Конфликты в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:19, лекция

Описание работы

Цель: Изучить теоретические основы конфликта. Проанализировать стили конфликтного поведения, определить степень собственной конфликтности, освоить навыки управления конфликтами. Изучить проблему стресса, выявить источники стресса и научиться управлять им. Освоить методы релаксации.

Содержание

1. Теоретические основы возникновения и развития трудовых конфликтов.
2. Модели конфликта.
3. Виды конфликтов в организации.
4. Стратегии управления трудовыми конфликтами.
5. Тренинг «Управление конфликтами».
6. Стресс на рабочем месте.
7. Тренинг «Управление стрессом».

Работа содержит 1 файл

конфликты2.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

- Придерживайтесь  многоальтернативного подхода, и  настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?»

- Осознайте  значимость разрешения конфликта  для себя, задав вопрос: «Что произойдет, если выход не будет найден?».  Это позволит перенести центр  тяжести с отношений на проблему.

-Ориентируйтесь  на положительное, лучшее в  человеке, тогда Вы обязываете  его быть лучше.

- Предложите  собеседнику встать на Ваше  место. Это снимет критический  настрой собеседника.

- Не  обвиняйте и не приписывайте  только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.

- независимо  от результатов разрешения противоречий  старайтесь не разрушать отношения.

    Подобные  кодексы не только являются обобщением содержания современной теории управления конфликтом, но и служат практическим руководством для регулирования поведения людей в конфликтной ситуации. Именно эта многообразная практика разрешения конфликтов препятствует догматизации сложившихся правил и норм, способствуя их дальнейшему совершенствованию и развитию. 
 

   ТЕСТ  САМОКОНТРОЛЯ 

   1. Конфликт - это 

   а) противоречие, воспринимаемое человеком  как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

   б) система мер, направленных на «смягчение»  организационных, профессиональных, психологических последствий инциндента.

    2. Структура конфликта включает  следующие основные компоненты:

    а) субъекты конфликта; предмет конфликта; конфликтные отношения; конфликтные  ситуации; конфликтные противоречия; причины конфликта.

    б) конфликтанты, предмет конфликта, мотивы, инцидент, поведение.

    3. Конфликт, может быть, управляем,  причем управляем таким образом,  что мы может усилить его  конструктивный выход, результат  и, напротив, уменьшить потенциальные  неблагоприятные последствия. Решающим фактором при этом становится:

    а) заинтересованность самих участников конфликтной ситуации и ее разрешении и в сохранении и продолжении  их отношений.

    б) выбор участниками конструктивных, эффективных стратегий поведения.

Ответы:

  1. а
  2. б
  3. а,б

 

ТРЕНИНГ: «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ».

ТЕСТ 1: «САМООЦЕНКА КОНФЛИКТНОСТИ»

      Оцените по семибальной шкале, насколько  в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл – что оно не проявляется никогда, 7 –  для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы. 
 
 
 

1.Рветесь  в спор   7 6 5 4 3 2 1 Уклоняетесь от спора
2. Свои выводы сопровождаете тоном. Не терпящим возражений   7 6 5 4 3 2 1 Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном
3.Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать   7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что  если будете возражать, то не добьетесь своего
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов   7 6 5 4 3 2 1 Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов
5. Спорные вопросы обсуждаете в  присутствии оппонента   7 6 5 4 3 2 1 Рассуждаете о  спорных проблемах в отсутствие оппонента
6. Не смущаетесь. Если попадаете  в напряженную обстановку   7 6 5 4 3 2 1 В напряженной  обстановке чувствуете себя неловко
7. Считаете. Что в споре надо проявлять свой характер   7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что  в споре не нужно демонстрировать свои эмоции
8. Не уступаете в спорах   7 6 5 4 3 2 1 Уступаете в спорах
9. Считаете, что люди легко выходят  из конфликта   7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что  люди с трудом выходят из конфликта
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя   7 6 5 4 3 2 1 Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины
 
 

50 – 60 баллов – выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это Вас не всегда любят, но многие уважают.

30 – 50 баллов  – конфликтность выражена слабо.  Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций. Но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.

15 – 30 баллов  – конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если даже Вам приходится вступать в спор, Вы всегда учитываете, как это может отразиться на Ваших взаимоотношениях с окружающими.

1 – 15 баллов  – для Вас свойственно избегать  конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете  отказаться от своих интересов,  но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих? 

УПРАЖНЕНИЕ  №1: «СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ  В КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ» 

Изучите предложенную конфликтную ситуацию и предложите, как можно действовать в этих условиях.

Ситуация.

В темном переулке на Вас напал грабитель, который требует отдать ему все деньги.

Возможные сценарии действий.

  1. Противоборство – оказать физическое сопротивление.
  2. Сотрудничество – пытаться «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные деньги потом разделить.
  3. Компромисс – договориться с грабителем. Что он берет только часть имеющихся денег и вещей в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в милицию.
  4. Избегание – попытаться убежать.
  5. Уступка – безропотно отдать всю имеющуюся наличность.

  УПРАЖНЕНИЕ №2: «СТИЛИ  ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ»

    В списке реакций , часто встречающихся в конфликтах, найдите свойственные лично вам и подчеркните их.

    Спор, вызов, обвинение, месть, словесные атаки, неистовство (Противоборство)

    Желание спрятаться, уклонение, отсрочка, юмор, пренебрежение, притворное согласие ( Избегание)

    Беседа, переговоры, голосование, плодотворная мысль, объединение, обращение за помощью, перенос спора в суд ( Сотрудничество, компромисс)

УПРАЖНЕНИЕ  №3: «ОСОЗНАНИЕ ЧУВСТВ»

 

      Подчеркните характерные для Вас чувства  и эмоциональные состояния, которые Вы испытываете в конфликте. Если список эмоций и чувств недостаточен, расширьте его).  

Гнев            Зависть              Возбуждение                Разочарование

Горечь       Угроза                Ошарашенность           Унижение

Тревога       Отвращение      Беспомощность            Подозрительность

Хандра        Напряжение      Враждебность               Опустошенность

Ужас            Бессилие           Напуганность                Нетерпение

Дрожь          Сомнения          Раздражение                 Подавленность

Страх           Одиночество     Отрешенность              Заброшенность

Шок             Ненависть          Незащищенность         Обескураженность

Стыд            Огорчение          Разгоряченность          Бессмысленность

Горе             Зажатость           Переполнение

Обида          Стеснение           Опасения

Тяжесть       Ревность             Задерганность

Ярость         Разбитость          Расстройство

Вина             Агрессия            Неуверенность

Если составленный Вами список оказался длинным, Вы находитесь в состоянии стресса.

ТЕСТ 2: « КОНФЛИКТНАЯ  ЛИЧНОСТЬ»

Цель: Проанализировать насколько Вы конфликтны.

Выберите один из трех предложенных вариантов ответов.

  1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете?

а) избегаете  вмешиваться в ссору

б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав

в) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку  зрения

  1. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

а) нет

б) да, но в зависимости  от вашего личного отношения к  нему

в) всегда критикуете за ошибки

  1. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

а) если другие поддержат, то да

б) боитесь, что  за критику вас могут лишить премиальных

в) вы будете отставать  свой план

  1. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры  не портят ваши отношения

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам

в) вы спорите  со всеми и по любому поводу

  1. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

а) считая, что  и вы не хуже него, пытаетесь обойти очередь 

б) возмущаетесь, но про себя

в) открыто высказываете свое негодование

  1. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

а) выскажитесь  и о положительных, и об отрицательных  сторонах этого проекта

б) выделите положительные  стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее

в) станете критиковать  ее – чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки

  1. Представьте, ваша свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности. Сама же то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:

а) что одобряете  покупку, если она доставила ей удовольствие

б) говорите, что  эта вещь безвкусна

в) постоянно  ругаетесь и ссоритесь с ней  из-за этого

  1. Вы встретили детей, которые курят. Как вы реагируете:

а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных детей?»

б) делаете им замечание

в) если бы это  было в общественном месте, вы бы их отчитали

  1. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

Информация о работе Конфликты в организации