Автор: a*************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 07:27, курсовая работа
Со словом конфликты у нас, в основном, связаны негативные ассоциации. Если спросить у какого-либо человека, чем характеризуется конфликт, то спонтанно он назовет, в первую очередь, такие аспекты как гнев, возбуждение, стресс, спор, ярость, нагрузка, потеря времени. Во-первых, конфликт связан с опасениями, что ухудшится сотрудничество и эффективность работы, а также с тем, что конфликт может усилиться и выйти из-под контроля. Во-вторых, многие люди имеют потребность в гармонии - для них лучше избегать конфликтов, как в профессиональной, так и в личной сфере, чем активно участвовать в них.
Введение………………………………………………………………………2 - 3
Глава 1: Природа конфликтов……………………………………………….4 - 24
§1.1.Понятие конфликта……………………………………………………..4 - 6
§1.2.Типология и виды конфликта………………………………………….7 - 17
§1.3.Причины конфликта………………………………………………… 18 - 24
Глава 2: Предупреждение и последствия конфликта………………….. 25 - 31
§2.1.Предупреждение конфликта………………………………………….25 - 26
§2.2.Последствия конфликта……………………………………………….27 - 31
Глава 3: Управление конфликтами………………………………………...32 - 51
§3.1.Методы разрешения конфликта………………………………………32 - 37
§3.2.Линия поведения руководителя (менеджера) в конфликте………38 - 41
§3.3.Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации……..42 - 51
Заключение………………………………………………………………….52 - 53
Список литературы…………………………………………………………54 - 55
Приложение №1………………………………………………………………….56
Приложение №2………………………………………………………………….57
Приложение №3………………………………………………………………….58
Приложение №4………………………………………………………………….59
Приложение №5………………………………………………………………….60
Приложение №6………………………………………………………………….61
В
системе «равный-равный»
1) Распределение задач и ответственности. Очень характерны пререкания подразделений, так как стороны склонны избегать ответственности за задания, которые требуют много времени и сил. Характерно стремление переложить ответственность на других;
2) Разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру, производство требует времени, а сбыт – быстрой поставки;
3) Зависимость от общих служб и ресурсов. Возникает тенденция создавать «дубликаты» - свои собственные службы, к примеру, могут иметь свою бухгалтерию и самостоятельно осуществлять подбор персонала;
4) Различия в престижности работы. Внутри фирмы одни отделы более одобряются, другие – менее. Например, в привилегированном положении могут оказаться брокеры в финансовой компании или сотрудники отдела продаж, которые «для всех» зарабатывают деньги.
Как можно изменить систему «равный - равный», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1) Изменение отношений:
2) Улучшение координации задач:
3) Структурирование общения и переговоров:
4) Улучшение межличностных отношений:
Вертикальные конфликты ( «высший против низшего» ).
Как правило, вертикальный конфликт ( «высший против низшего» ) возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие «способы» воздействия на руководство: утаивать от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют «круговую поруку», создают видимость бурной работы или подчеркивают свою независимость.
Как можно изменить систему «высший - низший», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1) Руководитель должен использовать разные стили лидерства;
2) Замена личной власти обезличенной через введение организационного порядка, правил и процедур в отношении персонала;
3)
Личная власть может быть подменена корпоративной
культурой.
Вертикальные конфликты ( «высший против среднего и низшего» ).
«Средний» (мастер, начальник отдела, иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает в роли буфера. «Высший» приказывает, а «низший» сопротивляется. Это двусмысленное положение «среднего» между двух огней – основная причина стресса и благодатная почва для конфликтов.
Как можно изменить систему «высший – средний - низший», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
Следует установить более открытую коммуникацию между всеми:
1) более четко определить задачи и распределить полномочия;
2) обсуждать расхождение во мнениях;
3) соблюдать дистанцию в системе «средний - низший».
Нетрудно
заметить, что конфликты по уровням
словно «заставляют» руководителей и
менеджеров по персоналу постоянно совершенствовать
систему управления организацией, заниматься
корпоративной культурой, организационной
структурой и персоналом. А это не что
иное, как развитие организации.
§1.3. Причины конфликта.
Среди множества научных работ по теме конфликтов выделяются специфические группы причин. К ним относятся:
1) существенные различия участников относительно целей, отношений, ценностей или норм;
2) личностные особенности;
3) недостаток коммуникации и различная информированность;
4) давление обстоятельств;
5) структура организации.
В основе конфликтов не всегда может быть только одна из этих причин – в «чистом виде» они проявляются редко (Приложение №1). Более того, в конфликте следует искать несколько причин, подтверждающих друг друга. Анализ ситуации в этом случае помогает лучшему пониманию конфликтов и выбору соответствующих стратегий их решения.
Следует
выделить потенциал
конфликта и готовность к нему как величины,
влияющие на возникновение конфликтов.
