Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 01:04, курсовая работа
Целю данной курсовой работы является исследование коммуникаций в системе управления организации.
Задачами курсовой работы выступают:
- изучение различных литературных источников, раскрывающих вопросы по коммуникационным процессам и эффективности их управления;
- освещение основных понятий коммуникационного менеджмента;
– анализ коммуникационной сферы предприятия на примере компании «Витраж»
– выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию комму-никационной сферы компании «Витраж».
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникационной сферы в управлении организацией. 6
1.1 Коммуникации- понятия, виды, их характеристика 6
1.1.1. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы 6
1.1.2 Классификация коммуникаций в процессе управления 8
1.1.3.Коммуникационные каналы и коммуникационная структура 11
1.2. Основные подходы к коммуникациям в сфере управления 13
1.3. Методы изучения коммуникационной сферы организации 16
1.4. Методы совершенствования коммуникации в организации 18
1.5. Российский и зарубежный опыт анализа практики внутренних коммуникаций 22
Глава 2. Коммуникационные процессы на предприятии ООО «Витраж» 28
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Витраж». 28
2.2. Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Витраж» 32
2.3. Анализ коммуникаций в управлении ООО «Витраж» 39
2.3.1. Внешние и внутренние коммуникации ООО «Витраж» 39
2.3.2.Коммуникационные каналы и коммуникационные структуры в ООО «Витраж» 43
2.3.3. Выявленные проблемы коммуникационной системы ООО «Витраж» 44
Глава 3. Предложения и рекомендации по усовершенствованию коммуникативной политики предприятия 51
Выводы 60
Список используемой литературы 63
Приложения
Отсутствие продавца на рабочем месте - с этой проблемой регулярно сталкиваются часть клиентов. Это настолько раздражает покупателей, что они зачастую принимают решение никогда больше не возвращаться в этот магазин. Разрушительное действие на бизнес оказывает и неквалифицированное поведение продавцов. Ряд клиентов заявили, что даже если им повезло и продавец оказался на месте, это еще не значит, что им окажут необходимую помощь. Покупатели могут столкнутся с равнодушием продавцов, которые просто игнорируют клиентов и предпочитают заниматься личными делами на рабочем месте. По подсчетам исследователей это немедленно навсегда отваживает от торговой точки около 3% покупателей.
Эта преграда может проявиться,
когда неквалифицированный
2. Информационные перегрузки. Мною было отмечено, что руководители перегружены организационными и контрольными работами. Это приводит к тому, что часть информации забывается, в результате определенная работа не выполняется в срок.
3. Конфликты между различными группами или подразделениями. Организационные конфликты или личные конфликты, все они приводят к столкновению людей, в результате кто-то может возненавидеть, затаить злобу на другого сотрудника. Это все может проявиться в том, что одна из конфликтующих сторон намеренно утаит информацию или исказит ее, в результате коммуникационный процесс может не состояться или примет не верное направление.
Основными способами делового общения на ООО «Витраж» являются собрание, совещание, переговоры, беседа и диалог, присутствует так же и спор.
Собрания проводятся по мере необходимости при решении сложных проблем с участием всего коллектива предприятия.
Совещания проводятся 3 раза в неделю (как правило, с 9.00 до 10.00).
Если классифицировать совещания, проводимые в ООО «Витраж», то можно выделить такие их виды как:
Однако, мною было отмечено не верное ведение совещаний. Основные ошибки, допускаемые руководством предприятия при проведении совещания – это:
- не устанавливается
регламент (порядок ведения
- не ограничивается время на выступление
- не ведется протокол совещаний,
Деловые переговоры ведутся и высшим руководством, и рядовыми сотрудниками, например, менеджерами торгово-выставочных залов в процессе общения с потребителями.
В результате проведенных исследований коммуникаций в ООО «Витраж» было установлено, что:
1. По субъекту и средствам
коммуникаций больше всего
2. По форме общения,
3. По каналам общения, наряду с формальными коммуникациями присутствуют и неформальные, которые можно определить как «вероятностная цепочка».
4. По пространственному
В результате проведенных наблюдений за коммуникациями, а также анкетирования сотрудников, выявлено, что преобладающими барьерами в установлении контактов между субъектами организации при передаче и восприятии информации являются следующие:
1) Неудовлетворительный кадровый состав.
2) Информационные перегрузки
3) Конфликты между различными группами и подразделениями;
4) Ошибки в проведении деловых совещаний
Проведенные исследования показывают, что фирма «Витраж» в настоящее время ведет финансово-хозяйственную деятельность на достаточно высоком уровне. Главное внимание при этом уделяется решению активных задач, то есть формированию и стимулированию спроса на товар. Однако, вследствие неустойчивого положения в экономике России и отсутствия достаточных средств для финансирования полномасштабной маркетинговой деятельности, фирма «Витраж» применяет только самые необходимые и недорогие маркетинговые мероприятия.
