Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:39, реферат
Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.
Вопрос 1
Принципы
менеджмента: общее
понятие, общие и
структурно-функциональные
принципы управления
производством
Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах; экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов; оборонительной — защита от врагов и диких зверей.
Менеджмент представляет
собой науку и искусство
Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы; великого множества людей, контроля за их деятельностью. Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами. Когда мы говорим о том, что организация (предприятие) функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия. Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
Функции менеджмента
- это конкретный вид управленческой
деятельности, который осуществляется
специальными приемами и способами,
а также соответствующая
Таким образом, принципы
управления можно представить как
основополагающие идеи, закономерности
и правила поведения
Принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности. Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников. Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом. Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели). Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры. Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.
Основным частным
принципом менеджмента является
принцип оптимального сочетания
централизации и
Метод управления - это
совокупность приемов и способов
воздействия на управляемый объект
для достижения поставленных организацией
целей .Множественность методов менеджмента
и разные подходы к их классификации усложняют
задачу выбора тех из них, которые будут
более эффективны при решении конкретных
управленческих задач. Тенденция к росту
числа и разнообразия методов управления
требует упорядочения всей их совокупности
путем классификации по определенным
критериям. Объективной основой использования
этих методов управления выступают организационные
отношения, составляющие часть механизма
управления. Поскольку через их посредство
реализуется одна из важнейших функций
управления — функция организации, задача
организационно-
Экономическим методам
управления отводится центральное место.
Это обусловлено тем, что отношения управления
определяются в первую очередь экономическими
отношениями и лежащими в их основе объективными
потребностями и интересами людей. Экономические
методы способствуют выявлению новых
возможностей, резервов, что особенно
важно в переходный к рыночным отношениям
период. Речь идет об изменении системы
материального стимулирования с учетом
экономических интересов всех участников
производственного процесса. Проблема
здесь в том, чтобы создать условия, при
которых бы экономические методы были
действенны и целенаправленны. Установлено,
что результаты труда во многом зависят
от целого ряда психологических факторов.
Умение учитывать эти факторы и с их помощью
целенаправленно воздействовать на отдельных
работников поможет руководителю сформировать
коллектив с едиными целями и задачами.
Главная цель применения социально-психологических
методов - формирование в коллективе положительного
социально-психологического климата,
благодаря чему в значительной мере будут
решаться воспитательные, организационные
и экономические задачи. Необходимость
использования в практике управления
организацией социально-психологических
методов руководства очевидна, так как
они позволяют своевременно учитывать
мотивы деятельности и потребности работников,
видеть перспективы изменения конкретной
ситуации, принимать оптимальные управленческие
решения.Приемы и способы социально-психологического
воздействия во многом определяются подготовленностью
руководителя, его компетентностью, организаторскими
способностями и знаниями в области социальной
психологии.Одна из важнейших задач в
развитии организации - создание наиболее
благоприятных условий для реализации
возможностей человека, которые появятся
благодаря внедрению механизма, предусматривающего
широкие права самостоятельных хозяйственных
звеньев и их трудовых коллективов в сочетании
с высокой ответственностью за конечные
результаты работы и развитыми формами
демократического управления (самоуправления).
Самоуправление трактуется нами как демократизация
управления, обеспечивающая работникам
возможность участвовать в процессе принятия
решений, влиять на положение дел в организации.
Понятие "самоуправление" выражает
довольно устойчивый тип социального
образования или общественных отношений.
Таким образом, выделяют следующие функции
менеджмента: функция планирования, функция
организации, мотивации, контроля и прочие.
Принципы управления можно представить
как основополагающие идеи, закономерности
и правила поведения руководителей по
осуществлению управленческих функций.
Основные методы управления – организационно-
Вопрос 2
Совместимость
групп, виды совместимости
как элемент психологического
метода менеджмента
Социально-психологические методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом.Роль социально - психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами:
- повышением образовательного
и культурного уровня
- развитием демократических начал в управлении;
- значительная часть
коллективов является не
Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-психологические факторы, которые сложились в коллективе.
Использование социально-психологических
методов предполагает оценку социально-психологического
микроклимата в коллективе и его
роль в формировании отдельных работников.
Она осуществляется с использованием
психологических тестов, наблюдений,
анкетирования и т.д.; разработку
мероприятий по развитию социально-психологических
отношений в коллективе до требуемого
уровня с помощью учебы, психологических
тренингов; учебу руководителей
по овладению социально-