Корпоративная культура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучение корпоративной культуры в ООО «Студия Дизайн». Для достижения цели следует решить ряд задач:
1. Изучить понятие и сущность корпоративной культуры;
2. Рассмотреть виды и типы корпоративной культуры;
3. выявить факторы влияющие на формирование корпоративной культуры и определить эффективность ее влияния на деятельность организации;
4. Рассмотреть формирование корпоративной культуры на примере ООО «Студия Дизайн».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2. Виды и типы корпоративной культуры
Глава 2. Корпоративная культура как основной инструмент совершенствования менеджмента предприятия
2.1. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
2.2. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации
Глава 3. Формирование корпоративной культуры на примере ООО «Студия Дизайн»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика организации.docx

— 83.74 Кб (Скачать)

 

НОУ Пермский гуманитарно-технологический  институт

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Корпоративная культура предприятия»

 

Курсовая работа по дисциплине

«Экономика организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент ПГТИ

Группы ЭС-10-1з

Насрытдинов И.Д.

Научный руководитель:

Неустроева Н.А.

 

 

 

Пермь, 2012

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной  культуры на предприятии …………………………..……..….4

    1. Понятие и сущность корпоративной культуры …………………..…..……4
    2. Виды и типы корпоративной культуры ……………………………………7

Глава 2. Корпоративная культура как основной инструмент совершенствования  менеджмента предприятия ……………………………..14

2.1. Факторы, влияющие на формирование  корпоративной культуры ……….14

2.2. Влияние корпоративной культуры  на эффективность функционирования  организации ………………………………………………………………………..19

Глава 3. Формирование корпоративной  культуры на примере ООО «Студия  Дизайн» ………………………………………………………………….25

Заключение ……………………………………………………………………......34

Список использованной литературы ………………………………………….36

 

 

Введение

 

Корпоративная культура – это новая  область знаний, входящая в серию  управленческих наук. Она выделилась из также сравнительно новой области  знаний – корпоративного управления, которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.

Основная цель корпоративной культуры, как явления, – помочь людям более  продуктивно исполнять свои обязанности  в организациях и получать от этого  большее удовлетворение. А это  в свою очередь приведет к улучшению  показателей экономической эффективности  деятельности организации в целом. Ведь сплоченный, движимый единой целью, работающий, как отлаженный часовой  механизм, коллектив, принесет гораздо  больше пользы, чем «сообщество рядов  разброда и шатания», к примеру. А  эффективность бизнеса для организации  является важнейшим показателем, вне  всякого сомнения. Очевидно, что  влияние на нее корпоративной  культуры организации, огромно, что подчеркивает актуальность темы курсовой работы.

Цель исследования изучение корпоративной культуры в ООО «Студия Дизайн». Для достижения цели следует решить ряд задач:

1. Изучить понятие и сущность корпоративной культуры;

2. Рассмотреть виды и типы корпоративной культуры;

3. выявить факторы влияющие на формирование корпоративной культуры и определить эффективность ее влияния на деятельность организации;

4. Рассмотреть формирование корпаративной культуры на примере ООО «Студия Дизайн».

Объектом исследования является фирма ООО «Студия Дизайн», предметом исследования - корпоративная культура ООО «Студии Дизайн».

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии

1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры

 

За последние несколько лет, и менее отчетливо за последние  пятьдесят лет, вопросы культуры, и особенно культуры в больших  организациях, все больше привлекают внимание теоретиков и исследователей. Действительно, мы живем в такое  время, когда тысячи людей знают, чем характеризуется культурная обстановка в организации, и любят  порассуждать об этом.

Рассмотрение организаций как  сообществ, имеющих единообразное  понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие корпоративной  культуры.

Новый термин «корпоративная культура»  кажется таковым только на первый взгляд. На заре монополизма, когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту самую культуру – общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней – эфемерное явление, которое нельзя потрогать в буквальном смысле, но чьи плоды весьма материальны, так как напрямую способствуют увеличению доходов компании.

Корпоративная культура – это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности.1

В «классическом» понимании корпоративная  культура рассматривается как инструмент стратегического развития компании через стимулирование инноваций  и управление изменениями. Корпоративная  культура существует в любой компании – с момента появления организации и до самого конца – вне зависимости от того, создается специальная служба для работы с ней или нет. Грамотное же управление корпоративной культурой оказывает самое положительное влияние на бизнес компании. В частности, оно позволяет сокращать расходы на подбор персонала. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.

На практике специалисты по управлению человеческими ресурсами по-разному  интерпретируют понятие корпоративной  культуры. Одно из грамотных его  определений звучит так: «корпоративная культура – это система ценностей и методов управления». Первая часть определения относится к нематериальным активам организации, а вторая – к конкретным механизмам. Эти два, на первый взгляд, противоположных аспекта понятия и приводят к его неоднозначному толкованию.

И все же, что такое корпоративная  культура? Определений культуры имеется немало. К примеру, по Барри Фегану, дал следующее определение корпоративной культуре: «Это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Корпоративная культура – это, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает. Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части, и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя».2 Однако существуют более строгие и формальные объяснения этому явлению.

