Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 16:57, дипломная работа
Актуальность данной темы определяется необходимостью повышения управляемости социально-экономического положения корпорации, а как следствие этого повышение эффективности ее деятельности на основе формирования и совершенствования рациональной корпоративной культуры, с использованием следующих методов: системного анализа, экспертного оценивания и статистических методов.
Целью работы является совершенствование корпоративной культуры для повышения эффективности деятельности корпорации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
•определить понятия корпорации и корпоративной культуры (КК);
•изучить элементы, модели и типы корпоративной культуры;
•рассмотреть особенности взаимодействия корпоративной культуры и эффективности функционирования корпорации;
•определить методы диагностики состояния корпоративной культуры и пути ее формирования;
•проанализировать сложившуюся корпоративную культуру одной из корпораций;
•разработать рекомендации по улучшению состояния корпоративной культуры;
•апробировать результаты исследования.
Таким образом, предметом исследования является организационно-методические положения по формированию и совершенствованию рациональной КК.
А объектом исследования становится функционирование корпорации, как хозяйствующего субъекта, на примере деятельности АФК «Система».
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Корпорации и корпоративная культура в современной экономике России
1.1. Характеристика деятельности корпораций в России…………….8
2.Специфика корпоративной культуры корпораций.……………..17
3.Анализ моделей и типов корпоративной культуры…...………...30
Глава 2. Использование корпоративной культуры для повышения эффективности деятельности корпорации
1.Структура и элементы корпоративной культуры…………….....51
2.Формирование корпоративной культуры..………………………62
3.Подходы к измерению эффективности корпоративной
культуры корпорации……………………………………………..75
Глава 3. Совершенствование корпоративной культуры в целях повышения эффективности деятельности корпорации (практическая реализация дипломной работы в АФК «Система»)
1.Деятельность АФК «Система» и анализ сложившейся корпоративной культуры корпорации…………………………...99
2.Разработка рекомендаций по совершенствованию
корпоративной культуры АФК «Система»..................................106
Заключение…………………………………………………………………….109
Список литературы……………………………………….................................112
Приложения…………………………………………………………………….115
Структуру
элементов корпоративной культуры можно
отразить в виде «двуглавой» пирамиды,
которая включает в себя элементы внутренней
и внешней культуры; а также материальную
и духовную культуру (рис.5).23
Рис. 5. Структура
элементов корпоративной культуры
Такое отображение, конечно, не может претендовать на универсальность, применимость к каждой конкретной организации. Именно неповторимость всех элементов культуры и путей их развития говорит об уникальности каждой отдельно взятой компании. Однако в общем случае, при рассмотрении элементов культуры и их взаиморасположения, для формирования отношения к материальным элементам как базисным, в значительной степени определяющим высшие духовные элементы, эта схема представляется полезной.
В дальнейшем взаимоотношения субъектов организации можно и полезно рассматривать как взаимоотношения культур: элементы культуры личности влияют на ожидания личности и представление об элементах культуры будущего места работы. Разные уровни культур различных субъектов организаций могут служить источником конфликта. То же самое можно сказать и об отношениях между различными структурными подразделениями организации, между партнерами по бизнесу, компанией и клиентами и другими участниками корпоративных отношений, о которых говорилось раньше.
После
определения элементов культуры корпорации
необходимо сформировать КК, определить
принципы и задачи, факторы, оказывающие
влияние на ее формирование, а также
построить модель проектирования КК корпорации.
Этому и будет посвящен следующий параграф.
2.2. Формирование
корпоративной культуры
Перед тем как заняться непосредственно проектированием КК, необходимо изучить принципы и задачи формирования культуры корпорации вообще.
Так, по мнению В.В. Томилова в основе формирования системы ценностей и культуры корпорации лежат следующие основные принципы24:
При формировании и развитии культуры корпорации необходимо также учитывать ее наиболее существенные признаки, ее специфику25:
Задачи формирования (развития) культуры корпорации представлены на рис.6.
Рис.6.
Задачи формирования (развития) культуры
корпорации
В.В. Томилов предлагает следующие основные этапы процесса формирования КК корпорации26:
Но прежде чем начинать исследовать состояние корпоративной культуры необходимо изучить факторы, оказывающие влияние на ее формирование (рис.7).
Первый фактор, который оказывает сильнейшее влияние на формирование корпоративной культуры - это культура руководителя (лидера). Каким же образом основатели и другие ключевые фигуры вновь образующейся компании внедряют свои предложения, идеи, ценности? Как лидеры при обретении организацией определенной стабильности оказывают влияние на дальнейшее развитие КК? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить.
Руководитель
должен учитывать обстоятельства внешней
среды, реалии складывающейся обстановки,
общественное устройство той большой
системы, в состав которой он входит вместе
со своей корпорацией; а также он должен
владеть в достаточной полноте элементами
общей культуры, для того, чтобы освоить
элементы КК и привить их подчиненным.
