Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:19, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование управленческих концепций современного менеджмента и исследование принципов менеджмента по А. Файолю.
В соответствии с данными целями в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Дать и раскрыть определение «менеджмент»;
Раскрыть современные концепции менеджмента;
Изучить принципы менеджмента;
Охарактеризовать подходы к управлению различных школ;
Введение ……………………………………………………… 3 - 5
Концепции менеджмента ………………………………… 6 - 7
Управленческие концепции современного
менеджмента ………………………………………………. 8 - 11
Принципы менеджмента …………………………………..12 - 13
Принципы Анри Файоля ……………………………… 14 - 15
Подходы к управлению различных школ ……………….. 16 - 19
Заключение ………………………………………………… 20
Список используемой литературы ……………………….. 21
Концепция маркетинга отношений самая последняя концепция маркетинга на ряду с концепцией социально-этичного маркетинга. Суть концепции сводиться к построению долгсрочных взаимоотношений между компанией и потребителем. Формированию лояльности со стороны потребителя. Инструментами в такой деятельности могут выступает :
При решении управленческих задач менеджмент руководствуется рядом принципов, под которыми обычно понимают руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления.
Важнейшими принципами организации управления являются:
• принцип целевой совместимости и сосредоточения. Он заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи;
• организации производства и реализации той продукции, которая в данное время необходима потребителю;
•
принцип непрерывности и
• принцип планомерности, пропорциональности и динамизма – нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных, стратегических задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;
• принцип распределения функций управления – основан на методах и правилах общественного разделения труда, по которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующего требования: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;
• принцип научной обоснованности управления – исходит из того, что средства и методы управления должны быть научно обоснованы и проверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой и др. с использованием новейшей техники и математических методов;
• принцип эффективности управления – предполагает рациональное и эффективное использование ресурсов, выпуск конкурентоспособной продукции;
• принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов – определяется общественным характером производства;
• принцип контроля и проверки исполнения принятых решений – предполагает разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий.
Разработка
научно обоснованных принципов управления
принадлежит Анри Файолю. Несмотря
на прошедшие с того времени около
ста лет, разработанные Файолем
принципы сохраняют свою актуальность
и поныне.5
• разделение труда или специализация – является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях;
• полномочия и ответственность – право отдавать приказы и обязанность нести ответственность за их реализацию должны находиться в соответствии друг с другом – где предоставляются полномочия, там непременно возникает ответственность;
• дисциплина – предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашения между фирмой и ее сотрудниками;
• единоначалие – работник должен выполнять приказ только одного человека;
• единство направления – каждая группа работников, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь единого руководителя;
• подчиненность личных интересов общим – интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба;
• вознаграждение персонала – чтобы обеспечить верность и поддержку персонала, они должны получать достойное вознаграждение за свою работу;
•
централизация – как и
• скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение до руководителя низового звена;
• порядок – должно быть место для всего и все на своем месте;
• справедливость – сочетание доброты и правосудия;
• стабильность рабочего места для персонала – служащий должен знать, что на завтра у него есть рабочее место, а соответственно и заработок;
•
инициатива – означает разработку
плана и обеспечение его
• корпоративный дух – любая команда должна работать вместе. Каждый должен вносить столько, сколько он может.
Принципы
Файоля направлены на улучшение взаимоотношений
управляющего персонала и работников.
Практика показывает, что наличие взаимопонимания
и стабильность коллектива всегда положительно
сказывается на производительности труда,
а наличие корпоративного духа и выплата
достойного вознаграждения персоналу
предотвращают промышленный шпионаж,
приносящий гораздо большие убытки, чем
затраты на обеспечение лояльности персонала.
Все это способствует гармоничному развитию
предприятия и максимальной эффективности
его работы.6
В первой половине XX века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырёх этих школ так же, как и четырёх подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления.
Школа научного управления (1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.
Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения.
Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
Административная или классическая школа рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль(Fayol H.), с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.
Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.
Школа человеческих отношений - это научное направление в теории управления возникло после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих результатах, был сделан вывод о том, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе.
Основными авторами концепции "человеческих отношений" были австралийско-американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 - 1949) и американка Мери Фоллетт (1868 - 1933).
Школа науки управления, или количественный подход. Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Такой подход получил название "Исследование операций".
После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет более объективно сравнивать и описать каждую переменную и отношения между ними. Главной характеристикой науки управления считается замена словесных рассуждений и описательного анализа количественными значениями.
Исследование операций зародилось в начале второй мировой войны для решения задач эффективного использования военных ресурсов. В послевоенный период методы исследования операций стали применяться для решения аналогичных задач в промышленности и бизнесе. Появление компьютеров позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, приближая их к реальной ситуации и получать более точные решения.
Для данной школы характерны также следующие черты:
• использование
научного анализа для определения
лучшего способа решения
• целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;
• равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;
• обеспечение работников ресурсами;
• применение материального стимулирования;
• сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.