Конфликты в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:19, лекция

Описание работы

Цель: Изучить теоретические основы конфликта. Проанализировать стили конфликтного поведения, определить степень собственной конфликтности, освоить навыки управления конфликтами. Изучить проблему стресса, выявить источники стресса и научиться управлять им. Освоить методы релаксации.

Содержание

1. Теоретические основы возникновения и развития трудовых конфликтов.
2. Модели конфликта.
3. Виды конфликтов в организации.
4. Стратегии управления трудовыми конфликтами.
5. Тренинг «Управление конфликтами».
6. Стресс на рабочем месте.
7. Тренинг «Управление стрессом».

Работа содержит 1 файл

конфликты2.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

       В результате составления карты проясняются  точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой и сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

       Использование метода картографии конфликта рассмотрим на примере ситуации, сложившейся в отделе статистики информационного центра УВД.

       Ситуация

       Отдел статистики информационного центра УВД состоит из 9 человек и только женщин. Руководителем подразделения является Спиридонова И.Г. - женщина среднего (предпенсионного) возраста, давно работающая в информационном центре и успешно справляющаяся со своими обязанностями.

       В отдел не так давно, около года, поступил на работу новый сотрудник - Григорьева Н.Н. - молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает юридический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же возраста.

       Начальник отдела Спиридонова И.Г. некоторое время “по-матерински” опекала новую сотрудницу, но потом наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Григорьевой Н.Н. причинам отношения резко ухудшились. Спиридонова И.Г. стала постоянно придираться к Григорьевой Н.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Для Григорьевой встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение?

       Другие  сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. По своему характеру Спиридонова И.Г. достаточно властный человек, давно находится на руководящей должности.

       Составим карту данного конфликта (рис.№5).

      Рис.№5

    Пример  карты конфликта
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Главные участники конфликта

      Потребности

      Опасения

СПИРИДОНОВА
  • уважение подчиненных.
  • быть подвергнутой критике;
  • потеря контроля.
ГРИГОРЬЕВА
  • самореализация;
  • интересная работа;
  • самостоятельность.
  • Ущемление достоинства;
  • Невозможность нормально работать.
КОЛЛЕКТИВ ОТДЕЛА
  • нормальные отношения.
  • Уход Григорьевой из-за конфликта
 

       Участниками этого конфликта являются: Спиридонова, Григорьева и работники отдела. Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной. Потребности и опасения каждой из сторон представлены на рис. №5

 

                           45 мин 
 
 

   СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 

    Стратегия предотвращения конфликта

    Стратегия предотвращения конфликта заключается  в следующем:

    а) выявить и устранить реальный предмет конфликта;

    б)  привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо и проявить готовность подчиниться его решению;

    в) найти возможности, склонить одного из конфликтующих к отказу от предмета конфликта в пользу другого.

    Стратегия подавления конфликта

    а) сократить число конфликтующих;

    б) разработать систему регламентации  поведения и деятельности;

    в) создать условия, препятствующие непосредственным контактам конфликтующих.

    Стратегия отсрочки

    Стратегия отсрочки позволяет на время ослабить конфликт, а именно:

    а) изменить «силу» одной из сторон в  глазах другой;

    б) изменить представление сторон о  мотивах, условиях конфликта;

    в) изменить значимость, ценность объекта  конфликта в глазах конфликтующих, сделав конфликт мелким, бесполезным;

    г) подготовив соответствующие условия, перейти к радикальному устранению оснований конфликта.

    Универсальные методы управления конфликтами

    Существуют  универсальные, общеприменимые требования к успешному разрешению конфликта. Их иногда называют стратегическими. Эти требования исходят из необходимости учета в каждой конфликтной ситуации некоторых родовых, общих свойств психики, которые так или иначе присущи каждому человеку, таких, как стремление к свободе и творчеству, чувство собственного достоинства, вера в добро и справедливость и др. Следует отметить, что эти требования относятся к сфере поведения, а не к сфере сознания, к способу поведения, а не к образу мыслей. Последний трудно обнаружить, а тем более изменить. Сфера поведения, напротив, достаточно легко обнаруживается как на вербальном, так и на невербальном уровне — даже в таких явлениях, как выражение глаз, мимика, позы и жесты и другие невербальные средства общения. Поэтому их легче распознавать и корректировать, изменять в нужном направлении.

    Универсальные приемы регулирования конфликта  часто рассматривают методом контраста, подразделяя их на негативные и позитивные.

    Под негативными методами понимаются такие, которые не следует использовать в конфликтной ситуации, если участники хотят ее конструктивного разрешения.

    К числу негативных относятся следующие  методы:

  • постоянное  перебивание  партнера в ходе беседы,  создание препятствий к свободному выражению им своей позиции;
  • проявление к другому своей личной неприязни, антипатии;
  • мелочные придирки, не связанные с существом дела;
  • принижение партнера, негативная оценка его личности;
  • попытки запугать собеседника, угрозы;
  • подчеркивание разницы между собой и партнером;
  • преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своих заслуг;
  • систематические отказы в ответ на конструктивные предложения партнера, постоянное отрицание справедливости его слов;
  • проявления неискренности, лицемерия.