Чтобы достичь профессионализма, менеджеру
необходимо обогащать внутреннюю культуру,
быть собранным и целеустремленным, принципиальным
и высоконравственным, с развитым чувством
ответственности. Такому руководителю
должен быть чужд стиль, основанный на
самоуспокоении, административном произволе,
давлении на подчиненных, откладывании
дел в «долгий ящик», психологии временщика.
Владеющий КК руководитель постоянно
озабочен совершенствованием системы
управления и повышением адаптационных
возможностей корпорации. Это особенно
важно при нестабильности внешней среды
- изменчивости государственной политики,
недоразвитости рыночной инфраструктуры,
росте инфляции, необязательности деловых
партнеров.
Рис. 7. Факторы,
оказывающие влияние на формирование
корпоративной культуры
Поскольку главным в деятельности руководителя является выработка управленческого решения, то важное значение имеет такая составляющая КК руководителя, как культура мышления, которую образуют следующие компоненты27:
Так как инициатива обычно принадлежит лидеру, рассмотрим процесс формирования КК с точки зрения, как лидер может использовать свою власть для распространения свойственных ему представлений.
Механизмы внедрения культурных основ лидерами представлены в Таблице 1.28
Таблица 1
Механизмы внедрения культурных основ
№ | Первичные механизмы внедрения культурных основ | Вторичные механизмы внедрения культурных основ |
1 | На что обращают внимание, что оценивают и что контролируют лидеры | Структура и устройство организации |
2 | Как лидеры ведут себя в критических случаях и при организационных кризисах | Организационные системы и процедуры |
3 | Объективные критерии распределения дефицитных ресурсов | Организационные обычаи и ритуалы |
4 | Сознательное ролевое моделирование, обучение и наставничество | Дизайн физического пространства, фасадов и зданий |
5 | Объективные критерии определения уровня вознаграждения и статуса работника | Истории, легенды и мифы об определенных лицах и событиях |
6 | Объективные критерии при найме, отборе, продвижении, переводе и увольнении работников организации | Официальное провозглашение организационной философии, ценностей и убеждений |
Шесть представленных в этой таблице механизмов являются эффективными первичными средствами, с помощью которых лидеры (руководители) внедряют свои собственные представления в каждодневную жизнь корпорации. Посредством вещей, на которые они обращают особенное внимание, критериев назначения вознаграждения и распределения ресурсов; критериев набора, продвижения по службе и увольнения; поведения, характерного для кризисных ситуаций и т.д., лидеры сознательно или неосознанно изъявляют присущие им представления. Вторичные механизмы могут быть эффективными средствами в формировании «сильной» КК, если лидер сможет использовать их должным образом. Чем более важную роль в работе корпорации будут играть структуры, процедуры и ритуалы, тем в большей степени они станут своеобразными фильтрами или наборами критериев при выборе новых лидеров.
Данные механизмы культурных основ создают так называемый корпоративный климат организации. На первой стадии развития организации этот климат определяется лидером, на более поздних стадиях он является отображением и проявлением общих культурных представлений.
Следующий, на мой взгляд, фактор, оказывающий огромнейшее влияние на формирование КК и на бизнес в целом - это национальная культура.
Особенно существенным этот фактор является для многонациональных корпораций или корпораций, которые выходят на международный рынок. Успех таких корпораций зависит от того, насколько им удалось ликвидировать трения в отношениях между сотрудниками (руководителями и подчиненными) разных национальностей, с разными культурными традициями, а также насколько им удалось изучить и адаптироваться к национальной культуре той страны, на рынок которой они выходят.
Что же мешает нормальному сотрудничеству в многонациональных корпорациях?
По мнению Йоахима Хентце, профессора Брауншвейгского технического университета, сотрудничество на разных уровнях таких корпораций требует разнопланового обмена информацией. Коммуникация с носителями чужих культур может столкнуться с непредвиденным трудностями и привести к нежелательным последствиям. На его взгляд, возможны следующие коммуникационные нарушения, обусловленные факторами культуры29:
Несмотря на выявленные культурные различия в трудовых и управленческих нормах поведения, многие люди в ходе межнациональных контактов опираются на аналогии и не связывают с культурой несходство в мышлении, эмоциональном восприятии, поведении и коммуникации;
Этот фактор можно изучать и сделать управляемым, если учитывать не только возможность разной интерпретации реальности носителями одной культуры, но и существование у каждой нации общей культурно-специфической «призмы восприятия». Так, например, японские компании широко практикуют групповое принятие решений и командную работу; топ-менеджер мультинациональной корпорации, приезжающий в командировку в Нидерланды или Швецию и останавливающийся в пятизвездочном отеле, может вызвать нарекания со стороны местных коллег за излишнюю роскошь, в то же время это будет расценено как само собой разумеющееся в России, Италии или Таиланде.