А.Н. Занковский определяет корпоративную культуру так: «Корпоративная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности».3

Из представленных определений  можно сделать общий вывод, что  культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством сотрудников.

Корпоративная культура ориентирована  на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом  в организационном поведении  сотрудников. Сюда следует отнести  устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных  связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям  в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном  поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными  ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации  в целом.

Корпоративная культура, по определению, не может быть сконструирована и  внедрена. Она не может быть даже заимствована. Заимствованы, могут  быть лишь некоторые структуры и  механизмы связей, отражаемые в организационных  проектах. Пересадка же с одной  почвы на другую образа корпоративного поведения, как правило, бывает безуспешной. Каждый коллектив уникален: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т.п. – все это накладывает свой отпечаток. Большое значение имеет история становления предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции. На некоторых предприятиях основой для формирования особой культуры корпоративного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается так называемое кредо фирмы.

Таким образом, корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация  функционирует именно таким, а не иным образом. Она позволяет в  значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей  с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие  модели, разделяемые всеми работниками.

1.2. Виды и типы корпоративной культуры

 

Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей. Причем она становится тем мощнее, чем дольше существует данная структура.

Некоторые руководители рассматривают  свою корпоративную культуру как  мощный стратегический инструмент, позволяющий  ориентировать все подразделения  и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать  общение.

Специфические культурные ценности организации  могут касаться следующих вопросов:

– предназначение организации и ее «лицо» (высшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства);

– старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, уважение старшинства и власти);

– значение различных руководящих должностей и функций (полномочия отдела кадров, важность постов различных вице-президентов, роли разных отделов);

– обращение с людьми (забота о людях и их нуждах, уважение к индивидуальным правам, обучение и возможности повышения квалификации, справедливость при оплате, мотивация людей);

– роль женщин в управлении и на других должностях;

– критерии выбора на руководящие и контролирующие должности;

– организация работы и дисциплина;

– стиль руководства и управления (авторитарный, консультативный или стиль сотрудничества, использование комитетов и целевых групп);

– процессы принятия решений (кто принимает решения, с кем проводятся консультации) и т.д.4

Виды корпоративных культур. «Культура власти» – в данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности. Пример культур власти часто можно обнаружить в маленьких предпринимательских организациях, в компаниях, занимающихся собственностью, торговлей, финансами. Такую структуру лучше всего представить в виде паутины. Она зависит от центрального источника власти, власть исходит из центра, а распространяется в виде центральных волн. Контроль осуществляется централизованно через отобранных для этой цели лиц, с учетом некоторых правил и приемов, и небольшой доли бюрократизма. Проблемы решаются, по большей части, на основе баланса влияний, а не на процедурной или частично логической основе. Организации с таким типом культуры могут быстро реагировать на события, но сильно зависят от принятия решений людьми из центра. Они будут стремиться привлечь людей, имеющих склонность к политике, ориентированных на власть, любящих рисковать и таких, которые невысоко ценят безопасность. Сила ресурсов является основой власти в этой культуре, с некоторыми элементами персональной власти в центре. Размер – это проблема для культур власти: трудно соединять слишком много видов деятельности и при этом сохранить контроль. Такие организации преуспевают в создании организаций с большей степенью независимости, сохраняя при этом контроль над финансами.

Чтобы хорошо уживаться с культурой  власти, служащий должен быть сориентирован  на власть (силу), интересоваться политикой, не бояться рисковать в небезопасных ситуациях. Он должен быть уверен в  себе, а не в других членах команды, сориентирован на результат, быть достаточно «толстокожим», чтобы выдержать  жесткую конкуренцию.

«Ролевая культура» – характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде. Олицетворением ролевой культуры является классическая, строго распланированная организация (более известная как бюрократия), которую можно представить в виде храма. Этот тип организации характеризуется строгими функциональными и специализированными участками, такими, как финансовый отдел и торговый отдел (ее колонны), которые координируются узким связывающим звеном управления сверху. Степень формализации и стандартизации велика; деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются по определенным правилам и процедурам, определяющим разделение работы и власти, способы связи и разрешение конфликтов между функциональными участками. В ролевой культуре основным источником силы является сила положения. Для исполнения роли выбираются отдельные лица, к силе личности относятся с неодобрением, а сила специалиста ценится только в надлежащем ей месте. Влияние регулируется правилами и процедурами. Эффективность этой культуры зависит от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей. Этот тип организации, вероятнее всего, будет успешно действовать в стабильном окружении, со стабильным рынком, предсказуемым и контролируемым, и где «жизнь» продукта длительна. И наоборот, ролевая культура плохо адаптируется к изменениям, плохо «осознает» необходимость изменений и медленно на них реагирует. Ролевая организация обнаруживается там, где стабильность производства важнее гибкости или где техническая компетентность и глубина специализации важнее внедрения новой продукции или стоимости обслуживания.

Информация о работе Корпоративная культура предприятия