Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:27, курсовая работа
Современная рыночная экономика ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых является максимально эффективное использование кадрового потенциала. Для того, чтобы этого достигнуть, нужна чётко разработанная кадровая политика [20].
Именно поэтому в настоящее время весьма актуальным становится повышение уровня работы с кадрами, постановка этой работы на прочный научный фундамент, использование накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
На выполнение строительно-монтажных и сопутствующих строительных работ, подлежащих обязательной сертификации в строительстве, имеются сертификаты соответствия.
В 2009 году ОДО «Брандстройпроект» стало лауреатом конкурса «Лепшы прадпрымальнік 2009 года Магилеўскай вобласці» в сфере строительной деятельности.
С 2011 года в ОДО «Брандстройпроект» внедрена система менеджмента качества на выполняемые работы и услуги, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001:2008.
На сегодняшний день ОДО «Брандстройпроект» в своем подчинении имеет такие структурные подразделения, как:
- Торговый объект
– Магазин «Бранд» в г.
- Филиал в городе Бобруйске;
- Филиал в городе Минске;
- Филиал в городе Бресте [4].
3.2 Кадровое планирование, оценка потребности в персонале, набор, отбор, адаптация, увольнение сотрудников в ОДО «Брандстройпроект»
Необходимо
отметить, что рассматриваемая
На начальном
этапе существования фирмы
В настоящее время в фирме создан отдел кадров, представленный одним человеком – специалистом по кадрам. Таким образом, разработка грамотной кадровой политики находится на начальном этапе. Однако кадровое планирование по прежнему не проводится, это привело к тому, что в нынешних нестабильных условиях, когда число заказчиков фирмы снизилось, количество некоторых специалистов организации (например, экономистов) превышает требуемое.
Для набора персонала в настоящее время используются следующие источники: поиск кадров через средства массовой информации; самостоятельное обращение в организацию людей, ищущих работу; переманивание работников из других организаций; личные знакомства (контакты) нынешних сотрудников организации.
При приёме на работу кандидаты на должности служащих, а в некоторых случаях, и рабочих, в основном проходят только собеседование непосредственно с генеральным директором фирмы. С точки зрения кадровой политики это имеет как положительное, так и отрицательное значение. Так, генеральный директор может сам непосредственно оценить каждого из принимаемых кандидатов. С другой стороны, весьма полезным было бы, чтобы с кандидатами беседовали также их будущие непосредственные руководители (отделов, бюро и т.д.). На самом же деле, непосредственные руководители просто ставятся перед фактом, что в их отдел приходит новый сотрудник.
Таким образом, человек, которому не вполне понятно объяснили специфику его будущей деятельности, может устроиться на работу, в результате не справиться с ней (не пройти испытательный срок (3 месяца)) либо просто через год начать искать новую, более близкую ему работу, что в условиях нестабильности приводит к текучести кадров и, естественно, отрицательно сказывается на деятельности фирмы и чего можно было бы избежать, если бы с кандидатами проводилось более подробное собеседование.
Уже после приёма на работу кандидат заполняет стандартную анкету, с ним заключается трудовой договор (Приложение Б) либо контракт (Приложение В). Причём, трудовые договора заключаются с работниками, принимаемыми на должности служащих, а контракты – на рабочие должности. С точки зрения кадровой политики в нестабильных условиях, такое разделение является довольно грамотным. Так как в настоящее время кадрам рабочих специальностей легче найти работу, чем служащим, чтобы удержать рабочих в организации и снизить текучесть среди этой группы работников, осуществлён переход к контрактной системе: рабочий должен отработать в организации срок, установленный контрактом.
Процесс адаптации новых работников в фирме протекает самопроизвольно, организация его не входит в обязанности какого-либо из подразделений. Некоторые официальные стороны процесса адаптации новых сотрудников в фирме отражены в пункте 2.2 Правил внутреннего трудового распорядка (Приложение Г). За вновь прибывшими работниками наставники официально не закрепляются, однако их обучением и введением в специфику работы обычно занимается наиболее опытный сотрудник отдела, а также другие коллеги по работе. Это несколько упрощает процесс адаптации. Единственными источниками информационного обеспечения процесса адаптации являются правила внутреннего трудового распорядка (Приложение Г) и должностные инструкции, с которыми под подпись знакомится каждый вновь прибывший работник (см. Приложение Д). Однако отсутствие строгой организации адаптационного процесса в фирме, официального наставничества – недостаток кадровой политики руководства. Так как правильно организованный процесс адаптации, как уже говорилось ранее, позволяет уменьшить стартовые издержки при найме нового работника, сэкономить время руководителя и других сотрудников, а также снизить текучесть рабочей силы (практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации), что является весьма важным моментом в условиях рыночной нестабильности.
3.3 Анализ численности и состава кадров ОДО «Брандстройпроект»
Для анализа кадрового состава организации будем использовать государственную статистическую отчётность формы 6-т (кадры) за 2010 год (Приложение Е). Сразу отметим, что численность работников фирмы с 2010 года возросла более чем втрое (в настоящее время в ОДО «Брандстройпроект» зарегистрировано 226 работника), однако удельный вес различных категорий изменился несущественно.
3.3.1.Изучение состава работников ОДО «Брандстройпроект» по выполняемым функциям. На конец 2010-го года в организации списочная численность работников составляла 68 человек, из них 24 человека – служащие, 44 рабочие (см. строку 01 Раздела I отчётности формы 6-т). Таким образом, удельный вес рабочих в организации на конец 2010 года составлял:
(44/68)х100=64,7 %; служащих соответственно(24/68)х100=35,3 %.
Далее рассмотрим структуру служащих: из них руководители составляют
(12/24)х100=50 %, специалисты (11/24)х100=45,8 %, другие служащие: (1/24)х100=4,2 %.
Распределение работников ОДО «Брандстройпроект» по выполняемым функциям представлено в виде круговой диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1 - Распределение работников ОДО «Брандстройпроект» по выполняемым функциям
Вывод: практически 2/3 численности работников фирмы на конец 2010 года составляли рабочие. Это, с одной стороны, объяснимо спецификой деятельности фирмы. Так, для разработки, например, одного проекта автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре достаточно двух специалистов (одного инженера-проектировщика и одного специалиста по сметной работе), а для проведения монтажа этой же системы требуется бригада рабочих в среднем из 5-ти человек. Однако, исходя из анализа структуры служащих, в которой ровно половину составляют руководители (на настоящий момент число руководителей также весьма велико), можно отметить, что по отношению к ним удельный вес специалистов (например, инженеров) следовало бы несколько увеличить. Это позволило бы разгрузить эту группу работников, среди которой в настоящее время наблюдается некоторая текучесть, которая, помимо других факторов, объясняется чрезмерной загруженностью и отсутствием плановости в работе. Это недостаток кадровой политики организации, в фирме наблюдается корпоративная бюрократия, слишком разветвлённый штат управленцев.
3.3.2.Изучение состава работников ОДО «Брандстройпроект» по образованию. Данные по образованию работников ОДО «Брандстройпроект» на конец 2010-го года сведём в таблицу, там же отразим удельный вес каждой из категорий работников.
Таблица 3 - Состав работников ОДО «Брандстройпроект» по уровню образования
Число человек |
Списочная численность |
Образование | ||||
высшее |
среднее специальное |
профессиональ но-техническое |
общее среднее |
общее базовое | ||
68 |
19 |
22 |
21 |
6 |
0 | |
Удельный вес, % |
100 |
28 |
32,4 |
30,9 |
8,7 |
0 |
Также представим распределение работников организации по имеющемуся образованию в виде круговой диаграммы и рассмотрим, например, распределение работников с высшим образованиям по выполняемым функциям (рабочие, служащие). Такая диаграмма представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Распределение работников ОДО «Брандстройпроект» по уровню образования
Вывод: Таким образом, по данным на конец 2010-го года большинство сотрудников организации (одна треть) имели среднее специальное образование, практически по столько же – профессионально-техническое и высшее образование. Как видно из приведенной диаграммы и представленной отчётности формы 6-т, практически все руководители и специалисты предприятия имели высшее либо среднее специальное образование, почти половина рабочих фирмы - среднее специальное образование, что свидетельствует о довольно высокой общей квалификации сотрудников фирмы и достаточно грамотной кадровой политике в сфере подбора персонала по образовательному уровню.
3.3.3. Изучение состава работников по полу и возрасту. На конец 2010-го года в организации списочная численность работников составляла 68 человек, из них 11 женщин. Таким образом, удельный вес женщин среди работников организации на 2010 год составлял:
11/68=16,2 %; мужчин соответственно: 100-16,2=83,8 %.
Такой половой состав очевиден, исходя из того, что 2/3 работников предприятия – это рабочие. Все женщины, работающие в организации, относятся к категории служащих – в основном специалистов.
Распределение работников ОДО «Брандстройпроект» по возрастному составу приведём в следующей таблице.
Таблица 4 - Распределение работников ОДО «Брандстройпроект» по возрастному составу
Число человек |
Списоч- ная числен- ность |
Возраст, лет | ||||||||||
до16 |
16-17 |
18-24 |
25-29 |
30 |
31 |
32-39 |
40-49 |
50-54 |
55-59 |
60 лет и старше | ||
68 |
0 |
0 |
13 |
19 |
3 |
1 |
13 |
16 |
2 |
0 |
1 | |
Удельный вес, % |
100 |
0 |
0 |
19 |
27,9 |
4,4 |
1,5 |
19 |
23,5 |
3,2 |
0 |
1,5 |
Представим распределение работников организации по возрастному составу в виде гистограммы, приведенной на рисунке 3.
Рисунок 3 - Распределение работников ОДО «Брандстройпроект» по возрастному составу
Вывод: Как видно из рисунка 3 и представленной отчётности формы 6-т (Приложение Е) на конец 2010-го года абсолютное большинство работников фирмы (71,8%) находятся в возрасте до 40 лет. Из этой категории наибольшее число работников организации (27,9%) находились в возрастных пределах от 25 до 29 лет (58 % рабочих и 42 % служащих). Привлечение людей молодого возраста в компанию с точки зрения кадровой политики с одной стороны является положительным моментом, так как такие люди обычно обладают энтузиазмом, стремятся сделать карьеру, хорошо зарекомендовать себя. С другой стороны люди данной категории, очевидно, имеют меньше опыта, кроме того, в условиях рыночной нестабильности они будут гораздо более склонны через несколько лет сменить работу, чем люди старшего возраста (например, после 45-50-и лет), которые менее склонны рисковать и оставлять привычную работу.
3.4 Мотивация и обучение сотрудников ОДО «Брандстройпроект», корпоративная культура
Основным способом мотивации в рассматриваемой организации является материальное стимулирование. Все его формы отражены в Положении об оплате труда (Приложение Ж). Во-первых, работникам организации предусмотрены различные надбавки и доплаты (см. Раздел 4 Положения об оплате труда): за выполнение особо важных и срочных работ (в размере до 300%), за стаж работы и др. Надбавки за стаж работы, естественно, весьма способствуют удержанию работников в организации, что является весьма важным для снижения текучести кадров, которая наблюдается в нынешних нестабильных условиях.
Информация о работе Кадровая политика в условиях рыночной нестабильности