    К числу негативных приемов невербального  уровня относятся: нарушение персонального пространства партнера, пренебрежительные жесты в его адрес и др.

    Итак, всего этого надо избегать в условиях конфликта. Использование подобных приемов может повести к росту эмоциональной напряженности, к усилению конфликта, даже в условиях, когда его конструктивное разрешение кажется совсем близким.

    Совсем  иной характер носят позитивные методы регулирования конфликта. Они служат не только целям разрешения конфликтных ситуаций, но могут играть и профилактическую роль, предупреждать конфликты, особенно деструктивные. Их можно условно разделить на 4 группы.

    (1) Рекомендации самого общего характера,  относящиеся не только к конфликтному взаимодействию, но и к любому виду общения людей. К их числу относятся такие правила, как постоянное внимание к собеседнику, способность терпеливо выслушивать его; доброжелательное, дружелюбное, уважительное отношение к нему; постоянное поддержание обратной связи с собеседником, соответствующее реагирование на его поведение; некоторое замедление темпа, ритма беседы в том случае, если обнаруживается, что собеседник излишне взволнован; стремление сопереживать партнеру, испытывать те же самые чувства, которые характерны для человека, находящегося рядом с вами, т.е. проявлять способность к сочувствию, эмпатию.

  1. Блок методов, которые используются в начальной, преимущественно еще дословесной фазе бесед, переговоров, проводимых в целях разрешения конфликтной ситуации. На этой фазе важно дать возможность более полно выговориться собеседнику, не пытаясь его перебивать, дать ему возможность, как говорят, «выпустить пар»; показать мимикой, жестами, что вы понимаете состояние партнера; уменьшить обычно разделяющую вас социальную дистанцию, даже коснуться его плеча, улыбнуться.
  2. Основные рекомендации на второй, основной фазе беседы или переговоров можно свести к следующему: нужно хотя бы на короткое время отвлечь или переключить внимание собеседника с предмета конфликта, дать ему небольшую передышку от эмоционального напряжения, предложив хотя бы выпить чашку кофе, закурить или просто сказать ему что-либо приятное: предложить присесть, но желательно не напротив друг к другу, поскольку такая позиция, как считают психологи, не уменьшает, а усиливает конфронтацию, а рядом, на расстоянии до полуметра, под углом друг к другу; только после этих предварительных поведенческих акций следует приступить к обсуждению проблемы, вызвавшей конфликт. При этом полезно в случае необходимости признать и свою вину за возникновение противоборства; нужно признать и правоту собеседника в тех пунктах, где он оказался прав; важно в процессе обсуждения подчеркивать общность, а не только различия в интересах сторон; не менее важно обратить внимание на лучшие качества собеседника, которые есть в партнере и которые помогут ему справиться со своим волнением и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации; конечно, лучше всего решить приведший к разногласиям вопрос сразу же или попытаться решить его в кратчайшие сроки, ибо промедление, как правило, только усугубляет ситуацию.
  3. Рекомендации универсального характера, образующие блок специальных, оперативных приемов, которые могут быть использованы в сложных конфликтных ситуациях. Они предполагают учет слабых, уязвимых мест в позиции собеседника, а также некоторых болевых точек его как личности. Так, в некоторых случаях следует показать собеседнику, что он излишне резок, приняв с этой целью подчеркнуто вежливый тон; иногда бывает необходимо проявить к партнеру более сильную агрессию, чем та, которую продемонстрировал он. Можно сказать собеседнику о тех негативных последствиях конфликтной ситуации, которые могут последовать для него лично; и наконец, иногда следует показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит.

    Конечно, все указанные тактики и приемы могут уточняться, совершенствоваться при их применении для регулирования конкретных конфликтных ситуаций, каждая из которых неповторима.

    Опытный руководитель, постепенно накапливая опыт управления конфликтами, постепенно превращает его в своего рода свод правил, кодекс принципов.

    Правила поведения в конфликтной  ситуации

  1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
  2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципов.
  3. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  4. Критикуйте, но не критиканствуйте!
  5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.
  6. Традиции хороши, но до определенного предела.
  7. Сказать правду тоже надо уметь.
  8. Будьте независимы, но не самоуверенны!
  9. Не превращайте настойчивость в назойливость!
  10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.
  11. Не переоценивайте свои способности и возможности.
  12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  13. Проявляйте доброжелательность.
  14. Проявляйте выдержку, спокойствие в любой ситуации.
  15. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!
 

      Поскольку конфликты часто порождают такое  эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, то в конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил:

- Помните,  что в конфликте у человека  доминируют не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда  сознание просто отключается  и человек не отвечает за  свои слова и поступки. Поэтому  из делового общения следует  устранить суждения и оценки, ущемляющие достоинство собеседника, покровительствующие суждения и оценки, иронические замечания.

- Стремитесь  к уважительной манере разговора.  Такие фразы, как «Прошу извинить»,  «Буду очень признателен», «Если  Вас не затруднит» препятствуют формированию у оппонента внутреннего сопротивления, снимают отрицательные эмоции.

- Стремитесь  вести обсуждение не по поводу  занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях.

Информация о работе Конфликты в организации