Конфликтные ситуации между персоналом в организации

Автор: a*************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Со словом конфликты у нас, в основном, связаны негативные ассоциации. Если спросить у какого-либо человека, чем характеризуется конфликт, то спонтанно он назовет, в первую очередь, такие аспекты как гнев, возбуждение, стресс, спор, ярость, нагрузка, потеря времени. Во-первых, конфликт связан с опасениями, что ухудшится сотрудничество и эффективность работы, а также с тем, что конфликт может усилиться и выйти из-под контроля. Во-вторых, многие люди имеют потребность в гармонии - для них лучше избегать конфликтов, как в профессиональной, так и в личной сфере, чем активно участвовать в них.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2 - 3

Глава 1: Природа конфликтов……………………………………………….4 - 24

§1.1.Понятие конфликта……………………………………………………..4 - 6

§1.2.Типология и виды конфликта………………………………………….7 - 17

§1.3.Причины конфликта………………………………………………… 18 - 24

Глава 2: Предупреждение и последствия конфликта………………….. 25 - 31

§2.1.Предупреждение конфликта………………………………………….25 - 26

§2.2.Последствия конфликта……………………………………………….27 - 31

Глава 3: Управление конфликтами………………………………………...32 - 51

§3.1.Методы разрешения конфликта………………………………………32 - 37

§3.2.Линия поведения руководителя (менеджера) в конфликте………38 - 41

§3.3.Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации……..42 - 51

Заключение………………………………………………………………….52 - 53

Список литературы…………………………………………………………54 - 55

Приложение №1………………………………………………………………….56

Приложение №2………………………………………………………………….57

Приложение №3………………………………………………………………….58

Приложение №4………………………………………………………………….59

Приложение №5………………………………………………………………….60

Приложение №6………………………………………………………………….61

Работа содержит 1 файл

КОНФЛИКТЫ.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

    Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, мы должны понимать, что в «чистом  виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда – результат  воздействия на личность социальной среды.

    В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:

    1) конфликты, возникающие как результат  перехода объективных противоречий  во внутренний мир (моральные  конфликты, адаптационные);

    2) конфликты, возникающие из противоречий  внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.

    В основе внутриличностного конфликта  лежит переживание. Что это такое? Переживание – форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.

    Внутриличностные  конфликты, связанные с работой  в организации, могут принимать  различные формы. Одна из наиболее распространенных форм – это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.

    Внутриличностный  конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными  потребностями или ценностями.

    Внутриличностный  конфликт может также являться ответом  на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.

    Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

    Конструктивным  является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.

    Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.

    Одним из серьезных последствий внутриличностного  конфликта является суицид.

    К социальным конфликтам можно отнести  межличностные конфликты.

    Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным.

    Отличительные особенности межличностного конфликта:

    1) противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;

    2) проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;

    3) межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;

    4) отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;

    5) затрагивают интересы окружения.

    В организациях данный тип конфликта  проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственная его причина  – несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

    Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой. В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов: «личность-группа» и «группа- группа».

    Производственные  группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать больше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

    Между отдельной личностью и группой  может возникнуть конфликт, если эта  личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

    Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

    Первая  особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновений личностных и групповых мотивов. Группа обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группу, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.

    Вторая  особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:

  1. Позиция – официальное, определяемое должностью положение;

    2) Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения);

    3) Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса;

    4) Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности;

    5) Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

    Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны:

  • с нарушением ролевых ожиданий;
  • с неадекватностью внутренней установки статусу личности;
  • с нарушением групповых норм.

    Третья  особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.

    Конфликты типа «группа-группа» называют еще  межгрупповыми.

    Межгрупповые  конфликты.

    Организации состоят из множества групп, как  формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

    Неформальные  организации, которые считают, что  руководитель относится к ним  несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним  снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

    К сожалению, частым примером межгруппового  конфликта служат разногласия между  линейным и штабным персоналом. Штабной  персонал обычно более молодой и  образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано  с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это – яркие примеры дисфункционального конфликта.

    Часто из-за различия целей начинают конфликтовать  друг с другом функциональные группы внутри организации.

    Противоборствующие  стороны – группы (малые, средние  и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов. Происхождение объясняется враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».

    Межгрупповой  конфликт имеет некоторую специфику.

    Образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

    1) Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих               групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они»;

    2) Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше;

   3) Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами, а соответственно негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами;

    4) Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который, с одной стороны, обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой – заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых сотрудников, в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.

    К межгрупповым конфликтам относятся  трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.

    Причины трудового конфликта:

  • неудовлетворительные условия труда;
  • система распределения ресурсов;
  • выполнение договоренностей.

    Формы трудового конфликта:

      • забастовка;
      • демонстрация;
      • обращение к общественности через СМИ;
      • пикеты и т.д.

    Условия межэтнических конфликтов:

  • заниженный или завышенный уровень национального самосознания;
    • наличие в обществе «критической массы» проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия;
    • наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

    Особенность внутриполитического конфликта – борьба того или иного слоя общества за свой политический интерес. Среди внутриполитических конфликтов выделяют классовые конфликты, конфликты между политическими партиями, конфликты между политическими группировками.

    Горизонтальные  конфликты.

    Первым  в классификации по уровням идет горизонтальный конфликт: «равный против равного». Типичные горизонтальные конфликты – конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта – «выиграть - проиграть». Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.

Информация о работе Конфликтные ситуации между персоналом в организации