В случае улучшения финансового состояния фирмы «Витраж» можно будет использовать более действенные и дорогостоящие формы коммуникации и каналы распространения информации.
Особое внимание фирме «Витраж» следует обратить на внутренние коммуникации, так как проведение эффективных внутренних коммуникаций позволяет совершенствовать организацию работы с клиентами фирмы, изучать клиентов и создавать благоприятный образ фирмы. Для достижения этих целей фирме необходимо:
Несмотря на проведение
всех перечисленных мероприятий
основной формой коммуникации фирмы
должна оставаться личная продажа. Однако
можно усовершенствовать
Рассчитаем экономический эффект от предложенных мероприятий.
Проведение маркетинговых
исследований: выяснить у уже имеющихся
клиентов имена потенциальных
Разработка анкеты и ее тиражирование = 30 000 тыс. руб.
Рассчитаем эффективность, ожидаемую после проведения мероприятий.
Эффективность = Общая прибыль / Сумму затрат
Эффективность = 35 000 / 30 000 = 1,16
Предположим, что разработанные предложения позволят увеличить прибыль предприятия на 5%. Исходя из этого, рассчитаем балансовую рентабельность деятельности по следующей формуле:
Rб = (П / Sобщ) × 100%,
где П – прибыль, руб.;
Sобщ. – суммарные затраты.
Rб = (35 000 / 30 000) × 100% = 116 %
Подсчитаем, за какое количество времени окупятся предложенные нами мероприятия.
Tок = Суммарные затраты / Общая прибыль
Tок = 30 000 / 35 000 = 0,85
Следовательно, затраты
на совершенствование
В связи с этим, необходимо провести некоторые возможные мероприятия по улучшению коммуникативного процесса (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1 – План мероприятий по улучшению коммуникативного процесса в ООО «Витраж».
Планируемые мероприятия |
Планируемый эффект от внедрения |
1. Мероприятия по организации мест современными средствами оргтехники и созданию внутренней компьютерной сети. |
Сокращение времени на обработку корреспонденции и документов, своевременная и регулярная коммуникация между структурными подразделениями «Витраж». |
2. Мероприятие по создание специального подразделения по обработке входящей информации. |
Сократить время на отвлечения от основной деятельности, сократить коммуникативные барьеры, связанные с невнимательностью, эффективное перераспределение поступающей информации, исключение отвлечения работников от выполнения прямых функциональных обязанностей. |
3. Мероприятия по вовлечению
сотрудников для активного |
Сокращение барьеров, связанных с отсутствием обратной связи, распределение ответственности среди разных сотрудников, вовлечение как можно большего числа сотрудников, делегирование полномочий, рост доверия к руководству, налаживание прямого контакта рядового сотрудника с руководством. |
Как было ранее замечено, показателем зрелости и эффективности коммуникативных процессов в коллективе является социально-психологический климат. Благоприятный социально-психологический климат в ООО «Витраж», в основном, характеризуется на данный момент следующими положениями:
1. Ценности и отношения
в коллективе соответствуют,
2. В межличностных отношениях развиты взаимное доверие и уважение друг к другу.
3. Существует достаточная взаимная информированность по значимым вопросам.
Благоприятный социально-психологический климат необходимо поддерживать постоянно. Упущение этого условия приводит к огруппнению мышления, при котором служащие постепенно группируются протестуя против сложившейся ситуации.
Необходимые меры, которые должен принимать руководитель, чтобы недопустить группового мышления следующие:
1. Быть беспристрастным, не занимать предвзятую позицию.
2. Просить подчиненных
подходить к проблеме
3. Отвести одному или
нескольким участникам роль
4. Время от времени
делить группы на части,
5. Заранее рассмотреть
и вычислить разнообразные
6. Выработав предварительное решение, собрать собрание еще раз и спросить о сомнениях.
7. Пригласить некоторых лояльных служащих в качестве экспертов со стороны, чтобы оспорить взгляды групп.
8. Поощрять членов группы делиться соображениями с доверенными лицами и сообщать об их реакции.
9. Создание независимой
группы для решения этой
В ООО «Витраж» есть незначительные проявления неблагоприятного социально-психологического климата, который нередко проявляется в неформальных коммуникациях, а также в отсутствии взаимной ответственности и взаимовыручки. Также можно отметить недостаточную инициативу со стороны служащих и отсутствие творческого отношения к труду.
Методы решения этих проблем были описаны выше, стоит только добавить следующие:
1. Поощрение инициативы со стороны работников (премирование, награды, информирование о деятельности отличившегося работника на собрании).
2. Постоянное слежение
за уровнем социально-
Руководитель должен обладать высокой степенью коммуникативной культурой.
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
Вежливость – это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах.
Корректность – умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, когда появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения.
Тактичность также одно из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта – это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение
Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей.
Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно.