Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА, СТИЛЬ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ

Работа содержит 1 файл

Контр. работа Менеджмент.docx

— 41.37 Кб (Скачать)
  1. ОСНОВНЫЕ  ТЕОРИИ И ШКОЛЫ  ИНДУСТРИАЛЬНОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

   Самые первые исследования в области менеджмента  были сделаны классической школой. Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства. Большинство исследователей тех времен полагали, что менеджмент - это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Позже по результатам некоторых исследований возник другой вопрос, не может ли менеджмент существовать как наука?

   Первый  крупный шаг к рассмотрению менеджмента  как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался  не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, 41-J и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции  научного управления менеджмент был  признан самостоятельной областью научных исследований.

   Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в  том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы  подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад  Ф. Тейлора состоит в том, что  он начал революцию в области  менеджмента. Становление науки  об управлении также связывается  с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они  провели исследования в области  трудовых движений, усовершенствовали  хронометражные методики, а также  разработали ночные принципы организации  рабочего места.

     Таким образом, к 1916г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная", Разновидностью классической школы управления является "административная школа". Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства. Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

     На  базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной  структуры фирмы, элементы которой  представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных  действий - функций управления. Разработанные  А. Файолем принципы управления следует  признать самостоятельным результатом  науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

     В ХХ веке ученые изучающие поведение  человека, были заинтересованы в производительности труда не меньше чем любой из классических менеджеров. Они предполагали, что  если уделить повышенное внимание рабочему персоналу, то можно увеличить производительность труда. По их мнению, люди являлись живыми машинами и в основе управления должна лежать забота о каждом отдельном  работнике.

     В результате движение "человеческих отношений" стало противовесом всему  научному движению. Это связано с  тем, что акцент в движении "человеческих отношений" делался на заботе о  людях, а в движении научного управления - на заботе о производстве. Идея состоит  в том, что простое проявление положительного внимания к людям  оказывает очень большое влияние  на производительность труда. Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Из других ученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.

     Не  менее популярно в школе "человеческих отношений" и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (X и Y) лежат  следующие характеристики работников: Теория X- средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому  его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; теория Y- люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории  работников затраты физического  и умственного труда так же естественны и необходимы, как  игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается  в контроле со стороны, так как  способен сам себя контролировать.

     Исследование  управления как процесса привело  к широкому распространению системных  методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте  был связан с применением общей  теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

     Главная идея системной теории состоит в  том, что ни одно действие не предпринимается  в изоляции от других. Каждое решение  имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет  избежать ситуаций, когда решение  в одной области превращается в проблему для другой. На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях.

     Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается  менеджер, может быть сходной с  другими ситуациями. Однако ей будут  присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит  в том, чтобы проанализировать все  факторы в отдельности и 1 выявить  наиболее сильные зависимости.

     В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации; систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия; систему власти; систему логического принятия решений. С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Ситуационный подход содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут лучшим образом способствовать достижению целей в конкретной ситуации.

  1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

   Принципы  управления относятся к числу  важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные  идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно  из законов и закономерностей  управления.

   Принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Классификация принципов управления

     Принципы  управления весьма разнообразны. Классификация  принципов должна основываться на отражении  каждым из выделенных принципов различных  сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения  эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных  схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру  органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу  основных принципов управления могут  быть отнесены:

  1. Научность

   Этот  принцип требует построения системы  управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективность в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

  1. Системность и комплексность

   Этот  принцип требует одновременно и  комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов  теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего  охвата всей управляемой системы, учета  всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и  т. д. Таким образом, системность  означает попытки структурировать  проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более  тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к  горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при  этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются  несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим  функциям.

  1. единоначалие и коллегиальность

   Любое принимаемое решение должно разрабатываться  коллегиально (или коллективно). Это  означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение  проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность  за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу.

  1. Демократический централизм

   Этот  принцип является одним из важнейших  и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного  и децентрализованного начал  в управлении. На уровне государства  это соотношение между центром  и регионами, на уровне предприятия  — соотношение прав и ответственности  между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать  как существование, развитие, взаимопереход  полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических  условиях и жесткости управления преобладает централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов — предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"