
через коммуникативную сеть, которая может
иметь различный вид. В некоторых группах
вся информация проходит через лидера;
иногда существуют в группе приближенные
к лидеру лица, которые замыкают на себе
эту сеть; существует тип групп, где лидер
является «одним из всех».
^ Лидер как источник
поощрений и наказаний. Особенно важным обстоятельством,
с точки зрения члена группы, является
система поощрений и наказаний, которую
лидер применяет для контроля за деятельностью
участников группы. Эта функция предъявляет
высокие требования к личностным качествам
лидера, особенно в группах, где большее
внимание уделяется не материальному,
а моральному фактору. Лидер должен знать
индивидуальную мотивацию деятельности
каждого члена группы, соизмерять силу
воздействия поощрительных и пенитенциарных
мер по отношению к каждому из участников
группы.
Информация о работе Лидерство как фактор эффективного управления