Концепция и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование управленческих концепций современного менеджмента и исследование принципов менеджмента по А. Файолю.
В соответствии с данными целями в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Дать и раскрыть определение «менеджмент»;
Раскрыть современные концепции менеджмента;
Изучить принципы менеджмента;
Охарактеризовать подходы к управлению различных школ;

Содержание

Введение ……………………………………………………… 3 - 5
Концепции менеджмента ………………………………… 6 - 7
Управленческие концепции современного
менеджмента ………………………………………………. 8 - 11
Принципы менеджмента …………………………………..12 - 13
Принципы Анри Файоля ……………………………… 14 - 15
Подходы к управлению различных школ ……………….. 16 - 19
Заключение ………………………………………………… 20
Список используемой литературы ……………………….. 21

Работа содержит 1 файл

Менеджмент Бойцова.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
 
 

 

     

     Содержание:

     Введение ……………………………………………………… 3 - 5

  1. Концепции менеджмента ………………………………… 6 - 7
    1. Управленческие концепции современного

         менеджмента ………………………………………………. 8 - 11

  1. Принципы менеджмента …………………………………..12 - 13
    1. Принципы Анри Файоля ……………………………… 14 - 15
  2. Подходы к управлению различных школ ……………….. 16 - 19
  3. Заключение ………………………………………………… 20
  4. Список используемой литературы ……………………….. 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Менеджмент  — это область знаний и профессиональной деятельности, которые направлены на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.1

     Следует различать понятия управление, менеджмент и руководство.

     Менеджмент  и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что отражено в таблице, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

     Такое совпадение не случайно, так как  его основу составляют объективные  процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого, термины «менеджмент» и «управление» используются как тождественные.

Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придания определенной направленности их деятельности для получения желаемых результатов.

     Управление  ставит своей непосредственной задачей  внесение необходимой упорядоченности  в процесс организации совместной деятельности людей для достижения согласованных и координированных действий.

     Термин "менеджмент" применяется, к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в  рыночных условиях, к управлению деятельностью, направленной на получение прибыли. В последнее время его стали применять в отношении государственных и других непредпринимательских организаций.

     Основная  цель менеджмента состоит в обеспечении  согласованного и эффективного функционирования всех внутренних и внешних элементов  организации.

     Менеджмент  – это управление в условиях рыночной экономики, которое означает:

  • ориентацию на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства;
  • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности;
  • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных оптимальных решений.

     Главной целью менеджмента является обеспечение  прибыльности деятельности предприятия, которая обеспечивается рациональной организацией производственного процесса, управлением производства, развитием технико-технологической базы, эффективным использованием кадров, повышением квалификации, творческой активности и лояльности.

     Прибыльность  свидетельствует об эффективности  производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации  затрат и максимизации доходов от выпуска и реализации продукции  и услуг или их оптимальному сочетанию.

     Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервов и предоставление менеджерам свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для быстрого реагирования и адаптации к изменениям.2

     Актуальность  темы состоит в том, чтобы при  изучение подходов и концепций менеджмента - обеспечить рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке, достичь поставленных целей, которые перед собой ставит предприятие, достичь максимальной прибыли.

     Основной  целью курсовой работы является исследование управленческих концепций современного менеджмента и исследование принципов  менеджмента по А. Файолю.

      В соответствии с данными целями в  курсовой работе были поставлены следующие задачи:

    • Дать и раскрыть определение «менеджмент»;
    • Раскрыть современные концепции менеджмента;
    • Изучить принципы менеджмента;
    • Охарактеризовать подходы к управлению различных школ;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Концепции менеджмента
 

     При анализе социально-экономической природы труда в сфере управления, необходимо иметь в виду специфические особенности этого вида трудовой деятельности:

     •  результаты труда работников аппарата управления не поддаются прямому измерению ни в днях/часах, ни в количестве выпускаемой продукции. Они выражаются в экономических показателях руководимого подразделения;

     •  в сфере управленческой деятельности предметом труда выступают не материально-предметные элементы производства, а люди и производимая ими информация;

     •  работа в сфере управления предъявляет к работникам повышенные квалификационные требования.

     Концепции имеют три подхода: процессный, системный  и ситуационный.

     В менеджменте особое место занимают основные подходы к изучению отдельных  проблем и менеджмента в целом, а также к исследованию возможности использования достижений теоретического менеджмента на практике. В этой связи выделяются системный, процессный, ситуационный подходы:

  1. Процессный подход. Управление рассматривается, как процесс, который состоит из серии взаимосвязанных действий, которые называются функциями управления. Таким образом, с точки зрения управления процессный подход — это общая сумма всех тесно взаимосвязанных и зависимых друг от друга функций управления.

     Разработку  этой концепции приписывают Анри Файолю (Франция).

     По  его мнению, базовых функций пять: постановка целей,

     планирование, организация, распоряжение, координация  и контроль.

  1. Системный подход. Основывается на теории систем в управлении (системы приняты в точных науках и технике). Суть системного подхода состоит в разложении сложных объектов управления на простые, которые, в свою очередь, также рассматриваются как системы. Эти части сложных систем называются подсистемами, внутри которых создаются структурные подразделения для нужд управления (отделы, секторы, участки и т.д.).
  2. Ситуационный подход. Под ситуацией понимают конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное время. Любая организация должна иметь структуру, однако строение этой структуры зависит от ситуации и может включать в себя различные части различных систем управления. Практическое применение ситуационного подхода основывается на том, что менеджер должен владеть эффективными методами профессионального управления, правильно понимать и интерпретировать обстановку (ситуацию), обеспечивать достижение цели наиболее эффективными методами.

   Рассмотренные концепции современного менеджера  свидетельствуют о том, что на современном этапе в теории менеджмента отобрано рациональное, что было достигнуто во всех предыдущих фазах ее развития.3 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Управленческие  концепции современного менеджмента
 

     Существует  пять основных подходов, на основе которых  коммерческие организации осуществляют управление своей маркетинговой  деятельностью: концепция совершенствования  производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции формировались в различные периоды развития рыночной экономики. Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.

     Концепция совершенствования  производства (the production concept) исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

     Применение  концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая — когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая — когда себестоимость товара слишком велика и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности (но при этом часть продукции, которая будет находиться на складах в силу того, что себестоимость продукции слишком высока и, следовательно, спрос на неё не высок, придётся продавать по сниженным ценам. Это может негативно сказаться на фирме занимающейся производством и/или продажей данного товара).

     Концепция совершенствования  товара (product concept) исходит из того, что потребители будут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

     Использование этой концепции может обеспечить фирме определённые преимущества только в краткосрочном плане, однако в целом концепция совершенствования товара приводит к «маркетинговой близорукости». Уделяя все внимание данному виду свой продукции, продавец может упустить из внимания нужды потребителей. Так, например, в США руководство железных дорог полагало, что потребителям нужны поезда, а не средство транспорта и не заметило угрозы со стороны авиалиний и автотранспорта. Изготовители логарифмических линеек считали, что инженерам нужны линейки, а не возможность производить расчёты, и упустили угрозу со стороны карманных калькуляторов.

     Концепция интенсификации коммерческих усилий (продаж) (selling concept) исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

     Руководствуясь  этой концепцией, разработаны различные  приёмы выявления потенциальных  потребителей и так называемой «жёсткой продажи» им товара, когда на покупателя активно воздействует, фактически вынуждая сделать покупку.

     Концепция маркетинга (marketing concept) исходит из того, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости.

     Сравнивая последние две концепции, можно  также отметить, что концепция интенсификации коммерческих усилий, или как ее еще называют «сбытовая концепция» характерна для российского рынка в целом, а маркетинговая концепция используется крайне редко, в частности при строительстве элитного жилья.

     Концепция социально-этичного маркетинга (societal marketing) исходит из того, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

     Эта концепция сформировалась сравнительно недавно, после того, как был сделан вывод о недостаточности концепции  чистого маркетинга с позиции  охраны окружающей среды, нехватки природных ресурсов и ряда других социально-этичных проблем. В конечном счете, концепция чистого маркетинга не рассматривает проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности трёх факторов: прибылей фирмы, покупательных потребностей и интересов общества.

     Концепция холистического (целостного) маркетинга основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. Холистический маркетинг признает, что в маркетинговом деле важно все и что зачастую бывает необходим расширенный, интегрированный подход. Холистический маркетинг включает в себя четыре компонента: маркетинг взаимоотношений, интегрированный маркетинг, внутренний маркетинг и социально ответственный маркетинг. Таким образом, холистический маркетинг — это подход, в котором делается попытка признать и сбалансировать различные компетенции и сложности маркетинговой деятельности.

Информация о работе Концепция и принципы менеджмента