Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 01:04, курсовая работа
Целю данной курсовой работы является исследование коммуникаций в системе управления организации.
Задачами курсовой работы выступают:
- изучение различных литературных источников, раскрывающих вопросы по коммуникационным процессам и эффективности их управления;
- освещение основных понятий коммуникационного менеджмента;
– анализ коммуникационной сферы предприятия на примере компании «Витраж»
– выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию комму-никационной сферы компании «Витраж».
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникационной сферы в управлении организацией. 6
1.1 Коммуникации- понятия, виды, их характеристика 6
1.1.1. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы 6
1.1.2 Классификация коммуникаций в процессе управления 8
1.1.3.Коммуникационные каналы и коммуникационная структура 11
1.2. Основные подходы к коммуникациям в сфере управления 13
1.3. Методы изучения коммуникационной сферы организации 16
1.4. Методы совершенствования коммуникации в организации 18
1.5. Российский и зарубежный опыт анализа практики внутренних коммуникаций 22
Глава 2. Коммуникационные процессы на предприятии ООО «Витраж» 28
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Витраж». 28
2.2. Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Витраж» 32
2.3. Анализ коммуникаций в управлении ООО «Витраж» 39
2.3.1. Внешние и внутренние коммуникации ООО «Витраж» 39
2.3.2.Коммуникационные каналы и коммуникационные структуры в ООО «Витраж» 43
2.3.3. Выявленные проблемы коммуникационной системы ООО «Витраж» 44
Глава 3. Предложения и рекомендации по усовершенствованию коммуникативной политики предприятия 51
Выводы 60
Список используемой литературы 63
Приложения
Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций (как и всего менеджмента) произошло не так давно (10 лет – это небольшой период), то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта компаний зарубежных стран и современных российских предпринимателей.
В России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководства к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные работники не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организации работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения.
Естественно в обоих описанных ситуациях есть исключения. Так при командно-административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и т.д. Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низком уровне, ошибочно построены коммуникации.
Выводы. Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, то она прекратит своё существование.
Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Руководителю приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Поэтому в работе делается акцент на эффективность коммуникаций, т.е. обмен информацией, которая оказывает непосредственное влияние на управление организацией.
Коммуникации осуществляются в различных видах и формах, исследование которых позволяет определить способы повышения их эффективности. Особого внимания заслуживают межличностные коммуникации, которые зависят от множества факторов. Изучение влияния различных факторов, таких, как, обратная связь, статусные различия, компетентность, доверие и совместимость работников, культурные различия и многие другие, позволит изучить процессы межличностных коммуникаций.
Существуют разные подходы к коммуникациям: школа человеческих отношений, системный подход, которые освещают роль коммуникаций как в сфере межличностных отношений, так и в управленческой сфере. Но в целом значение коммуникаций трудно переоценить, они важны для руководителей организаций по следующим причинам:
1. Коммуникации необходимы для эффективности управления;
2. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;
3. Хорошо налаженные
коммуникационные сети
4. Коммуникации имеют сложную и гибкую структуру. Только знание закономерностей построения коммуникаций может принести успех.
Общество с ограниченной ответственностью «Витраж» основано 2000 году 3 учредителями.
Основной вид деятельности
предприятия – изготовление и
монтаж оконных конструкций. Дальнейшее
развитие рынка, появление и усиление
конкуренции привело к
а) производство оконных конструкций;
б) изготовление и монтаж дверных блоков;
в) изготовление срубов домов;
г) отделка фасадов зданий.
ООО «Витраж» является одним из ведущих предприятий в данной отрасли. Потребителями продукции являются и население, и различные предприятия, организации, учреждения. Потребители хорошо осведомлены о работе ООО «Витраж» и отзываются о нем положительно, и именно поэтому, несмотря на жесткие условия конкуренции, ООО «Витраж» занимает лидирующее место на рынке оконных конструкций.
В настоящее время на рынке РБ
достаточно много фирм, производящих
и реализующих аналогичную
Рассмотрим вкратце основные факторы макросреды, влияющие на работу предприятия
Факторы макросреды
Демографическая среда:
- Кризисная ситуация
в состоянии здоровья
Природная среда:
- Экологические проблемы:
переработка и утилизация
Научно-техническая среда:
- Ускорение НТП: применение новых технологий, а также усовершенствованного оборудования в производстве;
- Увеличение ассигнований
на НИОКР: маркетинговые
Культурная среда:
- Стремление к комфорту:
звукоизоляция, системы
Социально-экономическая среда:
- Рост покупательской
активности населения:
- Наличие безработицы: прием на работу в большей степени молодых специалистов (конкурсная основа) и в меньшей мере людей с возрастом от 35 до 50 лет;
- Большое количество людей пенсионного возраста: наем на работу пожилых людей в качестве технического персонала и охраны, скидки пенсионерам.
