Учеными
МГУ разработана комплексная
система диагностики и коррекции
стресса (ИДИКС). Согласно этим исследованиям
менеджеры высшего звена демонстрируют
поведенческую реакцию типа А. Для них
стресс факторами являются объективно-сложные
обстоятельства (напряженные условия
труда, перенасыщенный временной график,
высокая интенсивность интеллектуального
напряжения). Все это приводит к эмоциональной
и когнитивной напряженности, хроническому
утомлению, интенсивным переживанием
тревоги, дистрессу, болезням сердца и
сосудов.
Менеджеры
среднего звена демонстрируют поведенческую
реакцию типа В. Стресс факторы имеют
субъективную окраску (сложность профессиональных
задач, низкая автономия, высокая степень
ответственности, отсутствие перспектив).
Это сопровождается тревожностью, агрессивностью,
психоэмоциональной напряженностью. Стресс
носит эмоционально-аффективный характер.
Он сопровождается неврозами, злоупотреблением
алкоголем, курением.
Виды
стресса:
- Внутриличностный
стресс – связан с несбывшимися ожиданиями,
нереализованными потребностями, бессмысленностью
и бесцельностью поступков, болезненными
воспоминаниями, неадекватностью оценки
событий;
- Личностный
стресс – имеет отношение к тому, что
делает индивид и что с ним происходит,
когда он нарушает определенные предписанные
социальные роли, такие как роль родителя,
мужа, служащего. Он проявляется в связи
с такими явлениями как нарушение здоровья,
плохие привычки, алкоголизм, старение,
уход на пенсию;
- Семейный
стресс – включает все трудности по
поддержанию семьи и отношений в ней;
- Общественный
стресс – относится к проблемам, которые
испытывают, переживают большие группы
людей, например, экономический спад, бедность,
банкротство.
- Экологический
стресс – обусловливается воздействием
экстремальных условий окружающей среды
(загрязнение воды и воздуха, суровые погодные
условия, высокий уровень шума);
- Финансовый
стресс – связан с невозможностью оплатить
счета, не обеспечение расходов доходами,
несоответствие уровня зарплаты результатам
работы;
- Рабочий
стресс – связан с тяжелой рабочей нагрузкой,
отсутствием самоконтроля за результаты
работы, ролевыми конфликтами.
Кроме
того выделяют эустресс (положительный
стресс, который сочетается с желательным
эффектом и мобилизует организм) и дистресс
(отрицательный стресс с нежелательным
эффектом). При эустрессе происходит активизация
познавательных процессов и процессов
самосознания, осмысления действительности.
Дистресс, возникающий в рабочей обстановке
имеет тенденцию распространяться и на
нерабочее время.
Работник
воспринимает ситуацию как стрессовую,
если она выходит из-под контроля,
не соответствует имеющимся у
него ресурсам, когда невозможна адекватная
ответная реакция.
Повышение
уровня стресса ведет к резкому
снижению эффективности деятельности.
Основные
источники (причины)
стресса на рабочем
месте:
- Перегруженность
работой и давление предельных сроков.
- Неритмичные
графики работ и необходимость брать работу
на дом.
- Двусмысленность
рабочих заданий, рабочей территории и
роли.
- Постоянные
изменения и непостоянство повседневных
заданий.
- Нестабильность
положения и возможность увольнения.
- Негативная
конкуренция.
- Необходимость
тщательного анализа рабочих заданий.
- Непрерывный
контакт с конфликтантами и носителями
стресса.
- Форсированные
должностные перемещения.
- Неблагоприятные
условия рабочей среды.
- Неблагоприятное
социальное окружение.
Управление
персоналом, на уменьшение
стрессфакторов.
Шаги:
- Рабочая
нагрузка и темп работы.
Предъявляемые
работой требования должны соответствовать
индивидуальным возможностям и способностям
работника.
- Трудовые
роли.
Следует
избегать конфликтов, связанных с
ожиданиями в отношении работы.
- Профессиональные
перспективы.
Работников
следует ставить в известность относительно
имеющихся у них возможностей профессионального
роста и продвижения по службе.
- Социальное
окружение.
При
организации трудового процесса
не лишать работника возможности получать
поддержку и помощь от коллег.
- Содержание
работы.
Работа
должна быть содержательной, стимулирующей
и должна позволять работникам в полной
мере применять свои компетентность и
опыт.
- Участие
в управлении.
Работники
должны иметь возможность участвовать
в принятии решений или в действиях,
касающихся их работы или её результатов.
ТРЕНИНГ:
«УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ».
Цель: провести
диагностику личного стресса, освоить
умения противостоять стрессам, научиться
приемам релаксации.
УПРАЖНЕНИЕ
№1: «ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО
НАПРЯЖЕНИЯ».
Испытывали ли
Вы данные симптомы стресса?