Потенциал конфликта связан с условиями,
в которых скрыты противоречия (например,
противоречия в интересах), такие как определенные
структуры организации или различия в
типах личности. Готовность к конфликту
касается отдельного человека, во-первых,
его способности решать конфликты и двусмысленности,
и, во-вторых, готовность быть действительно
активным в конфликтных ситуациях.
1. Основополагающие различия в целях, отношения, ценностях или нормах.
Конфликты целей возникают – частично обусловленные структурой – в отношениях между отделами горизонтальной и вертикальной структуры или между различными специализированными отделами:
Различные специализированные отделы имеют частично отличающиеся друг от друга цели и задачи, отдел по исследованиям и разработкам хочет и должен вводить новации, производственный отдел – производить новый продукт без погрешностей, отдел сбыта – максимально много продавать и для этого ему необходимы, например, преимущество во времени или цене по отношению к конкурентам, в то время как руководство думает о высоких показателях разницы между намечаемой выручкой и переменными издержками и долгосрочным обеспечением предприятия.
Это
привело к концепции так
1) имеют приблизительно равные властные полномочия (для реализации интересов своего отдела);
2) действуют рационально;
3) ведут себя в рамках определенных правил игры («честно»), чтобы не навредить сопернику и тем самым, в конечном счете, организации.
Однако такие расхождения в целях следует ожидать не только из-за имеющихся структур, функций и иерархии. Часто люди в организациях преследуют ведомственные или собственные интересы (такие как достижение власти, влияния или статуса), для того чтобы иметь успех в организации, не обращая внимания – абсолютно осознанно – на успех предприятия в целом. Чем больше высшее руководство подчеркивает результаты производительности отдельного человека или отдела, тем скорее может возникнуть конфликт.
Более
того, конфликты целей могут
Фактор возраста также играет свою роль, так как «статус увеличивается с возрастом, в то время как многие способности уменьшаются», так что «молодые академики пилят иерархов, поседевших в почестях на своих кафедрах». К тому же меняются ценности: именно молодыми людьми работа рассматривается менее как обязанность, а больше как возможность обеспечения пропитания и как шанс для самореализации. Именно наблюдаемая смена ценностей часто ведет к меньшей идентификации с предприятием, если воспринимается несоответствие – проблемы в идентификации – между переживаемыми фактическими целями в организации и желаемыми. Особенно велик этот пробел как у настоящих, так и у будущих руководителей (студентов) по таким аспектам:
Анализ, показанный в приложении, касается исключительно старых федеративных земель. При этом респонденты должны были указать свое мнение относительно того, каковы три самых главных цели, которые преследуют крупные организации (= фактические цели) и какие три цели – должны быть самыми важными (= цели, которые должны быть).
Большинство респондентов считают, что коммерческие организации, прежде всего, стремятся к экономическому росту, увеличению прибыли и техническому прогрессу (фактические цели). Высказывания студентов отличаются только по степени выраженности. Если же мы рассмотрим цели, которые должны быть у организации, то как для студентов, так и для руководителей важными являются активное участие в охране окружающей среды, а также обеспечение рабочих мест, однако затем обнаруживаются значительные расхождения: у руководителей затем следуют экономический рост и технический прогресс, а у студентов – продвижение человека и вклад в поддержание стран третьего мира.
Если можно объяснить расхождение между фактическими целями и целями, которые должны быть, для студентов еще отсутствием профессиональной практики, неправильной оценкой экономической ситуации, идеализмом и т.п., то вот высказывания руководителей заставляют задуматься. Сама группа, которая в значительной степени должна участвовать в построении и реализации стратегии предприятия, может только частично идентифицировать себя с представляемыми целями. Положительным моментом здесь мы усматриваем возможность изменения в пользу нового этического подхода, отрицательным же моментом, именно для руководителей, является малоудовлетворительная ситуация, когда они представляют стратегию извне, которую они не поддерживают.
Подобное
соотношение наблюдается в
2. Личностные переменные.
Во
всех опросах по возникновению конфликта
всегда называются также личностные особенности:
Рюттингер и Зауер рассматривают индивидуальные
реакции на зависимость и фрустрацию как
«условия, способствующие конфликту».
Они исходят из того, «что острота некоторых
конфликтов не до конца понятна, если рассматривать
только вопрос спора, предмет столкновения
и данную ситуацию» и предполагают «с
трудом регистрируемые, не анализируемые
отношения и мотивацию». Куртц считает,
что «чем недоверчивей люди, тем чаще они
демонстрируют конфликтное поведение».
Эссер говорит о «накопляемой агрессивности».
К тому же называют эмоциональное напряжение,
сложный характер, несдержанность, недостаточную
мотивацию (достижения).
Информация о работе Конфликтные ситуации между персоналом в организации