Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:21, контрольная работа
Понимание определений терминов и понятий имеет в управлении в целом и при его исследовании в частности исключительное значение. А.П.Чехов в своём произведении "Пассажир 1-го класса" устами одного из героев сказал: "... знай мы, что такое слава, нам, может быть, были бы известны способы её достижения". Данное высказывание можно отнести и к определениям терминов в области исследования системы управления. Действительно, если все мы будем однозначно понимать термины по управлению, то, наверное, 2-3 раза сократится количество заблуждений и споров, и люди смогут быстрее находить эффективные решения многих проблем.
. Исследования, их роль в научной и практической деятельности
2. Планирование процесса исследования систем управления
Содержание
1. Исследования,
их роль в научной и
2. Планирование
процесса исследования систем
управления
1. Исследования, их роль в научной и практической деятельности
1.1 Понятие исследования
Понимание определений терминов и понятий имеет в управлении в целом и при его исследовании в частности исключительное значение. А.П.Чехов в своём произведении "Пассажир 1-го класса" устами одного из героев сказал: "... знай мы, что такое слава, нам, может быть, были бы известны способы её достижения". Данное высказывание можно отнести и к определениям терминов в области исследования системы управления. Действительно, если все мы будем однозначно понимать термины по управлению, то, наверное, 2-3 раза сократится количество заблуждений и споров, и люди смогут быстрее находить эффективные решения многих проблем.
Исследование как научный труд, научное изучение и процесс познания всегда находилось под пристальным вниманием учёных. В общем случае ис-следование может пониматься как научный труд или научное изучение рас-сматриваемого предмета, какой-либо объекта (явления) с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получе-ния новых знаний. По существу, это один из основных видов познания. Вместе с тем его можно трактовать как вид познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определённых теорий, методов и приёмов познания изучить и оценить сущ-ноть, особенности и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний. Это в полной мере относится к исследо-ванию теории и практики управления, которое связано как со специализиро-ванной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сфере деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т. п.).
Таким образом, исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получения новых знаний. Его также можно рассматривать как научный труд, вид познавательной деятельности; научное изучение некоего предмета, какого-либо явления (объекта) с целью определения закона и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развитие, особенностей и тенденции перехода их одного состояния в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике.
Исследование
обладает основополагающими
При проведении исследования важно правильно и чётко определить цель, объект и предмет исследования. Большое значение имеет также сам процесс исследования, представляющий собой совокупность последовательно выполняемых операций.
Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержание понятие "цель".
Следует отметить, что понятие цели трактуется во многих литературных источниках неоднозначно, например:
- желаемое будущее состояние;
-
желаемые состояния и
-
идеальное представление
-
идеальное, мысленное
-
идеальный образ того, чего человек
или группа людей хотят
-
ключевые результаты, к которым
организация стремится в своей
деятельности на протяжении
-предмет производства человека, представление о котором определяет действия по созданию этого предмета;
- предмет стремления, то , что, надо или желательно осуществить;
-
некоторое конечное состояние,
к которому система стремится
в силу структурной
-
конечное состояние результата,
на достижение которого
-
устойчивое целое,
- благое состояние духа.
Таким образом "цель" следует воспринимать как желаемое и выраженное: 1) количественно (сколько); 2) качественно (что) будущее состояние объекта, имеющего; 3) срок достижения (когда); 4) ответственного исполнителя (кто); 5) ограничение по ресурсам (чем). Комплексное обоснование цели в условиях ужесточения конкуренции приобретает ключевое значение, поскольку формулирования цели без необходимых обоснований может привести к потерям на стадии её реализации, во много раз превышающим экономию, полученную ранее. Кроме того, правильно сформулированные цели могут выступать как эффективный инструмент исследования.
Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определённого объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результату исследования, а потому её достижение носит вероятностный характер.
1.2 Объект и предмет исследования
Объект исследования в общем случае - это структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), её внутренняя и внешняя среда, системы (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), совокупность их элементов, т.е. это то, что требует наличия системы управления.
Например, при исследовании ОАО " Прогресс" объектом является непосредственно само ОАО, а при исследовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством региона объектом становится рассматриваемый регион.
Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследованания: ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы), организационная (технология, методы и системы управления, организационная структура), результатов функционирования объекта, например в виде продуктов и услуг. Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также её потенциалов. Информация о внутренней среде необходима исследователям для уточнения целей организации (в том числе социальных), определения внутренних возможностей и потенциала, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.
Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. всё то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет. Выделяют как минимум два уровня внешней среды: микросреда - ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственного регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и макросреда - дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования - состояние экономики, научно-технический прогресс, социальные, культурные, политические изменения, групповые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие,и т.п.).
Внешнюю среду могут характеризовать: взаимосвязанность факторов внешней среды, уровень взаимосвязи, с которой изменение одного фактора воздействует на другие; сложность, определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать; подвижность - относительная быстрота изменения внешней среды объекта; неопределённость - функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность - частота изменений.
Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внешней среды и адекватно их учитывать
Предмет исследования в общем случае - это то, на что направлено и что является содержанием научного изучения, рассмотрение, познания и разрешения. По существу, им может быть проблема, задача или вопрос, познание и разрешение которых требует проведение исследования. Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании системы управления, при использовании них соответствующих методов, процессов, отношений, элементов, подсистем и прочих составляющих системы. В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла: прогнозирования и планирования, организации, координации, контроля и т. п.
Например, при изучении системы управление ОАО "Прогресс" предметом исследования являются процессы и отношения в системе управления ОАО.
1.3 Научная и практическая роль исследований в деятельности человека
Необходимость и значение любого исследования определяется его потребностью и остротой рассматриваемой проблемы для общества. В связи с тем что итоги научных исследований являются важнейшими составляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее время нельзя переоценить. Результаты научных исследований освобождают человека от неинтересного, тяжёлого. повторяющегося труда, позволяют заниматься творческой работой, в том числе профессиональной научной деятельностью. Стремление заниматься творческой работой у человека заложено природой, так как результаты творчества позволяют облегчить человеческую жизнь, сделать её более интересной и в конечном итоге продлить существование человека как вида.
Развитие творческой деятельности и научной мысли человека привело к тому, что наука стала основной движущей силой научно-технического прогресса и развития всей современной цивилизации. Особое значение здесь имеют научные достижения, определившие направления развития мирового сообщества.
Развитие наук в настоящее время идёт всё более и более по прагматичному пути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельности человека. Сейчас настало время широкого использования достижений самых различных научных отраслей знаний, которые были получены при дифференцированном развитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции научных дисциплин, обусловившей возникновение таких наук, как теория систем, теория управления, кибернетика, бионика инноватика и др. Именно на стыке наук и в интегрированных областях знаний всё чаще делаются новые научные открытия.
Процессы
дифференциации и интеграции наук и
объективная необходимость