Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:19, лекция
Цель: Изучить теоретические основы конфликта. Проанализировать стили конфликтного поведения, определить степень собственной конфликтности, освоить навыки управления конфликтами. Изучить проблему стресса, выявить источники стресса и научиться управлять им. Освоить методы релаксации.
1. Теоретические основы возникновения и развития трудовых конфликтов.
2. Модели конфликта.
3. Виды конфликтов в организации.
4. Стратегии управления трудовыми конфликтами.
5. Тренинг «Управление конфликтами».
6. Стресс на рабочем месте.
7. Тренинг «Управление стрессом».
а) в таком случае вы не дадите ему чаевые, которые заранее приготовили
б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму
в) это будет поводом для скандала
а) да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит
б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы
в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале (уборщицах и официантках)
а) нет
б) разумеется, признаете
в) какой же у
вас авторитет, если вы признаетесь,
что были неправы
Используя ключ, подсчитайте количество баллов:
а) 4 балла
б) 2 балла
в) 0 баллов
30 – 44 балла.
Вы тактичны. Не любите конфликтов,
даже если и можете их
15 – 29 баллов.
О вас говорят, что вы слишком
принципиальная или даже
10 – 14 баллов.
Вы ищете поводов для споров,
большая часть которых излишни
и мелочны. Любите критиковать, но только
когда это выгодно вам. Вы навязываете
свое мнение, даже если неправы. Вы не обидитесь,
если вас будут считать любителем поскандалить?
Используя метод картографии конфликта, решите следующие конфликтные ситуации:
Ситуация 1.
Строительно-инвестиционная компания состоит из большого количества отделов, коллектив в основном молодой и энергичный, политика фирмы – ориентированность на клиентов. Но в ремонтно-строительном отделе работают очень консервативные сотрудники, по возрасту в среднем намного старше остального персонала фирмы. Руководство долгое время не может подобрать им начальника отдела, т.к. весьма сплоченная команда методично выживает всех, кто приходит на эту должность. Основное противоречие состоит в том, что подразделению объективно необходим руководитель, способный привлекать и обслуживать клиентов в условиях жесткой конкуренции, обладающий соответствующим менталитетом. Но такой человек априори «не уживется» со своими подчиненными: любые изменения означают для них интенсификацию работы, смену стиля общения и т.п. Ситуация долгое время не меняется, руководство не находит в себе сил предпринять активные шаги в направлении решения проблемы. Как можно разрешить эту ситуацию?
Образец ответа
Карта
конфликта.
|
Решение:
Ситуация 2.
Начальник отдела
материально-технического снабжения
уехал на повышение квалификации
на один месяц. На это время исполняющим
обязанности начальника отдела был
назначен один из менеджеров организации,
который своими попустительскими действиями
привел к порче имущества организации,
недоимкам и к установлению в коллективе
отдела нерабочей обстановки. Это произошло
посредством того, что менеджер ввел не
линейную систему управления с четким
разграничением полномочий, как было ранее,
а горизонтальную систему на уровне этого
отдела. В результате ключи от складов
раздавались практически всем работникам.
Произошла порча имущества и различные
недоимки, а выявить ответственного за
это не удалось. Из-за введения новой системы
управления сотрудники сваливали всю
работу друг на друга, никто не хотел брать
ответственность на себя, в результате
чего сложилась нерабочая атмосфера в
коллективе. После возвращения начальника
осталось неясным, с кого конкретно следует
требовать возмещение за причиненный
ущерб и что делать с менеджером?
Карта
конфликта.
|
Решение:
Ситуация 3.
Два менеджера
Иванов и Петров выполняют одни и
те же обязанности и подчиняются
одному руководителю – Сидорову. Зарплату
получают по результатам работы. Иванов
выполняет обязанности добросовестно
и качественно. Петров работает «спустя
рукава», но прикрывает результаты своей
работы результатами Иванова. Иванова
не устраивает то, что он работает и получает
зарплату столько же, как и Петров, который
только показывает видимость работы. Эта
ситуация Петрова не устраивает и он готов
пойти на конфликт.
Образец ответа
Карта
конфликта.
|
Решение:
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы, вирусы, яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.п. Такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.
Стресс (в переводе с английского давление, нажим, напряжение) – физическая и эмоциональная ответная реакция индивида на требования, ограничения и возможности, которые приводят к возникновению неопределенности и потере личного контроля в значимой ситуации. Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы.
При стрессе включаются сложнейшие нервные механизмы. Допустим, произошла ссора или какое-либо не приятное событие. Человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося, опять накатывает волна обиды, негодования.
Можно выделить три физиологические механизма стресса:
-
в коре головного мозга
-
вслед за появлением доминанты
развивается особая цепная
- из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою активность, в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, в кровь продолжают поступать гормоны. Следовательно, необходимо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или отыскать путь для его реализации.