- невозможность
сосредоточиться на чем-то;
- слишком частые
ошибки в работе;
- ухудшается
память;
- слишком часто
возникает чувство усталости;
- очень быстрая
речь;
- мысли часто
улетучиваются;
- довольно
часто появляются боли (голова, спина,
сердце, область желудка);
- повышенная
возбудимость;
- работа не
доставляет радости;
- потеря чувства
юмора;
- резко возрастает
количество выкуриваемых сигарет;
- пристрастие
к алкоголю;
- постоянное
ощущение недоедания;
- пропадает
аппетит – вообще потерян вкус к еде;
- невозможность
вовремя закончить работу;
- постоянные
конфликты;
- постоянно
хочется спать.
Если да, то для
вас крайне важным является научиться
бороться со стрессом.
Предрасположенность
к стрессу можно определить также
с помощью различных тестов.
ТЕСТ 1:
«ПРЕДРАСПОЛОЖЕНЫ ЛИ
ВЫ К СТРЕССУ?»
Ответьте на
вопросы.
Варианты ответов:
- никогда,
- изредка,
- время от
времени,
- часто,
- очень часто
- Часто ли
вы переедаете, много курите?
- Спрашиваете
ли вы себя, стоит ли вообще жить?
- Считаете
ли вы, что ведете неправильный образ жизни?
- Чувствуете
ли вы себя виноватым, когда ничего не
делаете дома – только отдыхаете, спите,
смотрите телевизор?
- Кажется ли
вам порой предстоящее изменение в жизни
непреодолимым препятствием?
- Считаете
ли вы себя пессимистом?
- Не кажется
ли вам, что вы потеряли контроль над своей
жизнью?
- Ощущаете
ли вы напряжение в конфликтных ситуациях?
- Испытываете
ли вы ощущение безнадежности, если у вас
что-то не получается?
- Чувствуете
ли вы сильное напряжение при возникновении
непредвиденных ситуаций?
- Защищаете
ли вы свою точку зрения от нападок других
людей?
- Считаете
ли вы причиной неудачи других людей или
какие-то, не зависящие от вас обстоятельства?
- Берете ли
вы на себя ответственность за успехи
и неуспехи своей жизни?
- Часто ли
у вас бывает плохое настроение?
Правильные, честные
ответы на вопросы позволят взглянуть
на себя со стороны, по новому оценить
свои мысли, ощущения и некоторые элементы
своего поведения.
Если на большинство
вопросов вы ответили «часто» и «очень
часто», вам надо быть предельно внимательным
к себе, т.к. до стресса – рукой подать.
ТЕСТ 2:
«СТРЕСС»
Цель: определить,
насколько вы подвержены стрессу.
Ответьте на
вопросы.
Варианты
ответов:
- Я человек,
одновременно делающий несколько дел.
- Я люблю, чтобы
все находилось на своих местах.
- Телефонные
звонки меня не радуют.
- Я нетерпелив
с теми, кто делает все не так быстро и
хорошо, как я.
- Я всегда
не доволен своими достижениями.
- Я слишком
жестко планирую свое время.
- В тайне я
люблю соревноваться.
- Работа для
меня как наркотик.
- Ненавижу
ждать!
Если больше
чем на половину вопросов вы ответили
«да», то вы подвержены стрессу.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО БОРЬБЕ СО СТРЕССОМ.
Способы
повышения устойчивости
к стрессу:
- Способы,
использующие физические факторы воздействия
– это физкультура, закаливание организма.
- Аутогенная
тренировка, психотерапия, гипноз.
- Применение
биологически активных веществ и медикаментозная
терапия.
Способы
борьбы со стрессом:
- Старайтесь
всегда делать только одно дело.
- Говорите
медленнее, не старайтесь ускорить разговор.
- Думайте о
приятном, помечтайте о прекрасном будущем.
- Почаще смейтесь
и улыбайтесь.
- Научитесь
предвидеть события.
- Не преувеличивайте
опасность.
- Не поддавайтесь
пораженческой психологии.
- Не возводите
частности в ранг закономерности.
- Используйте
приемы релаксации.
- Не используйте
алкоголь как антистрессовый фактор.
- Полностью
разрешите конфликт, который был причиной
стресса.
- Больше общайтесь
с близкими и дорогими вам людьми.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ.
При
регулярные занятиях снимается напряжение
( а в дальнейшем напряжение не накапливается),
улучшается сон, настроение, работоспособность.
Перед
началом упражнений примите душ
(теплый, холодный, контрастный). Сядьте
в таком месте, где вас не потревожат. Отключите
телефон. Сядьте поудобнее в кресло.
Ведущий
рассказывает о том, что в случаях, когда
испытываешь напряжение, «зажатость»,
тревогу, можно помочь себе, расслабляясь
с помощью простых приемов, которые помогают
не только почувствовать себя комфортнее
и спокойнее, но и создать условия для
более взвешенного, обдуманного поведения,
которое не носит ущерб интересам другого
человека. Затем он проводит упражнения
на релаксацию.
Упражнение 1.
«Сядем поудобнее. Спина расслаблена,
опирается на спинку стула,
руки спокойно лежат на коленях. Можно
закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких
медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлять
их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи,
а выдыхая - до девяти. Можно и не считать-
смотря как легче. Начнем»,