Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:19, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование управленческих концепций современного менеджмента и исследование принципов менеджмента по А. Файолю.
В соответствии с данными целями в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Дать и раскрыть определение «менеджмент»;
Раскрыть современные концепции менеджмента;
Изучить принципы менеджмента;
Охарактеризовать подходы к управлению различных школ;
Введение ……………………………………………………… 3 - 5
Концепции менеджмента ………………………………… 6 - 7
Управленческие концепции современного
менеджмента ………………………………………………. 8 - 11
Принципы менеджмента …………………………………..12 - 13
Принципы Анри Файоля ……………………………… 14 - 15
Подходы к управлению различных школ ……………….. 16 - 19
Заключение ………………………………………………… 20
Список используемой литературы ……………………….. 21
Содержание:
Введение ……………………………………………………… 3 - 5
менеджмента ………………………………………………. 8 - 11
Введение
Менеджмент — это область знаний и профессиональной деятельности, которые направлены на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.1
Следует различать понятия управление, менеджмент и руководство.
Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что отражено в таблице, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.
Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого, термины «менеджмент» и «управление» используются как тождественные.
Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придания определенной направленности их деятельности для получения желаемых результатов.
Управление
ставит своей непосредственной задачей
внесение необходимой упорядоченности
в процесс организации
Термин "менеджмент" применяется, к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях, к управлению деятельностью, направленной на получение прибыли. В последнее время его стали применять в отношении государственных и других непредпринимательских организаций.
Основная
цель менеджмента состоит в
Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, которое означает:
Главной целью менеджмента является обеспечение прибыльности деятельности предприятия, которая обеспечивается рациональной организацией производственного процесса, управлением производства, развитием технико-технологической базы, эффективным использованием кадров, повышением квалификации, творческой активности и лояльности.
Прибыльность
свидетельствует об эффективности
производственно-сбытовой деятельности,
которая достигается путем
Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервов и предоставление менеджерам свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для быстрого реагирования и адаптации к изменениям.2
Актуальность темы состоит в том, чтобы при изучение подходов и концепций менеджмента - обеспечить рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке, достичь поставленных целей, которые перед собой ставит предприятие, достичь максимальной прибыли.
Основной целью курсовой работы является исследование управленческих концепций современного менеджмента и исследование принципов менеджмента по А. Файолю.
В соответствии с данными целями в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
При анализе социально-экономической природы труда в сфере управления, необходимо иметь в виду специфические особенности этого вида трудовой деятельности:
• результаты труда работников аппарата управления не поддаются прямому измерению ни в днях/часах, ни в количестве выпускаемой продукции. Они выражаются в экономических показателях руководимого подразделения;
• в сфере управленческой деятельности предметом труда выступают не материально-предметные элементы производства, а люди и производимая ими информация;
• работа в сфере управления предъявляет к работникам повышенные квалификационные требования.
Концепции имеют три подхода: процессный, системный и ситуационный.
В менеджменте особое место занимают основные подходы к изучению отдельных проблем и менеджмента в целом, а также к исследованию возможности использования достижений теоретического менеджмента на практике. В этой связи выделяются системный, процессный, ситуационный подходы:
Разработку этой концепции приписывают Анри Файолю (Франция).
По его мнению, базовых функций пять: постановка целей,
планирование, организация, распоряжение, координация и контроль.
Рассмотренные
концепции современного менеджера
свидетельствуют о том, что на
современном этапе в теории менеджмента
отобрано рациональное, что было достигнуто
во всех предыдущих фазах ее развития.3
Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации осуществляют управление своей маркетинговой деятельностью: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции формировались в различные периоды развития рыночной экономики. Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.
Концепция совершенствования производства (the production concept) исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая — когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая — когда себестоимость товара слишком велика и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности (но при этом часть продукции, которая будет находиться на складах в силу того, что себестоимость продукции слишком высока и, следовательно, спрос на неё не высок, придётся продавать по сниженным ценам. Это может негативно сказаться на фирме занимающейся производством и/или продажей данного товара).
Концепция совершенствования товара (product concept) исходит из того, что потребители будут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Использование этой концепции может обеспечить фирме определённые преимущества только в краткосрочном плане, однако в целом концепция совершенствования товара приводит к «маркетинговой близорукости». Уделяя все внимание данному виду свой продукции, продавец может упустить из внимания нужды потребителей. Так, например, в США руководство железных дорог полагало, что потребителям нужны поезда, а не средство транспорта и не заметило угрозы со стороны авиалиний и автотранспорта. Изготовители логарифмических линеек считали, что инженерам нужны линейки, а не возможность производить расчёты, и упустили угрозу со стороны карманных калькуляторов.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (продаж) (selling concept) исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Руководствуясь этой концепцией, разработаны различные приёмы выявления потенциальных потребителей и так называемой «жёсткой продажи» им товара, когда на покупателя активно воздействует, фактически вынуждая сделать покупку.
Концепция маркетинга (marketing concept) исходит из того, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости.
Сравнивая последние две концепции, можно также отметить, что концепция интенсификации коммерческих усилий, или как ее еще называют «сбытовая концепция» характерна для российского рынка в целом, а маркетинговая концепция используется крайне редко, в частности при строительстве элитного жилья.
Концепция социально-этичного маркетинга (societal marketing) исходит из того, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Эта
концепция сформировалась сравнительно
недавно, после того, как был сделан
вывод о недостаточности
Концепция холистического (целостного) маркетинга основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. Холистический маркетинг признает, что в маркетинговом деле важно все и что зачастую бывает необходим расширенный, интегрированный подход. Холистический маркетинг включает в себя четыре компонента: маркетинг взаимоотношений, интегрированный маркетинг, внутренний маркетинг и социально ответственный маркетинг. Таким образом, холистический маркетинг — это подход, в котором делается попытка признать и сбалансировать различные компетенции и сложности маркетинговой деятельности.