ООО «Витраж» обладает современной материально-технической базой, которая постоянно модернизируется, совершенствуется, увеличивается. Продукция изготавливается только из высококачественных материалов с использованием новейших технологий.
Организационная структура компании «Витраж» включает следующие отделы: • Отдел маркетинга
• Торговый отдел
• Бухгалтерия
•АХО
Рис. 1. Организационная структура компании «Витраж»
Деятельность отдела маркетинга заключается в организации процесса организации торговли конкурентоспособной продукции, организации эффективной системы сбыта, проведении гибкой ценовой политики, управлении продвижения товаров.
Торговый отдел занимается
непосредственно процессом
Заведующие отделами являются, материально ответственными лицами за прием, учет и сохранность товаров. Финансовая деятельность курируется бухгалтерией.
В настоящий момент на предприятии трудятся около 50 человек из них 7 руководителей. В целом можно сказать, что и руководящий состав, и инженерно-технические работники, и рабочие высококвалифицированные специалисты в области пластиковых окон.
Как, пожалуй, на любом другом предприятии в основу построения организационной структуры положены несколько принципов:
Структуре управления ООО «Витраж» присуща централизация полномочий и ответственности. Это проявляется в четком распределении функциональных обязанностей между подразделениями, коммуникациями сверху вниз, единоначалии при распределении полномочий и ответственности, некоторым бюрократизмом в деятельности предприятия.
Для того, чтобы оценить
финансово-экономическую
Таблица 2.1 – Основные и оборотные средства ООО «Витраж»
в 2008-2010 гг.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 | ||||||
тыс. руб. |
в % к предыдущему году |
в % к 2008 г. |
тыс. руб. |
в % к предыдущему году |
в % к 2008 г. |
тыс. руб. |
в % к предыдущему году |
в % к 2008 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Основные средства |
507 |
- |
- |
509 |
100,4 |
100,4 |
667 |
131,4 |
131,6 |
Оборотные активы (запасы), в том числе |
1751 |
- |
- |
3055 |
174,47 |
174,47 |
2022 |
66,19 |
115,48 |
Сырье, материалы |
879 |
- |
- |
762 |
86,7 |
86,7 |
224 |
29,4 |
25,48 |
Готовая продукция |
825 |
- |
- |
2293 |
227,94 |
227,94 |
1720 |
75,01 |
208,48 |
Основные средства ООО «Витраж» в стоимостном выражении в течение 2008-2010 гг. несколько увеличились, и в 2010 г. составили 667 тыс. руб., прирост составил 31,6 % по сравнению с 2008 г.
Оборотные активы в
стоимостном выражении
В то же время по готовой продукции в 2010 г. наблюдалось снижение лишь на 24,99 % по сравнению с 2009 г., а по сравнению с 2008 г., наблюдался значительный прирост - увеличение на 108,48 %.
Для оценки эффективность деятельности предприятия, рассмотрим показатели прибыли и динамику прибыли компании в соответствии с отчетом о прибыли и убытках. Данные представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Динамика выручки, себестоимости и прибыли ООО «Витраж»
в 2008-2010 гг.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 | ||||||
тыс. руб. |
в % к предыдущему году |
в % к 2008 г. |
тыс. руб. |
в % к предыдущему году |
в % к 2008 г. |
тыс. руб. |
в % к предыдущему году |
в % к 2008 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Выручка |
29402 |
- |
- |
37046 |
126,0 |
126,0 |
43764 |
118,13 |
148,85 |
Себестоимость |
12202 |
- |
- |
14380 |
117,85 |
117,85 |
17370 |
120,79 |
142,35 |
Валовая прибыль |
17200 |
- |
- |
22666 |
131,78 |
131,78 |
26394 |
116,45 |
153,45 |
Чистая прибыль |
1407 |
- |
- |
2085 |
148,19 |
148,19 |
2769 |
132,81 |
196,8 |