Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:19, лекция
Цель: Изучить теоретические основы конфликта. Проанализировать стили конфликтного поведения, определить степень собственной конфликтности, освоить навыки управления конфликтами. Изучить проблему стресса, выявить источники стресса и научиться управлять им. Освоить методы релаксации.
1. Теоретические основы возникновения и развития трудовых конфликтов.
2. Модели конфликта.
3. Виды конфликтов в организации.
4. Стратегии управления трудовыми конфликтами.
5. Тренинг «Управление конфликтами».
6. Стресс на рабочем месте.
7. Тренинг «Управление стрессом».
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССОМ
(4
часа)
Цель: Изучить
теоретические основы конфликта. Проанализировать
стили конфликтного поведения, определить
степень собственной конфликтности, освоить
навыки управления конфликтами. Изучить
проблему стресса, выявить источники стресса
и научиться управлять им. Освоить методы
релаксации.
План:
1. Теоретические основы возникновения и развития трудовых конфликтов.
2. Модели конфликта.
3. Виды конфликтов в организации.
4. Стратегии
управления трудовыми
5. Тренинг «Управление конфликтами».
6. Стресс на рабочем месте.
7. Тренинг
«Управление стрессом».
Введение
Современная
точка зрения на трудовые конфликты
состоит в том, что некоторые
из них не только допустимы, но и
желательны, поскольку дают информацию
о проблемах организации, позволяют выявить
скрытые от глаз процессы, противоречия
и т. д., то есть имеют некую диагностическую
функцию. Конструктивные конфликты (несущие
в себе созидательное начало) ведут к перестройке
существующих и формированию новых социальных
институтов и механизмов, способствуют
повышению активности и мотивации
к работе, росту квалификации, стимулируют
любознательность, появление новых идей
и альтернатив развития организации, рост
способности к изменениям, повышение качества
принимаемых решений. Все это облегчает
процесс управления, повышает его эффективность,
а поэтому часто в зависимости от ситуации
возникающие конфликты лучше не подавлять,
а регулировать.
Вопрос 1. Теоретические основы возникновения и развития трудовых конфликтов
Конфликт – органическая составляющая жизни общества и организации. Явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Термин «конфликт» произошел от латинского слова conflictus, что означает «столкновение, серьезное разногласие, спор». В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.
Конфликт - сложное явление, поэтому существует множество его определений:
Существует три основных подхода к функциональности конфликтов:
1) Традиционный подход - все конфликты являются вредными и должны быть ликвидированы;
2) Подход с точки зрения теории человеческих отношений - конфликт является естественным и неизбежным результатом в деятельности любой группы;
3) Подход с точки зрения взаимодействия - конфликт имеет для группы не только позитивное значение, но и является абсолютно необходимым для эффективного решения задач.
Итак,
конфликт - это нормальное проявление
социальных связей и отношений между людьми,
способ взаимодействия при столкновении
несовместимых взглядов, позиций и интересов,
противоборство взаимосвязанных, но преследующих
свои цели двух или более сторон.
Необходимо различать функции, последствия и результаты конфликта, которые могут быть как позитивными, так и негативными. Некоторые функции и их последствия представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Функциональная
направленность конфликтов
в организации
Функции конфликта | Направленность и последствия конфликтов | |
Позитивные | Негативные | |
Интеграция
персонала |
Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов | Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявление недобросовестного отношения к делу и стремление к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии |
Активизация социальных связей | Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства | Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству |
Сигнализация об очагах социальной напряженности | Выявление нерешенных
проблем и стимулирование работы;
обнаружение недостатков в условиях и
охране труда; реализация
потребностей, интересов и ценностей коллектива |
Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом |
Инновация, содействие творческой инициативе | Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям | Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений |
Трансформация (преобразование) деловых отношений | Создание здорового социально- психологического климата, утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия | Ухудшение морально-психологической атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношений и партнерского сотрудничества |
Информирование о положении в организации и в ее подразделениях | Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение «общего языка» | Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества? преграды диалогу, обмену мнениями |
Диагностирование и профилактика противостояний | Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях | Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур |
Рассмотрим причины возникновения конфликта
Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и предопределяют характер протекания, методы урегулирования.
Причины конфликта - это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. На рис. 1 показано место причины конфликта в его возникновении и развитии.
Рис. 1. Последовательность, взаимодействие и взаимообусловленность событий при возникновении конфликта
Данный рисунок следует читать от периферии к центру. Из него видно, что деятельность субъектов социального взаимодействия порождает причины конфликта при определенных условиях, и в результате действия конкретных факторов причины проявляются и создается конфликтная ситуация, при которой отношения между противоборствующими сторонами накаляются до такой степени, что достаточно повода («зажечь спичку»), чтобы возник конфликт.
В. Линкольн выделил следующие причины конфликтов:
1. Информационные причины – связаны с непреемлемостью информации для одной из сторон. Например:
- неполные и неточные факты;
- слухи и дезинформация;
-
преждевременная информация
- спорное толкование вопросов законодательства, правил и т.д.
2. Поведенческие причины – характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон.
- стремление к превосходству;
- проявление агрессивности;
- проявление эгоизма;
- непредсказуемость поведения и др.
3. Причины отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами.
-
разный вклад сторон в
-
совместимость личных и
-
различия в образовательном
-
уровень доверия и
- история отношений (негативный осадок от прошлых конфликтов).
4. Ценностные причины – провозглашенные принципы, которым придерживаются стороны и которыми пренебрегают.
- личные системы верований и поведения (предрассудки, приоритеты);
- групповые традиции, ценности, нормы;
- религиозные, культурные, политические ценности.
5. Структурные причины – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, которые трудно или невозможно изменить.
- закон;
- возраст;
- фиксированные даты;
- доступность техники и других средств.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях.
Конфликтная
ситуация - это накопившиеся противоречия,
связанные с деятельностью субъектов
социального взаимодействия, оголяющие
причины конфликтного противостояния
и требующие его разрешения.
Следует выделять организационный конфликт как конфликт, происходящий в рамках организации и вызванный специфическими ее свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями.
Такое выделение необходимо, так как в конфликте «на территории» организации:
Организационные конфликты обычно возникают и протекают в пределах определенной структуры - рабочей группы, сектора, цеха, отдела, предприятия (фирмы) в целом. Они порождаются главным образом изменениями экономического положения в условиях рыночной конъюнктуры, неэффективностью форм специализации и кооперации производства, рассогласованностью разных по уровню и статусу звеньев управления, дисбалансом рабочих мест, нарушениями установленного в организации внутреннего распорядка. К этому ведут сами условия хозяйствования, труднодостижимая синхронность функционирования и обязательного взаимодействия различных частей организации, ограниченность ресурсов и необходимость их распределения.
Помимо этих параметров, для описания конфликта существенной является такая его характеристика, как острота, которая проявляется в жесткости противостояния сторон.
Острота конфликта зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить наиболее существенные. К ним относится прежде всего уже упоминавшийся характер проблем, затронутых конфликтом. Любой конфликт имеет в своей основе существенные для людей проблемы, но степень их значимости может быть различной. Чем более значимы для человека проблемы, затронутые конфликтом, тем менее он склонен к уступкам и компромиссам.
Далее, важную роль играет степень эмоциональной вовлеченности человека в конфликт. Она, в свою очередь, зависит от значимости затронутых проблем, но определяется и личностными особенностями участников конфликта, а также историей их отношений. Настроенность на борьбу, на победу в конфликтном противостоянии может быть следствием индивидуальной склонности человека к доминированию, к конкурентным отношениям, к соперничеству; в повседневном организационном поведении, сталкиваясь иногда с подобными проявлениями, мы называем таких людей конфликтными за их склонность к борьбе. На поведение человека в конфликте может повлиять и опыт его прежних отношений с противостоящим ему участником конфликтной ситуации.
Остроту конфликта можно уменьшить и тем самым облегчить процесс его разрешения, если удается снизить значимость затронутых в конфликте проблем (например, за счет создания альтернатив или компромиссных вариантов); снизить или по возможности исключить эмоциональный накал обсуждения проблемы и держаться в рамках реалистического подхода к решению проблемы, не допуская перехода конфликта в нереалистический план.
Таким
образом, конфликт помогает отдельному
рабочему коллективу и организации в целом
быть в русле происходящих событий, он
позволяет определить, что нужно для развития
и усовершенствования всех сфер деятельности
организации. Умение управлять конфликтом
может стать решающим для выживания коллектива
в целом.
Вопрос 2. Модели конфликта
Структурная модель конфликта
Структура конфликта включает следующие основные компоненты: